официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла!

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

№16/0268-ГС

от 29 марта 2012 года
(принято на шестнадцатом заседании городского Совета)

 

Об отчёте о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2011 год

 

Рассмотрев отчёт председателя Контрольно-счётной палаты города Орла Успенской Т.И. о деятельности Контрольно-счётной палаты за 2011 год,

 

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

1. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2011 год принять к сведению.

2. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2011 год подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла.

Мэр города Орла

С.А. Ступин

 

Приложение к решению Орловского городского Совета народных депутатов
от 29.03.2012г. №16/0268-ГС

ОТЧЁТ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНОЙ

ПАЛАТЫ ГОРОДА ОРЛА В 2011 ГОДУ

 

1. Вводные положения

Настоящий отчёт о работе контрольно-счётного органа городского округа «Город Орёл» - Контрольно-счётной палаты города Орла в 2011 году представляется Орловскому городскому Совету народных депутатов в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 7 февраля 2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьёй 25 Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2010г. №71/1157-ГС (далее по тексту – Положение о Контрольно-счётной палате).

Задачи и функции Контрольно-счетной палаты города Орла определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 7 февраля 2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Орла, Положением о Контрольно-счётной палате.

В процессе реализации задач Контрольно-счетная палата осуществляла экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла на всех стадиях бюджетного процесса, что предполагало проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии со статьей 20 Положения о Контрольно-счетной палате экспертно-аналитическая, контрольно-ревизионная и иные виды деятельности Контрольно-счетной палаты города Орла в 2011 году осуществлялись в соответствии с Планом контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2011 год, утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 16 декабря 2010г. №72/1168-ГС (с изменениями, внесенными решениями Орловского городского Совета народных депутатов от 30 июня 2011г. №5/0054-ГС и от 29 ноября 2011г. №10/0173-ГС).

Приоритетным направлением в деятельности Контрольно-счетной палаты в 2011 году было проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Орловского городского Совета народных депутатов, а также ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующем году.

Организация деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла строилась на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

2. Контрольная деятельность.

В 2011 году Контрольно-счётной палатой города Орла в соответствии с утвержденным Орловским городским Советом народных депутатов планом работы и обращениями органов прокуратуры проведено 50 контрольных мероприятий, в том числе 34 плановых мероприятия и 16 внеплановых.

Основной тематикой проверок в отчётном периоде являлись:
- расходование бюджетных средств, средств субсидий и использование муниципального имущества – 28 мероприятий;
- внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2010 год – 16 мероприятий;
- правильность исчисления и уплаты в бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов, и эффективность использования муниципального имущества – 6 мероприятий.

Контрольные мероприятия осуществлялись Контрольно-счётной палатой города Орла в Администрации города Орла и её структурных подразделениях, а также в учреждениях и иных организациях, получающих (использующих) средства городского бюджета, использующих муниципальную собственность. Проверки проведены на 54 объектах на территориях всех районов города Орла.

Контрольными мероприятиями был охвачен объем бюджетных средств на общую сумму 4 720 млн. рублей (с учётом средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств города Орла за 2010 год). При этом, Контрольно-счётной палатой города Орла выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 396,4 млн. рублей.

 

Структура выявленных финансовых нарушений 2011 года
в сравнении с 2010 годом

Показатели

2010

год

2011

год

Отклонения

+ рост

- снижение

Количество проведенных контрольных мероприятий,

37

50

+13

в том числе внеплановых

4

16

+12

Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий

55

54

-1

Объём охваченных контрольными мероприятиями бюджетных средств (млн.руб.)

4899

4720

-179

Нецелевое расходование бюджетных средств (млн.руб.)

0,2

3,6

+3,4

Нецелевое расходование субсидий (млн.руб.)

-

2,3

+2,3

Потери бюджета (млн.руб.)

20

44

+24

Неправомерное использование средств (млн.руб.)

139,4

262,6

+123,2

в т.ч. сумма крупных сделок, заключенных без согласования с собственником (млн.руб.)

87,3

124,8

+37,5

Неэффективное расходование бюджетных средств (млн.руб.)

32,4

20,1

-12,3

Нарушения при учете имущества муниципальной казны (млн.руб.)

1187,1

1032,8

-154,3

Иные финансовые нарушения (млн.руб.)

9

28,5

+19,5

В 2011 году значительное количество нарушений выявлено в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.

В частности, Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла не в полном объеме осуществляло возложенные на него полномочия и права, а именно: не осуществляло надлежащий контроль за использованием по назначению муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям, не принимало меры по приёму в казну муниципального имущества, используемого не по назначению.

Более того, систематический характер приняла негативная практика по дублированию муниципальными предприятиями, такими как МУП «Управление по эксплуатации нежилых помещений», МУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (заказчик)» и МУП города Орла «Орелбыт», функций Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла по заключению договоров аренды нежилых помещений, в результате чего потери городского бюджета только за 2010 год и 1-ый квартал 2011 года составили 39,4 млн. рублей. Денежные средства, полученные муниципальными предприятиями от арендной платы, не только не поступали в городской бюджет, но и необоснованно предоставлялись в виде займов и финансовой помощи МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», МАУ города Орла «Городское информационно-издательское агентство», МУП Орловский городской туристско-информационный центр «Туринфо».

В ходе контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла установлены факты неэффективного использования Администрацией города Орла и отдельными муниципальными предприятиями - МУП ритуально-обрядовых услуг города Орла, МУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (заказчик)», МАУ города Орла «Городское информационно-издательское агентство», МУП города Орла «Орёлбыт», МУП «Управление капитального строительства города Орла», переданного им на соответствующем вещном праве муниципального имущества, а также факты использования муниципального имущества без правоустанавливающих документов, что также свидетельствует о ненадлежащем исполнении Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла контрольных полномочий.

В отчетном периоде, как и в предыдущие годы, Контрольно-счётная палата города Орла неоднократно отмечала недостоверность информации, содержащейся в Едином реестре муниципального имущества города Орла, ведение которого относится к полномочиям Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, по сравнению с фактическим наличием имущества у муниципальных организаций.

Результаты проведённых в 2011 году плановых контрольных мероприятий свидетельствуют о неустойчивом финансовом состоянии отдельных муниципальных предприятий. Так, МУП совхоз «Коммунальник» допускались нарушения сроков выплаты заработной платы работникам. Задолженность предприятия по заработной плате за период с 01 июля 2010 г. по 01 апреля 2011 г. составляла 9,2 млн.руб. (330%). Кроме того, МУП совхоз «Коммунальник» не соблюдался порядок и сроки уплаты отдельных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ. Например, задолженность указанного предприятия по уплате налога на доходы физических лиц на 01.06.2011г. составляла 6,2 млн.руб. В связи с тем, что данный налог является одним из основных источников доходов городского бюджета, вышеуказанные действия предприятия привели к потерям бюджета города Орла в сумме 2,2 млн.руб.

Обобщив результаты проведённых контрольных мероприятий, можно сделать вывод о негативной динамике роста числа крупных сделок, заключённых муниципальными предприятиями без согласования с собственником имущества. В 2011 году в 3-х из 5-ти проверенных муниципальных предприятий установлено указанное нарушение, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2010 г. и в 4 раза - по сравнению с 2009 г. Так, МУП совхоз «Коммунальник» без получения предварительного согласия собственника имущества заключило крупные сделки на общую сумму 76,0 млн.руб.; МУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (заказчик)» - на общую сумму 33,6 млн.руб. и МУП «Столовая №83» - на общую сумму 15,1 млн.руб.

При этом следует отметить, что действующий в настоящее время порядок и условия оплаты труда руководителей муниципальных предприятий, утверждённый постановлением Администрации города Орла от 23 апреля 2002г. №1104, не предусматривает ответственность руководителей за отрицательные результаты деятельности возглавляемых ими организаций. Контрольно-счетной палатой города Орла неоднократно предлагалось Администрации города Орла внести изменения в соответствующий муниципальный правовой акт, устанавливающие иной расчёт норматива и вознаграждения руководителя в целом, так как действующий порядок не предусматривает прямую зависимость вознаграждения от результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К сожалению, до настоящего времени изменения не внесены.

В ходе контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла установлены грубые нарушения при ведении бухгалтерского учета и искажение бухгалтерской отчетности муниципальных предприятий, которая не дает полного и достоверного представления о финансовом состоянии предприятий, а также нарушения бюджетного учета муниципальных учреждений.

В отчетном периоде отмечался низкий уровень планирования муниципальными учреждениями своих расходов. Так, проверкой МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» по вопросу расходования денежных средств на содержание дорог местного значения за 2009 год и 9 месяцев 2010 года установлено, что формирование расходов местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществлялось при отсутствии утвержденных правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в размере 100,5 млн.руб. Кроме того, Контрольно-счётной палатой города Орла в ходе проверки МУП совхоз «Коммунальник» установлено, что планирование бюджетных ассигнований МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» на благоустройство и озеленение города в 2010 году и отчётном периоде также осуществлялось в отсутствие надлежащего экономического обоснования и утвержденных нормативов.

В процессе исполнения полномочий по контролю за исполнением муниципального заказа Контрольно-счётной палатой города Орла неоднократно отмечался не только формальный подход МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла», как муниципального заказчика, к размещению муниципального заказа, который был ориентирован на конкретных подрядчиков (исполнителей), но и отсутствие надлежащего контроля за качеством и количеством выполненных работ (услуг) в нарушение Порядка контроля заказчиком соблюдения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, заключенного по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд за счёт средств бюджета города Орла и внебюджетных источников финансирования, принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 26 августа 2010г. №66/1089-ГС.

Контрольно-счётной палатой города Орла в отчётном периоде выявлены нарушения действующего законодательства при формировании муниципальных заданий МОУ «Информационно-методический центр» города Орла, МАУ города Орла «Городское информационно-издательское агентство», МОУ ДОД «Центр спорта и искусства «Атлант». Так, на 2010 год Управление образования администрации города Орла сформировало и утвердило для МОУ «Информационно-методический центр» города Орла муниципальное задание на оказание услуги - повышение квалификации педагогических работников системы образования города Орла, не являющейся муниципальной, а относящейся к полномочиям органов государственной власти Орловской области. Финансовые обязательства, возникающие в связи с реализацией указанных полномочий, должны были исполняться за счет средств областного, а не местного бюджета. Данное нарушение повлекло неправомерное расходование бюджетных средств за 2010 год в сумме 3,5 млн.руб.

Кроме того, при проверке отдельных муниципальных организаций, таких как МОУ «Информационно-методический центр» города Орла, МАУ города Орла «Городское информационно-издательское агентство», МОУ ДОД «Центр спорта и искусства «Атлант», МУП города Орла «Орелбыт», МУП совхоз «Коммунальник», Контрольно-счётной палатой города Орла установлены противоречия их учредительных документов действующему законодательству.

В отчётном периоде Контрольно-счётной палатой города Орла на основании обращений районных прокуратур города Орла и п. 4 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» реализовано 16 внеплановых контрольных мероприятий, что в 4 раза больше, чем в предыдущем году.

Основной тематикой внеплановых мероприятий продолжает оставаться проверка законности расходования денежных средств, направленных Администрацией города Орла на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. Сотрудниками контрольно-счётного органа осуществлены проверки в отношении 12 многоквартирных домов, в результате которых выявлено:
- нецелевое расходование средств субсидий, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, на общую сумму 2,3 млн. рублей, в том числе МУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (заказчик)» - 842,06 тыс.руб., ТСЖ «Экран» - 109,6 тыс.руб.; ЗАО «ЖРЭУ-1» - 119,7 тыс.руб., ТСЖ «Трилистник»- 357,3 тыс.руб., ТСЖ «Юность» - 877,5 тыс.руб.
- нарушения порядка привлечения товариществами собственников жилья и управляющими организациями подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома;
- выполнение подрядчиками работ, не предусмотренных сметой, утвержденной общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме;
- несоблюдение подрядчиками сроков выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов и иные нарушения действующего законодательства.

При этом, следует отметить ненадлежащее осуществление Управлением по развитию городского хозяйства администрации города Орла, как уполномоченным органом, и МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла», как главным распорядителем бюджетных средств, возложенных на них контрольных функций, в том числе полномочий по контролю за целевым использованием средств субсидий, за установленным Федеральным законом от 21 июля 2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» порядком оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и согласованию актов о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3.

По итогам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла направлено 48 представлений об устранении выявленных нарушений и недостатков, что на 2 представления больше, чем в предыдущем отчётном периоде.

На основании представлений Контрольно-счётной палаты города Орла:

Показатели

2010

год

2011

год

Отклонения

+ рост

- снижение

Отражено в бюджетном учете имущество муниципальной казны (млн.руб.)

1187,1

1032,8

-154,3

Возмещено нецелевое использование бюджетных средств (млн.руб.)

0,2

3,6

+3,4

Устранены нарушения, приведшие к нецелевому расходованию средств субсидии (млн.руб.)

-

1,3

+1,3

Сокращены неправомерные расходы городского бюджета на дорожную деятельность на (млн.руб.)

-

17

+17

Привлечено к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц

 

19

 

Коэффициент экономической эффективности деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла составил 1,6 млн. руб. на одного сотрудника контрольно-счётного органа. Таким образом, на 1 бюджетный рубль, затраченный на содержание Контрольно-счётной палаты города Орла, восстановлено в местном бюджете 2,3 рубля.

При подготовке представлений по результатам проведённых контрольных мероприятий Контрольно-счётная палата города Орла исходила из чёткого понимания важности анализа причин нарушений, определения складывающихся тенденций и разработки конструктивных предложений по совершенствованию работы механизмов на муниципальном уровне. Выявляя нарушения и недостатки, Контрольно-счётная палата давала предложения не только об их устранении в организации, являющейся объектом проверки, но и рекомендовала профилактические меры в целом по соответствующей отрасли городского хозяйства.

Контрольно-счётная палата города Орла осуществляет постоянный контроль за исполнением представлений и требует от органов местного самоуправления и организаций принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений.

3. Экспертно-аналитическая деятельность.

Важнейшим направлением экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла в 2011 году являлось проведение предварительного, текущего и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла.

В 2011 году Контрольно-счетной палатой проведено 51 экспертно-аналитическое мероприятие.

В рамках предварительного контроля проведена экспертиза, подготовлены и направлены в Орловский городской Совет народных депутатов и Администрацию города Орла заключения на проект бюджета города Орла на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов в первом и втором-третьем чтениях, 10 заключений на проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в бюджет города Орла на 2011 год.

Экспертиза проекта решения о бюджете города Орла на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов проведена по вопросам обоснованности доходных и расходных статей, дефицита бюджета, а также на соответствие бюджетному законодательству. В результате проведенной экспертизы было выявлено, что перечень и содержание некоторых документов, представленных одновременно с решением о бюджете, а также текстовая часть проекта решения не в полной мере соответствовали Бюджетному кодексу РФ и Положению «О бюджетном процессе в городе Орле», принятому решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27 марта 2008г. №30/464-ГС.

Контрольно-счётной палатой города Орла обращено особое внимание на продолжающийся рост объемов привлекаемых кредитов: с 377,8 млн.руб. в 2011 году до 570,3 млн.руб. в 2014 году, т.е. в 1,5 раза, а также на то, что в проекте бюджета на 2012-2014 годы планируется систематическое направление части привлекаемых кредитов на финансирование дефицита бюджета и, как следствие, ежегодное увеличение кредитных средств, направляемых на перекредитовку, что не только нежелательно, но и опасно, в связи с тем, что город не имеет реальной возможности для погашения кредитов, так как собственные доходы города снижаются и в результате увеличение долговых обязательств и отсутствие возможности их исполнения может привести к введению временной финансовой администрации в соответствии со ст. 168.2 Бюджетного кодекса РФ.

В заключении указано на наличие резерва доходной части бюджета в виде задолженности по арендной плате за пользование объектами муниципальной собственности, на низкий уровень претензионной работы с контрагентами по взысканию указанной задолженности, в связи с чем следует наладить надлежащую работу с арендаторами, а также на непринятие мер по изъятию в казну муниципальных помещений, которые сдаются в аренду муниципальными унитарными предприятиями, дублирующими функции Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла по сдаче в аренду помещений.

Отмечено также, что неэффективное планирование источников доходов, источников финансирования дефицита бюджета, бюджетных ассигнований на 2011 год привело к существенному росту кредиторской задолженности по расходным обязательствам муниципального образования «Город Орёл

При анализе расходной части бюджета было обращено внимание на то, что в недостаточном объеме запланированы средства на содержание автомобильных дорог, на уличное освещение, на ремонт бюджетных учреждений.

В результате экспертизы проекта бюджета установлены нарушения бюджетного законодательства. Так, в решении о бюджете предусмотрены ассигнования на реализацию мероприятий 2-х муниципальных программ, которые на момент рассмотрения проекта бюджета не были утверждены; расходы на реализацию 3-х муниципальных целевых программ запланированы ниже утвержденных объемов финансирования данных программ, расчет ассигнований на транспорт противоречит утвержденной финансовым управлением методике.

В целом, по результатам анализа проекта решения Орловского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Орла на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» и документов, представленных одновременно с ним, в заключении было отражено около 20 замечаний по нарушению норм бюджетного законодательства и изложены предложения по их устранению.

Следует отметить, что не все замечания и предложения Контрольно-счётной палаты города Орла на момент формирования настоящего отчета реализованы Администрацией города и остаются на контроле в 2012 году.

В отчетном году проводилась экспертно-аналитическая работа по 10 проектам решений Орловского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в бюджет города Орла. В заключениях отмечалось:
- несоблюдение сроков представления проектов решений по поправкам к бюджету в Контрольно-счетную палату. Более того, имели место случаи, когда поправки к бюджету вносились непосредственно перед заседанием городского Совета или во время него;
- внесение предложений по увеличению планового показателя по доходам от реализации имущества без внесения изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества;
- несоответствие объемов ассигнований на реализацию Программ, утвержденных решением о бюджете, объему расходных обязательств, определенных нормативными правовыми актами Администрации города;
- отсутствие финансово-экономических обоснований, подтверждающих обоснованность вносимых в бюджет города изменений.

По результатам экспертизы Контрольно-счётной палатой города Орла было отклонено предложение Администрации города Орла по увеличению расходов за счет наращивания кредитных обязательств муниципального образования «Город Орел».

В рамках текущего (оперативного) контроля подготовлены заключения по результатам анализа исполнения бюджета города Орла за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2011 года; 11 заключений по проектам муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы финансово-бюджетной системы города Орла.

Также, Контрольно-счетной палатой проведен анализ и подготовлены 6 аналитических материалов, в т.ч.: 1 – Администрации города орла по вопросу выделения субсидий транспортным организациям из местного бюджета с целью компенсации экономически обоснованных расходов, понесенных при осуществлении перевозок граждан по сезонным (дачным) маршрутам; 5 - Орловскому городскому Совету народных депутатов, 3 из них – по структуре Администрации города Орла, 1 – о причинах дефицита средств городского бюджета в 2011 году, 1 – о динамике привлечения кредитных ресурсов для погашения дефицита бюджета.

По запросам органов прокуратуры подготовлено 17 информационно-аналитических материалов.

Кроме того, сотрудники Контрольно-счетной палаты принимали активное участие в заседаниях комитетов Орловского городского Совета народных депутатов при обсуждении бюджетно-финансовых вопросов, вопросов эффективности использования муниципального имущества, а также при рассмотрении отдельных вопросов экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности Контрольно-счётной палаты, в заседаниях Орловского городского Совета народных депутатов, в публичных слушаниях по проекту городского бюджета и по отчету об исполнении городского бюджета за 2010 год.

В заключениях Контрольно-счётной палаты города Орла по результатам ежеквартального анализа исполнения бюджета города Орла в 2011 году проанализировано фактическое исполнение доходных и расходных статей городского бюджета по объему, структуре, проведен анализ выявленных отклонений, отмечены основные недостатки и нарушения, допущенные участниками бюджетного процесса при исполнении бюджета в 2011 году, а также сформулированы предложения, направленные на их устранение или недопущение.

Обобщая результаты текущего контроля за исполнением бюджета города Орла в 2011 году, следует отметить, что Контрольно-счетной палатой города Орла регулярно обращалось внимание на неэффективное использование муниципального имущества.

Так, в течении 2011 года неоднократно указывалось на продолжающуюся тенденцию исполнения доходной части бюджета за счет налоговых источников при существенном снижении практически всех источников доходов от использования муниципального имущества. В результате по итогам года в сравнении с 2010 годом доходы от аренды муниципальных нежилых помещений снижены на 25,3 млн.руб., по аренде земли – на 16,1 млн.руб., по перечислениям части прибыли муниципальными предприятиями – на 7,2 млн.руб., дивидендов по акциям – на 1,2 млн.руб.

Вместо того, чтобы искать механизмы компенсаций от потери указанных источников, Администрацией города Орла практически на каждое заседание Орловского городского Совета народных депутатов вносились предложения о передаче муниципальных нежилых помещений в безвозмездное пользование немуниципальным организациям. В последнее время этот процесс приобрел особенно массовый характер - площадь помещений, переданных в безвозмездное пользование в 2011 году ( 4419,1 кв.м), составила 18,7 % от общей площади муниципальных помещений, находящихся в безвозмездном пользовании по состоянию на 01.01.2012 г. (23615,4 кв.м). Из них – площадь помещений, ранее находящихся в безвозмездном пользовании и переданных на новый срок составила 2029,2 кв.м, вновь передано – 2389,9 кв.м.

Более того, в безвозмездное пользование переданы муниципальные помещения общей площадью 603,3 кв.м в здании по ул. Пролетарская гора, д. 1 Управлению ЗАГС Орловской области, выполняющему федеральные полномочия и вполне способному оплачивать аренду данных помещений.

Кроме того, систематический характер приобрели предложения Администрации города Орла о необходимости согласования муниципальным унитарным предприятиям продажи муниципального недвижимого имущества для улучшения их финансового положения. Так, в 2009-2011 годах шестью решениями Орловского городского Совета народных депутатов разрешена продажа недвижимого имущества общей площадью 2 165,3 кв.м., закрепленного за МУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (заказчик)» на праве хозяйственного ведения.

До настоящего времени Администрацией города Орла не приняты меры по изъятию в казну муниципальных нежилых помещений, используемых не по назначению и сдаваемых в аренду муниципальными предприятиями - МУП «Управление по эксплуатации нежилых помещений», МУП города Орла «Орелбыт», МУП «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (заказчик)», в результате чего арендная плата, минуя городской бюджет, поступает предприятиям.

В 2011 году городской бюджет продолжает нести потери в виде дебиторской задолженности по арендной плате:
- за пользование муниципальными помещениями, которая выросла в 2011 году на 18,3 млн.руб. и по состоянию на 01.01.2012 г. составила 59,3 млн. руб.;
- за пользование земельными участками, находящимися в собственности городских округов, которая увеличилась за отчетный период на 1,1 млн.руб. и по состоянию на 01.01.2012 г. составила 5,4 млн.руб.

По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата предлагала Администрации города Орла принять меры по обеспечению сбалансированности бюджета города Орла на 2011 год, по своевременному и полному поступлению в городской бюджет всех доходных источников, по максимальному сокращению дебиторской задолженности по доходам от использования муниципального имущества. Однако, несмотря на предложения Контрольно-счетной палаты, Администрацией города Орла не обеспечена мобилизация всех имеющихся резервов повышения доходной части бюджета, напротив, по итогам 2011 года отмечается существенное снижение объема поступлений доходов от использования имущества и продолжающийся рост дебиторской задолженности по арендной плате в городской бюджет, что свидетельствует о крайне неэффективном управлении муниципальным имуществом.

Контрольно-счетной палатой неоднократно обращалось внимание на низкий уровень исполнения расходов городского бюджета: в учреждениях социальной сферы; на капитальное строительство; на реализацию мероприятий по муниципальным программам, при существенном росте расходов на содержание Администрации города Орла. Проводимые Контрольно-счётной палатой в 2011 году ежеквартальные анализы исполнения местного бюджета показывали значительный рост расходов на содержание Администрации города Орла (без структурных подразделений со статусом юридического лица), в результате, за 2011 год в сравнении с 2010 годом указанные расходы выросли на 29,3 млн.руб., в т.ч. по заработной плате с начислениями – на 25,9 млн.руб., рост численности с 01.01.2010 г. до 01.01.2011 г. + 36 ед., увеличение месячного фонда оплаты труда на 1275,7 тыс.руб. Следует отметить, что к концу 2011 года численность Администрации города Орла уменьшилась на 34 ед., однако , месячный фонд оплаты труда уменьшился лишь на 168,6 тыс.руб. Таким образом, действия Администрации города Орла по сокращению численности не привели к оптимизации расходов городского бюджета (сокращены, в основном, лишь технические должности с низкой заработной платой).

Необходимо отметить, что Администрацией города Орла в нарушение требований действующего законодательства на экспертизу в Контрольно-счетную палату представляются не все проекты муниципальных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, что препятствует осуществлению в полной мере функций по контролю за исполнением средств городского бюджета и, зачастую, приводит к неэффективным расходам бюджета, принятию новых расходных обязательств без наличия источников финансирования, т.е. в ущерб исполнения ранее утвержденных.
Примером тому может служить принятие следующих решений:
- передача на баланс МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» дорог, мостов, путепроводов, а также увеличение заработной платы отдельным категориям работников предприятия повлекли увеличение расходов городского бюджета на общую сумму 33,9 млн.руб. в виде амортизационных отчислений, налога на имущество, увеличения фонда оплаты труда и страховых взносов на него, налога на добавленную стоимость;
- приобретение Дворца металлургов и содержание созданного МАУК «КДЦ «Металлург» г. Орла» привело к увеличению расходов в 2011 году на 26,7 млн.руб.;
- создание муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений города Орла» с увеличением численности, изменением системы оплаты труда и увеличением числа должностей более высокой категории при сохранении тех же функций и объёма работ привело к увеличению расходов только по заработной плате на 5,6 млн.руб.

В рамках осуществления последующего контроля Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Орла за 2010 год, отдельным этапом которой являлась проверка бюджетной отчетности 1-го главного администратора доходов федерального уровня, 15-ти главных администраторов бюджетных средств города Орла и 8-ми подведомственных учреждений (получателей бюджетных средств). По итогам внешней проверки годовой бюджетной отчетности Контрольно-счетной палатой составлено 17 заключений, в том числе 16 - по главным администраторам бюджетных средств, 1- сводное.

По результатам контроля были выявлены отдельные недостатки при формировании годовой бюджетной отчетности за 2010 год, которые выражены в несоблюдении отдельными главными администраторами бюджетных средств требований положений Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008г. №128н.

Кроме того, установлены нарушения при составлении годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств, которые привели к искажению информации о состоянии нефинансовых активов города Орла. Основной причиной тому явились факты нарушений большинством из них правил ведения бюджетного учета, выразившиеся в несвоевременном отражении в бюджетном учете операций по приему-передаче нефинансовых активов. Так, выявлено, что в бюджетном учете МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» в нарушение Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №148н, оборудование, переданное в монтаж по акту приема-передачи от МУ «Управление капитального строительства города Орла», отражено как основные средства, что повлекло необоснованное завышение стоимости основных средств указанного учреждения на 1 969,1 тыс.руб.

Также, в ходе внешней проверки бюджетной отчётности за 2010 год Контрольно-счётной палатой города Орла выявлены факты:
- нецелевого использования бюджетных средств в сумме 40,2 тыс.руб. в виде отвлечения средств бюджета на уплату налога на доходы физических лиц;
- неэффективного использования бюджетных средств в сумме 39,5 тыс.руб. на необоснованную переплату по страховым взносам;
- несоблюдения требований ст. 162, ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.16 решения Орловского городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2009г. №56/915-ГС «О бюджете города Орла на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в части принятия МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов на сумму 9 350,4 тыс.руб.

С учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Орла за 2010 год и по ее результатам подготовлено заключение, в котором отмечены основные недостатки и нарушения, допущенные участниками бюджетного процесса, сформулированы предложения по их устранению, а также приведены итоги контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2010 году.

4. Информационная и иная деятельность.

В отчетном периоде в целях реализации принципа гласности в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» Контрольно-счётной палатой города Орла продолжалась работа по обеспечению публичности представления информации. Количество публикаций в средствах массовой информации в 2011 году составило 24, что на 8 публикаций больше чем в 2010 году.

Результаты проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регулярно направлялись Контрольно-счётной палатой города Орла в Орловский городской Совет народных депутатов и Администрацию города Орла.

С целью сотрудничества в деле предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным и нецелевым использованием средств, муниципального имущества в 2011 году материалы по результатам деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла были направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (3 материала), прокуратуру Советского района города Орла (12 материалов), прокуратуру Заводского района города Орла (3 материала), прокуратуру Железнодорожного района города Орла (2 материала), УФСБ по Орловской области (1 материал).

На основании полученной информации прокурор Советского района города Орла обратился в Федеральный суд Советского района города Орла с исковым заявлением к Администрации города Орла об обязании разработать и утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, которое было удовлетворено.

Кроме того, за отчетный год:
- создана Коллегия Контрольно-счётной палаты города Орла;
- полностью переработан Регламент Контрольно-счётной палаты города Орла;
- в связи с вступлением в силу Федерального закона от 7 февраля 2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» разработан и направлен в Орловский городской Совет народных депутатов проект положения «О Контрольно-счётной палате города Орла» в новой редакции, который учитывал все изменения федерального законодательства;
- в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии коррупции» внесены изменения в Положение «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Контрольно-счётной палате города Орла, муниципальными служащими Контрольно-счётной палаты города Орла и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению»; разработан и утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов Контрольно-счётной палаты города Орла.

Основным источником информации о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла и ее результатах продолжали оставаться официальный публикатор муниципальных правовых актов - «Орловская городская газета» и официальный сайт в информационно-коммуникационной сети Интернет www.ksporel.ru.

Следует отметить, что официальный сайт Контрольно-счётной палаты города Орла действует только с апреля 2011 года, однако, уже завоевал популярность у пользователей сетью Интернет. Так, в 2011 году зафиксировано более 6000 посещений сайта и с каждым месяцем посещаемость растет.

С апреля текущего года на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла будет доступен сервис «Обратная связь», с помощью которого продолжится сбор информации о фактах нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества, а также отзывов, пожеланий и вопросов о работе контрольно-счётного органа.

Следует отметить также, что сотрудники Контрольно-счетной палаты постоянно работают над повышением своего профессионального уровня, как самостоятельно, так и обучаясь на курсах и семинарах.

Работа сотрудников Контрольно-счетной палаты отмечена депутатами Орловского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Орла. В отчетном году за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие системы независимого муниципального финансового контроля сотрудник Контрольно-счётной палаты города Орла награжден Почетными грамотами Орловского городского Совета народных депутатов и Администрации города Орла.

Контрольно-счётной палатой города Орла осуществляется постоянное сотрудничество с Контрольно-счетной палатой Орловской области, ряд муниципальных контрольно-счетных палат нашей области регулярно обращаются за консультациями и методической помощью.

План контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2011 год, утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 16 декабря 2010г. №72/1168-ГС, выполнен. Итоги проведённых в отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения городского бюджета ещё имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины. Проблемы совершенствования и усиления муниципального финансового контроля остаются не менее актуальными.

В 2012 году Контрольно-счётная палата города Орла продолжит свою деятельность с учетом новых задач и требований Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Контрольно-счётная палата будет стремиться к тому, чтобы материалы проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всегда являлись для депутатов Орловского городского Совета народных депутатов и Администрации города Орла одним из источников объективной информации о состоянии городских финансов, уровне бюджетной дисциплины, качестве бюджетного планирования и других аспектах, связанных с бюджетным процессом, что позволит своевременно выявлять нежелательные отклонения от заданной цели и принимать эффективные решения. При этом следует учитывать, что система бюджетного контроля специфична и её эффективность не всегда может измеряться только количественными показателями. Главное в контроле, неизбежность проверок, а, следовательно, и неотвратимость наказания за допущенные нарушения.

 

Председатель Контрольно-счетной палаты города Орла

Т.И. Успенская

Печать

Печать