официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла!

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ

от 28 марта 2013 года
(принято на тридцать первом
заседании городского Совета)
№ 31/0573-ГС
Об отчёте председателя Контрольно-счётной палаты города Орла о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2012 год



Рассмотрев отчёт председателя Контрольно-счётной палаты города Орла о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2012 год,

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

1. Отчёт председателя Контрольно-счётной палаты города Орла о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2012 год принять к сведению (прилагается).
2. Отчёт председателя Контрольно-счётной палаты города Орла о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2012 год подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла в сети Интернет.

Мэр города Орла                                                                                      С.А. Ступин

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к решению Орловского городского Совета народных депутатов
от 28.03.2013г. № 31/0573-ГС

 

ОТЧЁТ
о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла в 2012 году

Вводные положения
Настоящий отчёт о работе контрольно-счётного органа городского округа «Город Орёл» - Контрольно-счётной палаты города Орла в 2012 году представляется Орловскому городскому Совету народных депутатов в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 7 февраля 2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьёй 1 Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2012 г. № 27/0483-ГС (далее по тексту – Положение о Контрольно-счётной палате).

1. Основные результаты деятельности палаты в 2012 году

Задачи и функции Контрольно-счётной палаты города Орла определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 7 февраля 2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Орла, Положением о Контрольно-счётной палате.
В процессе реализации задач Контрольно-счётная палата осуществляла экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла на всех стадиях бюджетного процесса, что предполагало проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии со статьей 20 Положения о Контрольно-счётной палате экспертно-аналитическая, контрольно-ревизионная и иные виды деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла в 2012 году осуществлялись на основании Плана контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2012 год, утвержденного Коллегией 30.12.2011г. (протокол № 1)
Для организации и осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности подразделениями Палаты проводились обеспечивающие мероприятия: информационно-технологические, кадровые, материально-технические и иные.
Приоритетным направлением в деятельности Контрольно-счётной палаты в 2012 году было проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Орловского городского Совета народных депутатов, а также ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующем году.
Организация деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла строилась на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

1.2. Основные результаты контрольной деятельности в 2012 году.

В соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты города Орла  на 2012 год в отчетном году проведено 165 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе 49 проверок, 5 обследований,  116 экспертиз.
Из общего числа контрольных и  экспертно-аналитических мероприятий тематика 138 была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 14 мероприятий проведено по поручению Орловского городского Совета народных депутатов, 5 – по заданию Прокуратуры, 5 – включены на основании решения Коллегии  Контрольно-счётной палаты.
Основной тематикой проверок в отчётном периоде являлись:
- целевое и эффективное использование бюджетных средств, средств    субсидий, использование муниципального имущества – 21 мероприятие;
- внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2011 год – 22 мероприятия;
- хозяйственная деятельность муниципальных предприятий, правильность исчисления и уплаты ими в бюджет города  части прибыли, остающейся после уплаты налогов, деятельность акционерных обществ и эффективность использования муниципального имущества – 6 мероприятий.
Контрольные мероприятия осуществлялись Контрольно-счётной палатой города Орла в Администрации города Орла и её структурных подразделениях, а также в учреждениях и иных организациях, получающих (использующих) средства городского бюджета, использующих муниципальную собственность. Проверки проведены на 32 объектах на территориях всех районов города Орла
Общий объём средств, охваченных проверками, составил в 2012 году 6 099,3 млн. рублей, в том числе бюджетных – 5 347,6 млн.рублей (с учётом средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств города Орла за 2011 год).

Структура финансовых нарушений, выявленных
в 2012 году, в сравнении с 2011 годом
( млн. рублей)

 

Показатели

 

 

2011 год

 

2012 год

Откл.
+ рост
- сниж.          

Количество проведенных контрольных мероприятий, шт.

50

49

- 1

Объём охваченных контрольными мероприятиями средств (млн.руб.)

5051

6099

+1048

в том числе бюджетных средств (млн.руб.)

4720

5 348

+628

Выявлено нарушений (млн. руб.)

1395,6

1755,9

+360,3

в том числе:
- нецелевое расходование бюджетных средств (млн.руб.)

 

3,6

 

0,4

 

-3,2

  - из них нецелевое расходование субсидий (млн.руб.)

2,3

-

-2,3

- потери бюджета (млн.руб.)

44

294

+250

- потери организаций (млн. руб.)

8

33

+25

- неправомерное использование средств (млн.руб.)

262,6

244,2

-18,4

    - из них сумма крупных сделок, заключенных без согласования с собственником (млн.руб.)

124,8

20,5

-104,3

- неэффективное расходование бюджетных средств (млн.руб.)

20,1

17

-3,1

- нарушения при учете имущества муниципальной казны (млн.руб.)

1032,8

787,7

-245,1

- иные финансовые нарушения (млн.руб.)

24,5

379,6

+355,1

По результатам контрольных мероприятий в 2012 году Палатой выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 755,9 млн. рублей, что в 1,3 раза превышает показатель прошлого года (1 395,6 млн. рублей).
Из общей суммы нарушений и недостатков:

  • нарушения при учете имущества муниципальной казны составили                  787,7 млн. рублей (44,9 %);
  • потери бюджета – 294 млн. рублей (16,7 %);
  • неправомерное использование средств -  244,2 млн. рублей  (13,9 %);
  • нарушение ведения учёта и составления отчётности – 108 млн. рублей (6,2 %);
  • потери организаций – 33 млн. рублей (1,88 %);
  • неэффективное использование средств – 17 млн. тыс. рублей         (0,9%);
  • нецелевое использование бюджетных средств – 0,4 млн. рублей               (0,02 %);
  • прочие нарушения и недостатки – 271,6 млн. рублей (15,5 %).

Проведённые в 2012 году Палатой контрольные мероприятия выявили значительное количество нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В частности, орган исполнительной власти города, осуществляющий от имени муниципального образования «Город Орёл» функциисобственника, - Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла(далее – УМИЗ г. Орла, УМИЗ) не в полном объеме осуществляло возложенные на него полномочия и права, а именно:
-   не обеспечило полный и достоверный учёт муниципального имущества в Едином реестре   муниципального имущества города Орла;
- не осуществляло надлежащий контроль за использованием по назначению муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям;
-  не принимало меры по приёму в казну муниципального имущества,  используемого не  по назначению.
Как показали проведённые контрольные мероприятия, продолжает иметь место недостоверность информации, содержащейся в Едином реестре муниципального имущества города Орла.
При проведении внешней проверки отчёта об исполнении бюджета города Орла  за 2011 год  было установлено, что учреждениями образования,  минуя муниципальную казну, безвозмездно принято имущество Орловской области на общую сумму 9,8 млн. рублей. 
Установлено 25 случаев недостоверной информации об имуществе в Едином реестре на общую сумму 26,4 млн. рублей, когда объекты учета указываются  не только в качестве переданных на баланс муниципального предприятия или учреждения, но и учтенных в муниципальной казне.    
Так, не было учтено имущество, используемое МАУК «Городской парк культуры и отдыха» общей стоимостью 157,5 тыс. рублей.       
Аналогичное нарушение установлено при проверках:
- МАУК «КДЦ «Металлург» (не учтены оборудованные площадки, стелы -2 шт.), бетонные и асфальтовые покрытия и т. д.),
- МБОУ ДОД «Городской спортивно-оздоровительный центр» (не учтено 270 спортивных сооружений, спутниковое оборудование, 5 велосипедов, 3 вышки, отсутствовала стоимостная оценка помещения по ул. Космонавтов, 3 площадью 314,8 кв.м).   
В ходе проверки МУП «ГК «Орёл-Отель» установлено, что при определении балансовой стоимости подлежащих приватизации активов не включена стоимость товарно-материальных ценностей в сумме 17,3 млн. рублей.
Установлены факты неправомерного исключения из Единого реестра по состоянию на 01.01.2011г. 4-х нежилых помещений пионерского лагеря «Дружба» общей стоимостью 396,4 тыс. рублей, что привело к утрате возможности оформления права муниципальной собственности на земельный участок площадью не менее 677 кв. м., на котором они были расположены.        В результате  нанесён ущерб  муниципальной  казне  города  Орла   в сумме более 500 тыс. рублей.   
Контрольно-счётной палатой города Орла неоднократно при проверках указывалось на нарушение УМИЗ статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части не проведения инвентаризации имущества муниципальной казны. Работа по проведению инвентаризации, наконец, была начата  УМИЗ в сентябре 2012 года и в настоящее время не закончена.
Проведёнными в  2012 году контрольными мероприятиями было установлено, что  негативная практика по дублированию муниципальными предприятиями функций Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла по заключению договоров аренды нежилых помещений, по продаже муниципального имущества  продолжала иметь место (МУП «Управление по эксплуатации нежилых помещений», МУП совхоз «Коммунальник», МУП РОУ), в результате чего потери городского бюджета  составили 81,8 млн. рублей (в том числе МУП УЭНП – арендная плата - 26,6 млн. рублей, выручка от продажи имущества – 12,1 млн.рублей; МУП РОУ – арендная плата 12,3 млн. рублей, МУП совхоз «Коммунальник» - выручка  от продажи имущества - 24,9 млн. рублей, МУП ЖРЭП (З) – арендная плата – 5,9 млн. рублей).  При наличии дефицита бюджета указанные средства могли  быть использованы на его покрытие и сокращение муниципального долга или направлены на финансирование мероприятий в рамках реализации полномочий муниципального образования «Город Орёл».
В ходе проверки МУП «Спецавтобаза» установлено, что принятие экономически невыгодного для муниципального образования «Город Орёл» решения об изменении вида муниципального предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» с унитарного на казённое неоправданно увеличило расходы предприятия за 8 месяцев 2011 года на 29 млн. рублей и неправомерно увеличило расходы городского бюджета на 34 млн. рублей, тем самым грубо нарушив один из основных принципов бюджетной системы РФ – принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ), предусматривающий необходимость достижения заданных результатов   с   использованием   наименьшего   объёма   средств.
Проведёнными контрольными мероприятиями установлены факты заключения муниципальными предприятиями крупных сделок без согласования с собственником имущества на общую сумму 20,5 млн. рублей (МУП «ГК «Орёл –Отель» - 16,0 млн. рублей, МУП РОУ – 4,5 млн. рублей).
Отсутствовал контроль со стороны УМИЗ за качеством исполнения муниципального заказа по определению рыночной стоимости права аренды, имущества и  мониторинг за уровнем цен на рынке недвижимости, что привело к занижению рыночных цен на реализуемое муниципальное имущество, когда рыночная стоимость аналогичных помещений в одном здании отличались в 2 раза. Размер арендной платы в  Северном районе города в 1,8 раза превышал размер арендной платы в Советском районе. Мониторинг уровня арендной платы на рынке услуг УМИЗ не проводился. При сдаче в аренду рядом стоящих аналогичных зданий на одной улице размер арендной платы отличался в 2 раза.
Занижение размера арендной платы, поступающей в бюджет, подтверждается проведенными аукционами, где итоговая рыночная цена увеличивается в разы (до 6 раз от стартовой цены аукциона).
Не проводилась работа по ежегодному пересмотру размера рыночной стоимости арендной платы по действующим договорам в условиях меняющегося рынка, несмотря на прямое указание о данной возможности в договорах аренды. Только по Советскому району города Орла при пересмотре цен по действующим договорам можно было получить дополнительно доходов в сумме более  8,0 млн. рублей.
Неуклонно увеличивается количество и площадь помещений, передаваемых в безвозмездное пользование. По состоянию на 01.12.2012г. общая площадь муниципальных нежилых помещений, находящихся в безвозмездном пользовании, составила 70 484,2 кв. м, или 44,3 % от общей площади объектов недвижимости муниципальной казны, в том числе у немуниципальных организаций -  48 285,3 кв. м или 30,3 % от общей площади объектов недвижимости муниципальной казны. При этом практически на каждое заседание Орловского городского Совета в отчётном году выносились вопросы  о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование и о согласовании решения администрации города Орла о сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий.
Контрольными мероприятиями, проведёнными Контрольно-счётной палатой установлено, что в безвозмездное пользование переданы муниципальные помещения, расположенные в наиболее экономически привлекательных местах города. Передача в аренду только трех из них (помещения ГУК «Областной выставочный центр» по ул. Салтыкова-Щедрина д.33 - 885,1 кв. м, Департамента экономики Орловской области, по ул. Ленина д.37а – 179,1кв.м., Управления записи актов гражданского состояния по адресу: Пролетарская гора д.1 -603,3 кв.м.)  могло бы принести дополнительный доход бюджету города более  7 млн. рублей в год. Кроме того, передача в безвозмездное пользование помещений федеральной структуре  - Следственному комитету  по ул. Комсомольской , 231 и ул. 3-я Курская, д.15  общей площадью 4140,2 кв. м. привело в 2012 году к потерям бюджета в сумме 14,9 млн. рублей. Причём  по Следственному комитету городской бюджет будет нести потери в течение 49 лет в соответствии с  решением городского Совета.
Несмотря на неоднократные замечания Контрольно-счетной палаты города Орла главный администратор доходов бюджета, получаемых от муниципального имущества, - УМИЗ  по-прежнему не исполняет в полном объеме полномочия главного администратора доходов, в том числе:
- до настоящего времени не организован достоверный бухгалтерский учёт доходов от аренды имущества, обеспечивающий прозрачность начислений и поступлений;
- в бухгалтерском учёте отсутствовала достоверная информация о дебиторской и кредиторской задолженности по арендной плате за нежилые помещения. По данным отдела аренды дебиторская задолженность по арендной плате значительно выше, чем по данным  бухгалтерского учета.      Расхождения  по состоянию  на 01.01.2012г. составили 32,5 млн. рублей, что привело к составлению и представлению недостоверной отчетности об исполнении бюджета города;
- аналитический бюджетный учёт расчетов по начислениям и поступлениям арендной платы в разрезе арендаторов не вёлся, инвентаризация  обязательств не проводилась.   
Сложившаяся в Управлении практика проведения работы по взысканию задолженности не приносит желаемого эффекта, сумма дебиторской задолженности постоянно возрастает: на 01.01.2011 г.  – 41,0 млн. рублей, на 01.01.12г. – 59,3 млн. рублей, на 01.01.2013 – 64,8 млн. рублей.
Результаты проверки, проведённой  Контрольно-счётной палатой города Орла в Администрации города Орла по вопросу распоряжения муниципальным специализированным жилым фондом позволили упорядочить учёт муниципального жилого фонда и установить 19 свободных муниципальных квартир. В настоящее время эта работа Администрацией продолжается.
В ходе проверки  МКУ «УКХ г. Орла» по расходам на ремонт муниципального жилого фонда в 2010 году установлена бесхозяйная квартира площадью 114,6 кв. м рыночной стоимостью 4,5 млн. рублей, ремонт которой осуществлялся за счёт средств городского бюджета. В настоящее время документы находятся на регистрации права муниципальной собственности.
При исполнении полномочий по контролю за исполнением муниципального заказа Контрольно-счётной палатой города Орла установлен ряд нарушений, а именно:
- размещение муниципального заказа,  не обеспеченного средствами, необходимыми для его выполнения (МБОУ ДОД «ГСОЦ» в рамках городской долгосрочной целевой программой «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Орле на 2011-2015 годы», начальная (максимальная) цена – 7,0 млн. рублей, при этом, на дату размещения учреждению предусмотрено финансирование реконструкции спортивного комплекса только  в сумме  3,0 млн. рублей)
- выполнение работ для муниципальных нужд без заключения муниципальных контрактов – 4,7 млн. рублей (МУП совхоз «Коммунальник» - 4,2 млн. рублей, МУП РОУ –   0,3 млн. рублей) и гражданско-правовых договоров (МБОУ ДОД «ГСОЦ» - 4,9 млн. рублей);
-  заключение  контракта с конкретным исполнителем без согласования с  уполномоченным органом – 5,6 млн. рублей.
- несоответствие заключённого контракта проекту контракта, содержащемуся в аукционной документации (МКУ «УКХ г. Орла).
 - подтверждение главным распорядителем бюджетных средств  наличия лимитов бюджетных обязательств или плановых назначений при их отсутствии (Финансовое управление, Управление по физической культуре, спорту и молодёжной политике администрации города Орла).
Проверочными мероприятиями, проведёнными в 2012 году в                      МУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла», установлено, что учреждение  в нарушение Порядка контроля заказчиком соблюдения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, заключенного по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд за счёт средств бюджета города Орла и внебюджетных источников финансирования, принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 26 августа 2010г. №66/1089-ГС не осуществляло надлежащий контроль за качеством и количеством выполненных работ (услуг), на что неоднократно указывалось Палатой при проведении проверок в 2011 году.
Проведённые контрольные мероприятия показали, что имеются проблемы по установлению показателей качества исполнения муниципальной услуги при доведении муниципального задания.
Так, Управлением по физической культуре, спорту и туризму администрации города Орла МБОУ ДОД «ГСОЦ» доведены показатели качества муниципальной услуги (например, количество занимающихся на спортивных сооружениях), при этом не определён механизм их расчёта (на отчётную дату, среднегодовое…), что не позволяет однозначно установить выполнение учреждением соответствующих  показателей.  При этом, в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ неэффективное расходование бюджетных средств МБОУ ДОД «ГСОЦ» в 2011 году составило 13,1 млн. рублей, в том числе на выполнение муниципального задания  - 13,0 млн. рублей, так как по ряду показателей  оно учреждением не выполнено.
Контрольно-счётной палатой  города Орла в отчётном периоде установлены факты включения текущих расходов по содержанию учреждений в долгосрочные целевые программы.  
Так, в нарушение п. 1.2. Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации города Орла от 30.11.2007 г. № 2810, согласно которому долгосрочные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, в городскую долгосрочную программу «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Орле на 2011-2015 годы» включены расходы  бюджета города Орла на содержание МОУ ДОД «ГСОЦ» в 2011 году в сумме 12,2 млн. рублей.
В ходе контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла установлены грубые нарушения при ведении бухгалтерского учёта и искажение бухгалтерской отчетности муниципальных предприятий, которая не дает полного и достоверного представления о финансовом состоянии предприятий, а также нарушения бюджетного учета муниципальных учреждений. Наибольший удельный вес нарушений правил бухгалтерского (бюджетного) учёта, имеющих стоимостную оценку (на общую сумму 108  млн. рублей), составляют нарушения:
- требований Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (оплата работ без оформления соответствующих оправдательных документов, несоответствие данных бухгалтерского учёта первичным документам);
-требований инструкций, утверждённых приказами Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", от 1 декабря 2010 года № 157н  "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (нарушение сроков проведения инвентаризации, отсутствие проведения инвентаризации).
В отчётном периоде Контрольно-счётной палатой города Орла на основании обращений районных прокуратур города Орла и п. 4 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» реализовано  5 контрольных мероприятий. Основной тематикой мероприятий, проводимых по обращениям прокуратуры, продолжает оставаться проверка соблюдения законодательства при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, ремонта дворовых территорий. В результате этих контрольных мероприятий установлено  неправомерное расходование бюджетных средств в сумме             5,6 млн. рублей, предотвращено нецелевое использование бюджетных средств  - 1,9 млн. рублей.
По итогам контрольных мероприятий, проведённых в 2012 году, Контрольно-счётной палатой города Орла направлено 54 представления об устранении выявленных нарушений и недостатков и 1 предписание.
На дату подготовки настоящего отчета нарушения и недостатки устранены в сумме 114,3 млн. рублей, из них:
-   в  бухгалтерском учёте УМИЗ  увеличена сумма задолженности по  арендной плате за нежилые помещения – 26,7 млн. рублей;        
-  сокращены неэффективные  расходы городского бюджета на дорожную деятельность на  39,7 млн. рублей (2011 и 2012 г.г.);
- устранены нарушения в бухгалтерском учёте (оприходовано имущество, оформлены первичные документы) МАУК «КДЦ «Металлург»  и МУП совхоз «Коммунальник»,  МАУК «Городской парк культуры и отдыха» - 29,0 млн. рублей;
- учтено имущество казны – 9,8 млн. рублей;
- возмещено нецелевое использование бюджетных средств – 0,4 млн. рублей.
-  возмещено средств организаций – 0,1 млн. рублей.
- устранено финансовых нарушений по мероприятиям, проведённым Контрольно-счётной палатой города Орла до 2012 года – 8,6 млн. рублей.
По итогам контрольных мероприятий привлечено к административной ответственности 7 должностных лиц.
Коэффициент экономической эффективности деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла составил 8,8 млн. рублей на одного сотрудника контрольно-счётного органа (2011 год –  1,6 млн. рублей). Таким образом, на  1 бюджетный рубль, затраченный на содержание Контрольно-счётной палаты города Орла, восстановлено средств и имущества  -  11,66 рубля (2011 год – 2,3 рубля).
При подготовке представлений по результатам проведённых контрольных мероприятий Контрольно-счётная палата города Орла исходила из чёткого понимания важности анализа причин нарушений, определения складывающихся тенденций и разработки конструктивных предложений по совершенствованию работы механизмов на муниципальном уровне. Выявляя нарушения и недостатки, Контрольно-счётная палата давала предложения не только об их устранении в организации, являющейся объектом проверки, но и рекомендовала профилактические меры в целом по соответствующей отрасли городского хозяйства.
Контрольно-счётная палата города Орла осуществляет постоянный контроль за исполнением представлений и требует от органов местного самоуправления и организаций принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений.
         
1.3. Результаты экспертно-аналитической деятельности в 2012 году.

Важным направлением в работе Контрольно-счетной палаты является экспертно-аналитическая деятельность, на основании которой реализуется функция предварительного, текущего и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла, и функция по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
По проведённым экспертизам подготовлено 116 заключений по проектам нормативных правовых актов по различным тематикам, что в 2,2 раза больше предыдущего года, в том числе: 2 – по проекту бюджета, 4 – по исполнению бюджета, 13 – по поправкам в бюджет, 1 – сводное по проверке бюджетной отчетности ГАБС, 1 – по налоговому законодательству, 95 – по бюджетным вопросам и   вопросам использования муниципального имущества.
В 2012 году предварительный контроль осуществлялся Контрольно-счётной палатой при проведении финансовой экспертизы: проекта решения Орловского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Орла на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» в первом и втором-третьем чтениях  (далее по тексту – Проект бюджета); проектов решений Орловского городского Совета народных депутатов, касающихся вопросов бюджета, управления и распоряжения муниципальной собственности, а также осуществления расходов, за счёт средств бюджета.
При экспертизе Проектов бюджета была дана оценка реалистичности бюджетных показателей по основным доходным источникам и по основным разделам классификации расходов, проверено соблюдение предусмотренных бюджетным законодательством предельных объёмов и ограничений. 
В результате проведённой экспертизы выявлено, что в нарушение п.2 ст.3 Положения «О бюджетном процессе в городе Орле»  одновременно с Проектом бюджета, как и в прошлые годы, не представлен утвержденный План (программа) приватизации муниципального имущества г. Орла на очередной финансовый год, вместо этого представлен проект указанной программы. Также не представлены необходимые обоснования и расчёты по доходам городского бюджета, администрируемым Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, что нарушило принцип достоверности бюджета, установленный ст.37 Бюджетного кодекса РФ.
До настоящего времени так и не принят Порядок принятия решения и определения размера дивидендов, выплачиваемых в бюджет города Орла акционерными обществами, 100 % акций которых находятся в собственности Муниципального образования «Город Орёл».
В заключении обращено внимание на планируемый в 2013-2015 годах рост дефицита городского бюджета, что противоречит бюджетному посланию Президента РФ «О бюджетной политике в 2013-2015 годах», согласно которому инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие такому фактору нестабильности как бюджетный дефицит.
Также отмечено, что основным источником погашения дефицита бюджета предлагаются заёмные средства в виде кредитов от кредитных организаций. В результате чего существенно возрастут объёмы привлекаемых кредитов:  с 213,8 млн. рублей в 2010 году до 687,0 млн. рублей в 2013 году, или в 3,2 раза.
Соответственно увеличатся расходы бюджета на обслуживание муниципального долга: с 29,3 млн. рублей в 2010 году до 55,8 млн. рублей в 2013 году, или в 1,9 раза.
При анализе расходной части бюджета было обращено внимание на то, что в ассигнованиях на оплату труда в учреждениях образования и культуры не учтены расходы на  повышение заработной платы до среднерегионального уровня заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2012 года, в недостаточном объёме запланированы средства: на содержание автомобильных дорог, на мероприятия по подготовке и празднованию 450-летия города.
В результате экспертизы Проекта бюджета установлены нарушения бюджетного законодательства. Так,
- в нарушение ст.174.2 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета не были раздельно отражены действующие и принимаемые расходные обязательства.
- в нарушение ст.ст. 15, 65, 179 Бюджетного кодекса РФ, расходы на реализацию городской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Орле на 2011-2015 годы» в бюджете запланированы в меньшем объеме, чем это предусмотрено в программе;
- в нарушение принципа достоверности бюджета, установленного ст. 37 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета на 2013 год установлены необоснованные расходы на общую сумму 62,8 млн. рублей.
По результатам анализа Проекта бюджета были сформированы конкретные предложения по устранению замечаний и нарушений норм бюджетного законодательства.
Следует отметить, что не все замечания и предложения КСП на момент формирования настоящего отчета Администрацией города реализованы и остаются на контроле в 2013 году.

Отдельным направлением деятельности палаты в минувшем году, как и во все предыдущие годы, являлся оперативный контроль исполнения городского бюджета 2012 года, включающий в себя анализ отчётов администрации города о текущем исполнении городского бюджета и экспертизу проектов решений о внесении изменений в действующее решение о бюджете.
В заключениях Контрольно-счётной палаты по результатам ежеквартального анализа исполнения бюджета города Орла в 2012 году проанализировано фактическое исполнение доходных и расходных статей городского бюджета по объему, структуре, проведён анализ выявленных отклонений, отмечены основные недостатки и нарушения, допущенные участниками бюджетного процесса при исполнении бюджета в 2012 году, а также сформулированы предложения, направленные на их устранение или недопущение.
Результаты ежеквартального анализа исполнения городского бюджета были использованы палатой в дальнейшем при подготовке экспертных заключений на поправки, вносимые в решение о бюджете города Орла  на 2012-2014 годы.
Основными нарушениями в предлагаемых для рассмотрения Орловскому городскому Совету народных депутатов  проектах решений о внесении изменений в бюджет явились:
- несоблюдение сроков представления в Контрольно-счетную палату проектов решений по поправкам к бюджету. Более того, систематически, иногда более 2-х раз, вносились изменения и дополнения в первоначальную редакцию поправок. Имели место случаи, когда поправки к бюджету вносились непосредственно перед заседанием комитета по бюджету и налоговой политике городского Совета, что препятствовало осуществлению Контрольно-счётной палатой в полной мере функций по контролю за исполнением городского бюджета. Сложившаяся практика ежемесячного внесения администрацией города поправок в бюджет города Орла, с многочисленными их дополнениями и изменениями, свидетельствует о крайне низком уровне планирования бюджета города Орла;
- внесение изменений в бюджетные ассигнования на реализацию программных мероприятий без внесения в установленном порядке изменений в объёмы, утверждённые данными программами;
- отсутствие финансово-экономических обоснований, подтверждающих обоснованность вносимых в бюджет города изменений, т.е. не обеспечение надёжности показателей и реалистичности расчётов доходов и расходов бюджета;
- увеличение расходов и дефицита бюджета с предложением в качестве источника погашения дефицита бюджета «получение кредитов от кредитных организаций», противоречит принципу сбалансированности бюджета, установленному ст. 33 Бюджетного кодекса РФ, соблюдая который уполномоченные органы при составлении, утверждении и исполнении бюджета должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета;
- увеличение субсидий МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» в соответствии с порядком предоставления субсидий, признанного Прокуратурой по Железнодорожному району города Орла незаконным, противоречит требованиям ст.78 Бюджетного кодекса РФ.
В отчётном году увеличение расходной части бюджета предлагалось администрацией города, в основном, за счет увеличения доходов от реализации муниципального имущества и получения кредитов от кредитных организаций. В результате в 2012 году в решение о бюджете города 7 раз вносились изменения в доходную часть, увеличившие первоначальные плановые показатели по доходам от реализации имущества на 180,9 млн. рублей или в 2,7 раза, доходам от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности – на 40,3 млн. рублей (с 0,40 млн. рублей до 40,7 млн. рублей).
Указанные факты свидетельствуют о некачественном планировании доходных источников, администратором которых является Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.
Следует отметить, что в нарушение ст. 5 Положения «О бюджетном процессе в городе Орле» изменения в бюджет по увеличению доходной части вносились при отсутствии доходов сверх сумм, утвержденных решением о бюджете города Орла,  а также при наличии выпадающего источника доходов в виде штрафов за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения в сумме 42,4 млн. рублей и сомнительного источника финансирования дефицита бюджета в виде возврата средств от ОАО «Орелгортеплоэнерго» в сумме 43,0 млн. рублей. При этом, дополнительные доходы направлены не на возмещение выпадающих источников доходов и финансирования дефицита бюджета, а на увеличение существующих видов расходных обязательств и на вновь принимаемые расходные обязательства.
В конечном итоге необоснованное увеличение плановых доходов от реализации имущества и их неисполнение  в 2012 году (на 75,2 млн. рублей или на 25,9 %), а также неисполнение доходов по штрафам за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения и источника финансирования дефицита бюджета в виде возврата средств от ОАО «Орелгортеплоэнерго», привело к существенному недофинан-сированию  расходов городского бюджета и росту кредиторской задолженности.
Так, в результате недофинансирования муниципальных учреждений социальной сферы кредиторская задолженность по обязательствам города выросла по состоянию на 01.01.2013 г. в сравнении с началом 2012 года:
- в образовании – на 45,8 % (с 54,2 млн. рублей до 79,0 млн. рублей);
- в МКУ «УКХ г. Орла» - в 1,8 раза (с 29,0 млн. рублей до 51,0 млн. рублей).
Контрольно-счётная палата неоднократно указывала на необходимость принятия мер по мобилизации доходов городского бюджета, эффективному использованию муниципального имущества. Проведёнными экспертизами выявлен ряд негативных факторов, влияющих на полноту поступлений в городской бюджет доходов.
Так, городской бюджет несёт потери в результате:
- предоставленных налоговых льгот по нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования в размере 175,0 млн. рублей;
- предоставленных льгот по арендной плате в сумме 3,8 млн. рублей;
- сдачи в аренду и продажи муниципальными унитарными предприятиями муниципального имущества, неиспользуемого в его деятельности;
- передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование.;
- имеющейся дебиторской задолженности перед бюджетом города, которая по состоянию на 01.01.2013 год составила:
- по платежам за предоставление имущества в аренду – 64,8 млн. рублей;
- по арендной плате за земли, находящиеся в собственности городских округов – 6,7 млн. рублей;
- по отчислениям части прибыли муниципальными предприятиями – 2,3 млн. рублей.
При этом, задачи бюджетной и налоговой политики города Орла на 2013-2015 годы не предусматривают мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, совершенствованию управления муниципальными предприятиями, недвижимым имуществом, земельными участками, находящимися в собственности городских округов.

Одним из основных мероприятий, проведённых палатой в отчётном году в рамках последующего контроля исполнения бюджета, была внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2011 год и подготовка по её результатам экспертного заключения.
Проверки проведены по 12-ти главным администраторам бюджетных средств города Орла и 9-ти подведомственным учреждениям, 1-го муниципального автономного учреждения.
Выявлены многочисленные нарушения и недостатки, допущенные главными администраторами бюджетных средств, а именно:
- нарушен единый порядок составления, заполнения и представления годовой бюджетной отчетности, установленный Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 г. №191н;
- отдельные показатели отчетности главных администраторов бюджетных средств не достоверны на общую сумму 93,6 млн. рублей;
- в нарушение ст.162 Бюджетного кодекса РФ объем принятых бюджетных обязательств в отдельных случаях превышает объём доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 11,4 млн. рублей;
-  допущено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 0,4 млн. рублей;
-   допущены неправомерные расходы в сумме 1,1 млн. рублей;
-  без оформления соответствующих документов, минуя муниципальную казну, учреждениями образования безвозмездно принято имущество Орловской области на общую сумму 9,8 млн. рублей.
С учётом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчётности ГАБС проведена внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2011 год.

2. Результаты информационной и иной деятельности.

В отчётном периоде в целях реализации принципа гласности в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» Контрольно-счётная палата города Орла публиковала отчёты о результатах проведенных контрольных мероприятий. В 2012 году основным источником информации о деятельности Палаты и ее результатах продолжали оставаться официальный публикатор муниципальных правовых актов - «Орловская городская газета» и официальный сайт в информационно-коммуникационной сети Интернет www.ksporel.ru, который действует с 2011 года.  Популярность сайта у пользователей сетью Интернет растёт. Так, в 2011 году зафиксировано                 6120 посещений сайта, в 2012  году – 14 065, за 2,5 месяца 2013 года  -  4833.
Результаты проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регулярно направлялись Контрольно-счётной палатой города Орла в Орловский городской Совет народных депутатов и Администрацию города Орла.
С целью сотрудничества в деле предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным и нецелевым использованием средств, муниципального имущества в 2012 году материалы по результатам деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла были направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (3 материала), прокуратуру Советского района города Орла (9 материалов), прокуратуру Северного района города Орла (1 материал), Следственное управление по Орловской области Следственного комитета России (1 материал), УМВД по городу Орлу (1 материал).
Контрольно-счётная палата города Орла является членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов России (СМКСО) и о результатах своей деятельности ежемесячно отчитывается перед Союзом контрольно-счётных органов, осуществляет постоянное сотрудничество с Контрольно-счётной палатой Орловской области. За консультациями и методической помощью регулярно обращаются контрольно-счётные органы других муниципальных образований нашей области.
В 2012 году продолжалась целенаправленная работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации сотрудников Палаты. Свою квалификацию в Высшей школе управления и экономической безопасности  ФГБОУ ВПО «РУДН» повысил 1 человек. Сотрудники Палаты принимали участие в обучающих семинарах, организуемых ООО «Нобиль».
В 2012 году с целью обмена опытом и информацией председатель Палаты принимал участие в Конференции Союза муниципальных контрольно-счётных органов РФ по ЦФО. 
Работа сотрудников Контрольно-счётной палаты отмечена депутатами Орловского городского Совета народных депутатов. В отчётном году за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие системы независимого муниципального финансового контроля сотрудник Контрольно-счётной палаты города Орла награждён Почётной грамотой Орловского городского Совета народных депутатов. 
План контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2012 год, утвержденный решением Коллегии Контрольно-счётной палаты, выполнен. Итоги проведённых в отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения городского бюджета ещё имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины. Проблемы совершенствования и усиления муниципального финансового контроля остаются не менее актуальными.
Затрудняет работу Палаты отсутствие в действующем законодательстве комплексных мер ответственности распорядителей и получателей бюджетных средств за все виды нарушений бюджетного законодательства,  четких мер принуждения, регламентирующих ответственность должностных лиц органов (организаций) за непредставление, несвоевременное представление органам государственного финансового контроля запрашиваемых ими документов и достоверной информации.
Требуют дальнейшего совершенствования механизмы учета и принятия мер органами исполнительной власти города по исполнению предложений Палаты в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
Деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла в 2013 году будет направлена:
- на профилактику и предупреждение нарушений действующего законодательства при расходовании средств городского бюджета и управлении и распоряжении муниципальной собственностью;
- на проведение комплекса мер по исключению неэффективного расходования бюджетных средств на стадии их планирования и освоения.

 

Председатель
Контрольно-счётной палаты  города Орла                                                   Т. И. Успенская

Печать