официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла!

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2011 г. N 75/1206-ГС

 

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

ГОРОДА ОРЛА ЗА 2010 ГОД

 

Заслушав и обсудив отчет председателя Контрольно-счетной палаты города Орла Фоминой О.Н. о работе Контрольно-счетной палаты за 2010 год, Орловский городской Совет народных депутатов решил:

Утвердить отчет председателя Контрольно-счетной палаты города Орла Фоминой О.Н. «Об итогах работы Контрольно-счетной палаты города Орла за 2010 год».

 

Председатель Совета

В.И.УВАРОВ

 

 

ОТЧЕТ

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ГОРОДА ОРЛА О.Н. ФОМИНОЙ

 

«О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ  ПАЛАТЫ
ГОРОДА ОРЛА ЗА 2010 ГОД»

 

 

Ежегодный отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Орла подготовлен к рассмотрению депутатами Орловского городского Совета народных депутатов в соответствии со ст. 25 Положения «О Контрольно-счетной палате города Орла», утвержденного решением городского Совета от 25 ноября 2010 г. № 71/1156-ГС. В отчете представлены результаты совместной работы органов местного самоуправления города Орла –  Орловского городского Совета народных депутатов, Мэра города Орла, Администрации города Орла и Контрольно-счетной палаты города Орла по улучшению качества реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в единой системе контроля за исполнением местного бюджета, эффективным использованием муниципального имущества и контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета и отчета о его исполнении.

Как и в предыдущие годы, Контрольно-счетная палата осуществляла экспертно-аналитическую и контрольно-ревизионную деятельность. План работы на 2010 год, сформированный с учетом предложений администрации города Орла и депутатов городского Совета и утвержденный решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2009 года № 56/927 – ГС за исключением  1 мероприятия выполнен. Этим исключением стала внешняя проверка бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета города Орла – органа государственной власти Российской Федерации – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (Управление Роспотребнадзора), руководитель которого категорически отказался представить для внешней проверки годовую бюджетную отчетность по операциям администрирования доходов, зачисляемых в бюджет города Орла. К рассмотрению возникшей проблемы были привлечены сотрудники Прокуратуры Орловской области и Прокуратуры Советского района города Орла. Итогом рассмотрения данной ситуации стала подготовка Прокуратурой Орловской области представления в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора.

Сверх утвержденного плана дополнительно было проведено 4 мероприятия, в том числе 2 по обращениям районных прокуратур города, 1 по обращению городского Совета, 1 по распоряжению Администрации города Орла и обращению прокуратуры Орловской области.

В целях реализации принципа гласности в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» информация о результатах проверок публиковалась в газете «Город Орел», а в последующем в официальном публикаторе муниципальных правовых актов  «Орловская городская газета». В настоящее время, во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» идет работа по созданию официального Интернет-сайта Контрольно-счетной палаты города Орла, и в ближайшее время все жители города, да и не только, смогут знакомиться с результатами работы палаты, что называется в режиме «one-line».

В соответствии с Положением «О Контрольно-счетной палате города Орла» одной из важнейших задач Контрольно-счетной палаты является экспертиза проектов муниципальных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, или влияющих на формирование и исполнение местного бюджета. Во исполнение данной задачи в соответствии с планом работы проведена экспертиза и подготовлено 28 заключений на проекты решений городского Совета, в том числе: заключения на отчет об исполнении бюджета города за 2009 год;  заключения на проект бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в двух чтениях; 11 – о внесении изменений в бюджет города; 11 – на проекты муниципальных правовых актов в соответствии с компетенцией.

Заключения направлялись в Администрацию города и городской Совет. Ряд замечаний были учтены в рабочем порядке, ряд – при принятии муниципальных правовых актов.

Однако, процедура направления проектов муниципальных правовых актов на экспертизу в Контрольно-счетную палату до настоящего времени документально не закреплена, за исключением процедуры направления проектов решений о местном бюджете, установленной Положением «О бюджетном процессе в городе Орле». Зачастую проекты поступают в сроки, не позволяющие всесторонне проанализировать проблему, а в отдельных случаях документы по вопросам, относящимся к компетенции Контрольно-счетной палаты, на экспертизу не направляются. Так, ни одна муниципальная долгосрочная целевая программа не прошла экспертизу специалистов Палаты, как это предусмотрено ст. 157 Бюджетного кодекса РФ и Положением «О Контрольно-счетной палате города Орла».

Несмотря на указанные проблемы организационного характера, количество проектов документов, по которым специалистами Палаты подготовлены заключения, увеличивается, и в будущем Палата планирует развивать экспертно-аналитическое направление деятельности как инструмент предварительного контроля, в том числе и в направлении противодействия коррупции.

Необходимость этой работы хочу подтвердить таким примером. В ходе проведения экспертизы проекта решения по поправкам к бюджету города (заключение № 26 от 11.06.2010 года) было установлено, что в нарушение ст.6, п.1 ст.40, п.2 ст.160.1 и ст.218 Бюджетного кодекса РФ с единого счета бюджета города по заявке МУ «УКС г. Орла» перечислены средства платы за подключение к водопроводно-канализационным системам в сумме 9054,0 тыс. руб., в том числе поступившие в бюджет в 2009 году – 6083,5 тыс. руб., на счет МПП ВКХ «Орелводоканал». По данному факту были направлены представления начальнику МУ «УКС г. Орла» и зам. начальника Финансового управления администрации г. Орла. Во исполнение представлений на едином счете бюджета города восстановлены средства в сумме 6083,5 тыс. руб.

В своих заключениях, кроме выводов о соответствии или не соответствии законодательству, Контрольно-счетная палата отражала также такие важные и нерешенные до настоящего времени вопросы:

- отсутствие в городе стратегии социально-экономического развития, устанавливающей долгосрочные ориентиры в развитии реального сектора экономики;

- отсутствие городских программ, которые носили бы направленный вектор действия на повышение качества жизни горожан, а не просто заменяющие бюджетное финансирование отдельных структур города.

- из года в год в нарушение ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в муниципальных целевых программах, не соответствует проекту решения о местном бюджете;

- из года в год программа приватизации объектов муниципальной собственности на момент формирования бюджета на очередной финансовый год не сформирована и не принята;

- ежегодно при подготовке заключения на проект бюджета специалисты Контрольно-счетной палаты обращают внимание на качество бюджетного планирования и др.

С заметным опозданием город готовится к реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, определенного Президентом РФ в качестве приоритетного начиная уже с 2011 года. Муниципальное задание, рекомендованное к применению с начала 2009 года и обязательное в 2010 году, с большим трудом внедрялось в практику в течение прошлого года.

 

В отчетном году в рамках внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2009 год и подготовки соответствующего заключения проведена проверка отчетности главных администраторов бюджетных средств. Такая работа обусловлена требованиями Бюджетного кодекса РФ и в полном объеме проводится уже не первый год.

Контролем были охвачены 1 главный администратор доходов федерального уровня – УВД по Орловской области и  1 подведомственный ему администратор – Управление ГИБДД УВД по Орловской области, а также  12-ть главных администраторов бюджетных средств города Орла и 16-ть подведомственных им учреждений (получателей бюджетных средств), в том числе: 5 учреждений образования, 4 учреждения здравоохранения, 3 учреждения физкультуры и спорта и 4 учреждения культуры.

Одно плановое мероприятие по внешней проверке бюджетной отчетности ГАБС не выполнено, о чем я сообщила в начале своего отчета.

По результатам обобщения итогов внешней проверки бюджетной отчетности за 2009 год главных администраторов бюджетных средств города Орла подготовлено заключение и направлено мэру города Орла и председателю Орловского городского Совета народных депутатов.

В ходе проведения внешней проверки бюджетной отчетности установлено:

- нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1,3 тыс. руб., в  виде направления средств бюджета на уплату налога на доходы физических лиц (УМИиЗ и Управление здравоохранения);

- неправомерное использование бюджетных средств на необоснованную переплату по налогам в сумме 192,6 тыс. руб. (УМИиЗ, Управление здравоохранения и Управление культуры);

- наличие у Администрации города Орла по состоянию на 01.01.2010 кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 146,6 тыс. руб., при отсутствии задолженности перед работниками по заработной плате, свидетельствует о нарушении налогового законодательства, что может привести к наложению штрафных санкций, а следовательно к  безрезультативному и неэффективному использованию бюджетных средств;

- принятие бюджетных обязательств, не обеспеченных ассигнованиями 2009 года, МУ «УКС г. Орла» в сумме 18917,6 тыс. руб., МУ «УКХ г. Орла» в сумме 16129,4 тыс. руб. является нарушением требований статей 161,162,219 Бюджетного кодекса РФ.

В заключении по результатам внешней проверки бюджетной отчетности за 2009 год отражены и иные нарушения.

 

Особое внимание традиционно уделялось контрольно-ревизионной деятельности. По итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2010 году, выявлено нарушений и недостатков, имеющих стоимостную оценку, на общую сумму 207 486 тыс. руб. В указанную величину не вошли итоги проверки ОАО «Орелгортеплоэнерго» (до приватизации МУПП «Орелгортеплоэнерго»), проведенной по обращению Прокуратуры Орловской области в составе комиссии, созданной по распоряжению Администрации города.

В сравнении с предыдущим годом объем установленных нарушений снизился значительно (в 2009 году – 1 344 170,1 тыс. руб., в 2010 году – 207485,6 тыс. руб.).

По всем установленным фактам нецелевого использования бюджетные средства были возвращены в бюджет.

 

Структура основных выявленных нарушений и недостатков в сравнении с прошлым годом выглядит следующим образом:

 

  (тыс. руб.)

№№ п\п

Виды нарушений и недостатков

2009

2010

Отклонения

+ рост

- снижение

1.

Нецелевое использование бюджетных средств

968,5

216,3

- 752,2

2.

Потери доходов бюджета

21 145,9

35 377,5

+ 14 231,6

3.

Сумма крупных сделок, заключенных без согласования с собственником

32 565,5

87 324,5

+54 759,0

4.

Расходование средств с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ

42 045,1

6 550,8

- 35 494,3

5.

Исполнение расходных обязательств, не отнесенных к вопросам местного значения или при отсутствии муниципального правового акта

6 465,1

20 476,9

+ 14 011,8

6.

Нарушения при учете муниципального имущества

1187092,1

7 140,3

- 1 179 951,8

 

Основная сумма уменьшения выявляемых нарушений и недостатков в сравнении с прошлым годом приходится на вопросы учета муниципальной казны, но это не дает повод для успокоения, поскольку проверкой проведенной в текущем году опять выявлены нарушения и недостатки на значительные суммы.

В истекшем году уменьшилось количество выявляемых фактов нецелевого расходования бюджетных средств и фактов расходования бюджетных средств с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Однако, значительно (в 2,7 раза) возросли суммы крупных сделок, заключенных предприятиями без согласования с собственником. Увеличились суммы выявляемых расходов местного бюджета на исполнение обязательств, не отнесенных к вопросам местного значения или осуществляемых при отсутствии муниципальных правовых актов. Кроме того, бюджет города Орла по итогам проверок прошедшего года недополучил 35,4 млн. руб., что на 14,2 млн. руб. больше, чем в предыдущем. Так, по результатам проверки Муниципального унитарного предприятия «Управление по эксплуатации нежилых помещений», установлено, что предприятие продолжает дублировать функции Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла по заключению договоров аренды нежилых помещений. Арендные платежи в сумме 24605,0 тыс. руб. являются потерями доходов бюджета города Орла, из них 16687,2 тыс. руб. получены предприятием незаконно, в нарушение ч.1 ст.131, ч.2 ст.299 ГК РФ.  При этом передача УМИЗ администрации г. Орла предприятию функции сдачи в аренду нежилых помещений муниципальной казны повлекла за собой дополнительные потери местного бюджета в размере уплаченных предприятием налогов. Так, за 2009 г. и 1 кв. 2010 г. данная сумма налогов составляет более 4,0 млн. руб. Кроме того, было установлено, что предприятием не перечислены в бюджет арендные платежи, полученные от арендаторов в погашение задолженности местному бюджету, образовавшейся в период, когда данные помещения предоставлялись в аренду УМИЗ в сумме 481,9 тыс. руб. Одновременно, в связи с не заключением договоров технического обслуживания и договоров аренды с рядом арендаторов потери предприятия составили 1320,96 тыс. руб. При этом муниципальное предприятие, имея свободные денежные средства, полученные от арендных платежей, необоснованно осуществляет деятельность по предоставлению займов, оказанию финансовой помощи, оплачивает услуги для других организаций. Всего за проверяемый период направлено на эти цели более 7 млн. руб., что по своей сути является бюджетным финансированием или предоставлением бюджетных кредитов и осуществляется с грубым нарушением требований бюджетного законодательства.

Материалы проверки направлены в прокуратуру Железнодорожного района города Орла.

Местный бюджет несет потери за счет передачи части помещений муниципального имущества федеральным, областным структурам  и другим организациям, финансируемым не из местного бюджета, в безвозмездное пользование вместо передачи в аренду и получении арендной платы.

При проверке по вопросу правильности заключения и исполнения договоров аренды земельных участков под временно размещенными объектами торговли на территории г. Орла также установлены потери доходов бюджета, которые сложились:

- из-за допущенных нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета и неучтенной в связи с этим задолженности;

- из-за несвоевременного оформления договоров;

- из-за отсутствия договоров на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на которых фактически расположены киоски и павильоны. На территории микрорайона СПЗ только на 28% земельных участков Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области оформлены договоры аренды.

На наше обращение руководитель Департамента письмом от 20 августа 2010 года сообщил, что «на земельные участки, занятые остановочно-торговыми модулями и недействующими киосками, договорные отношения не оформлялись», а также то, что «в ближайшее время Департаментом будет завершен мониторинг земельных участков по договорам аренды, срок действия которых истек». На наше письмо от 13 декабря 2010 года о необходимости принятия мер по надлежащему выполнению функций главного администратора доходов местного бюджета  и  просьбу сообщить результаты проведенного мониторинга – ответа нет.

По результатам проверок руководителям предприятий и учреждений направлено 46 представлений для принятия мер по устранению нарушений, возмещению ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

В Администрацию города Орла по результатам всех проверок направлено 17 информационных писем об установленных фактах нарушений, а также предложения по устранению выявленных нарушений и принятию мер по предупреждению их возникновения. Однако, из анализа представленных Администрацией города Орла ответов следует, что во многих случаях рассмотрение результатов проверок осуществлялось формально. Так, в большинстве случаев (в 11-ти) информация Администрации города Орла полностью дублирует ответ структурного подразделения, муниципального предприятия или учреждения; в отдельных случаях (в 3-х) вместо информации о принятых мерах изложены возражения по результатам проверок, которые также дублируют возражения проверяемых организаций и которые уже были рассмотрены; отсутствуют сведения о результатах рассмотрения итогов проведенных проверок и о принятых Администрацией города Орла мерах; практически все ответы Администрации города (15 из 17-ти) представлены с нарушением установленных сроков их представления, а на одно информационное письмо (исх. № 51 от 04.02.2010) ответ вообще не представлен.

В связи с изложенным, мы обратились 13 января т.г. (исх. № 04) к Мэру города Сафьянову В.В. с предложением рассмотреть вопрос об изменении концепции взаимодействия по итогам проведенных проверок и внесении в Регламент Администрации города Орла раздела о взаимодействии с Контрольно-счетной палатой города Орла по результатам проведенных контрольных мероприятий.  И хотя ответ на наше обращение до настоящего времени не поступил, мы очень надеемся, что Виктор Викторович положительно рассмотрит указанный вопрос и совместные усилия позволят добиться принятия реальных мер по устранению большинства выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждения их возникновения в последующем. При этом подобный положительный опыт других городов имеется.

Отчеты о результатах каждого контрольного мероприятия направлялись Орловскому городскому Совету народных депутатов, большинство из них рассмотрены на заседаниях профильных комитетов. Однако, если комитет по бюджету и налоговой политике результаты проверок Контрольно-счетной палаты рассматривал  в основной повестке дня с  принятием решения, что безусловно способствовало устранению нарушений, то другие профильные комитеты рассматривали результаты проверок в разделе «Разное» без принятия решения комитетом.

Ежеквартально, в соответствии с Положением «О Контрольно-счетной палате города Орла» в городской Совет представлялась информация о результатах  деятельности за истекший квартал.

Для принятия мер по фактам незаконного использования средств местного бюджета, а также муниципальной собственности материалы проверок в текущем году направлялись:

- прокурору Орловской области;

- прокурорам районов города Орла;

- Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области;

- Управлению ФСБ по Орловской области;

- УВД по г. Орлу.

 

В обычную практику работы вошли совместные проверки с районными прокуратурами. В истекшем году проведены 3 совместные проверки и столько же являются переходящими на текущий год.

Показательным и отрадным является тот факт, что между нами  и сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы РФ  по Орловской области сложилось взаимное и конструктивное  сотрудничество, в результате которого совместными усилиями удалось привести в соответствие с действующим законодательством:

- процедуру приватизации жилья и уменьшить стоимость взимаемой платы с населения за оказываемые услуги (решение Орловского УФАС от 12.03.2010 г. «О нарушении МУП «Городское агентство недвижимости» антимонопольного законодательства);

- взаимоотношения между Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Орла и МУП «Управление разработки градостроительной документации», в части исключения предоставляемых предприятию преимуществ, вступающих в противоречие с законом «О защите конкуренции» (решение  Орловского УФАС от 16.09.2010);

- организацию похоронного дела в городе, в части передачи полномочий органа местного самоуправления по регистрации захоронений надлежащему лицу (решение Орловского УФАС от 14.10.2010).

 

Осуществляется постоянное сотрудничество с Контрольно-счетной палатой Орловской области, ряд муниципальных контрольно-счетных палат нашей области регулярно обращаются за консультациями и методической помощью.

Ежегодно сотрудники Контрольно-счетной палаты повышают свою квалификацию. Не стал исключением и прошедший год, в течение которого один сотрудник обучался на курсах повышения квалификации финансовых работников бюджетных  учреждений, с получением удостоверения государственного образца. Регулярно сотрудники участвуют в семинарах, организуемых Санкт-Петербургской фирмой «НОБИЛЬ».

В 2010 году в порядке обмена опытом и информацией мы принимали участие в 1Х Конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов.

 

Уважаемые депутаты, вы знаете, что 7 февраля Президентом России подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В соответствии с данным законом контрольно-счетные палаты будут работать по единым правилам, но для этого потребуется еще достаточно большая работа по подготовке и принятию закона Орловской области и ряда нормативных правовых актов на местном уровне. Задачи местных счетных палат в соответствии с новым законом расширяются – это контроль за использованием бюджетных средств, межбюджетных трансфертов, имущества, проведение экспертиз проектов решений о бюджете, оценка необходимости предоставления налоговых льгот, гарантий и поручительств, кредитов за счет бюджета. Сотрудникам счетных органов предоставлено право изымать документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, в том числе содержащие государственную, служебную или коммерческую тайну. При обнаружении фактов, в которых просматриваются признаки преступлений или коррупции, контрольно-счетные органы обязаны незамедлительно передавать материалы в правоохранительные органы.

При осуществлении финансового контроля акцент должен сместиться с контроля за финансовыми потоками на контроль эффективности использования бюджетных средств. Тем более, что Правительство РФ переводит формирование бюджета на новые принципы государственных целевых программ и ключевым звеном становится их качественное выполнение. В результате должна появиться принципиально новая система аудита эффективности.

А это значит, что впереди много совместной с Вами работы, которую необходимо завершить до 1 октября 2011 года, т.е. до момента вступления в силу Федерального закона.

 

Председатель Контрольно-счетной палаты города Орла

О.Н. Фомина

Печать