официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла!

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД ОРЁЛ»

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

РЕШЕНИЕ

 № 9/0147 – ГС

от 28 апреля 2016 года

 

(принято на девятом заседании городского Совета)

 

Об отчёте председателя Контрольно-счётной палаты города Орла

о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2015 год

 

Рассмотрев отчёт председателя Контрольно-счётной палаты города Орла о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2015 год, в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 26 Устава города Орла

 

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

 

1. Отчёт председателя Контрольно-счётной палаты города Орла о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2015 год принять к сведению (прилагается).

2. Отчёт председателя Контрольно-счётной палаты города Орла о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2015 год подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Мэр города Орла В.Ф. Новиков
 

Приложение

к решению Орловского городского Совета народных депутатов
от 28.04.2016 г. № 9/0147-ГС

 

ОТЧЁТ

о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла

в 2015 году

 

 

Отчёт о работе контрольно-счётного органа Муниципального образования «Город Орёл» - Контрольно-счётной палаты города Орла в 2015 году подготовлен и представлен Орловскому городскому Совету народных депутатов в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 7 февраля 2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьёй 1 Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2012 г. № 27/0483-ГС (далее по тексту – Положение о Контрольно-счётной палате).

Отчёт ежегодно представляется в Орловский городской Совет народных депутатов, является одной из форм реализации принципа гласности, и подлежит обнародованию в целях ознакомления общественности.

1. Основные результаты деятельности палаты в 2015 году

 

Контрольно-счетная палата города Орла образована Орловским городским Советом в 2006 году, является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Контрольно-счетная палата, осуществляя свои полномочия в области внешнего муниципального финансового контроля, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, соблюдения профессиональной этики, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, Уставом города Орла.

Самостоятельный и независимый статус Контрольно-счетной палаты обеспечивает объективную оценку результатов финансовой, хозяйственной деятельности, управления и распоряжения муниципальными средствами органами местного самоуправления и организациями города.

Задачи и функции Контрольно-счётной палаты города Орла определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Орла, Положением о Контрольно-счётной палате.

Деятельность Контрольно-счётной палаты как органа внешнего финансового контроля предполагает непрерывный цикл контроля за исполнением бюджета, реализуемого на трех стадиях: предварительном, последующем и стадии оперативного контроля в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых по всем направлениям деятельности.

 

Основными задачами Контрольно-счетной палаты на 2015 год являлись:

- осуществление оперативного анализа и контроля исполнения городского бюджета;

- анализ рисков в системе бюджетного планирования и прогнозирования;

- усиление контроля за эффективностью бюджетных расходов;

- контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок, в том числе оценка достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города;

- обеспечение реализации полномочий в сфере противодействия коррупции.

В процессе реализации задач Контрольно-счётная палата осуществляла экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла на всех стадиях бюджетного процесса, что обеспечивало проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2015 году деятельность Контрольно-счётной палаты осуществлялась по следующим направлениям:

- контроль за исполнением бюджета города Орла, включая предварительный контроль проектов решений о бюджете и внесению изменений в него; внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета города Орла; финансово-экономическая, правовая экспертиза муниципальных правовых актов, в том числе муниципальных программ;

- работа по профилактике и предупреждению нарушений действующего законодательства при расходовании бюджетных средств и управлении муниципальной собственностью, исключению нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств на стадии планирования и их освоения;

- проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

- проверки использования муниципального имущества;

- повышение уровня профессиональной подготовки работников, а также обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла.

В соответствии со статьей 20 Положения о Контрольно-счётной палате экспертно-аналитическая, контрольно-ревизионная и иные виды деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла в 2015 году осуществлялись на основании Плана контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2015 год, утвержденного Коллегией 29.12.2014г. (протокол № 22) с последующими изменениями.

В план включены проверки по предложениям:

- Мэра города Орла – 1;

- Орловского городского Совета народных депутатов – 11;

- прокуратуры Советского района города Орла – 3;

- УФАС (совместно с прокуратурой) – 1;

- Контрольно-счётной палаты Орловской области – 1;

- обращениям граждан – 1.

 

Включение остальных мероприятий в план произведено на основании решений Коллегии Контрольно-счётной палаты города Орла и обусловлено необходимостью выполнения задач, поставленных перед Контрольно-счётной палатой.

 

  1. Основные результаты контрольной деятельности в 2015 году. Контрольная деятельность.

 

В соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2015 год проведено 158 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 24 проверки, 6 обследований, 128 экспертиз.

 

Основной тематикой проверок в отчётном периоде являлись:

- целевое и эффективное использование бюджетных средств, средств субсидий, использование муниципального имущества – 5 мероприятий;

- внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год – 11 мероприятий;

- эффективность деятельности муниципальных предприятий, правильность исчисления и уплаты ими в бюджет города части прибыли, остающейся после уплаты налогов, эффективность использования ими муниципального имущества – 2 мероприятия;

- правильность определения, своевременность и полнота поступления в бюджет города Орла дивидендов по акциям, которые принадлежат муниципальному образованию «Город Орёл» - 1;

- проверка деятельности учреждений – 2;

- целевое использование средств инвестиционной программы МПП ВКХ «Орёлводоканал»;

- эффективность управления и распоряжения муниципальным имуществом и исполнения полномочий собственника – 2.

В отчётном периоде Контрольно-счётная палата города Орла провела комплекс контрольных мероприятий по проверке переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов.

Контрольные мероприятия осуществлялись Контрольно-счётной палатой города Орла в Администрации города Орла и её структурных подразделениях, а также в учреждениях и иных организациях, получающих (использующих) средства городского бюджета, использующих муниципальную собственность.

Общий объём средств, охваченных проверками, составил в 2015 году 10 769,5 млн. рублей, в том числе бюджетных – 9 927,9 млн. рублей (с учётом средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств города Орла за 2014 год).

 

В ходе проведённых контрольных мероприятий, было установлено, что деятельность структурных подразделений администрации города Орла,

муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в целом осуществлялась в соответствии с требованиями бюджетного, налогового и гражданского законодательства, решениями Орловского городского Совета народных депутатов и постановлениями администрации города Орла. Однако, проведенными проверками использования бюджетных средств и порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью выявлены нарушения и недостатки.

 

Данные о деятельности палаты и о финансовых нарушениях, выявленных в 2015 году, в сравнении с 2014 годом

 

Показатели

 

2014 год

2015 год

отклоне-

ния

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, шт из них:

 

202

 

 

158

 

-44

контрольных

28

24

-4

экспертно-аналитических

149

128

-21

обследований

25

6

-18

Объём проверенных средств, всего (млн.руб.), в том числе:

 

9 109,6

 

10 769,5

 

+1 659,9

в том числе бюджетных средств (млн.руб.)

 

8 316,0

 

9 927,9

 

+1 611,9

Выявлено нарушений (млн. руб.)

4 478,6

3 357,6

- 1 121,0

в том числе

нецелевое использование бюджетных средств (млн.руб.)

 

 

-

 

 

-

 

 

-

потери бюджета (млн.руб.)

45,7

86,2

+ 40,5

неправомерное использование средств (млн.руб.)

 

74,2

 

380,3

 

+ 306,1

из них сумма крупных сделок, заключенных без согласования с собственником (млн.руб.)

 

 

22,4

 

 

19,5

 

 

-2,9

неэффективное расходование бюджетных средств (млн.руб.)

 

6,1

 

2,2

 

- 3,9

нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом (млн.руб.)

 

341,1

 

2 135,9

 

+1 794,8

несоблюдение требований по разработке, формированию и реализации долгосрочных, ведомственных целевых программ

 

1 528,7

 

298,4

 

 

- 1 230,3

нарушения ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности

 

 

2 409,5

 

 

244,3

 

 

- 2 165,2

потери организаций

 

77,6

+ 77,6

иные финансовые нарушения (млн.руб.)

 

73,3

 

132,7

 

+ 59,4

Направлено представлений

31

29

-2

Устранено нарушений (млн. рублей), в том числе:

2 059,0

1 226,0

- 814,8

установленного порядка управления и распоряжения имуществом

293,1

946,7

+653,6

финансовых нарушений

1 765,9

279,3

-1 486,6

Количество материалов, направленных в органы Прокуратуры, УФСБ, УФАС

 

16

 

12

 

-4

количество возбуждённых уголовных дел

1

-

-1

Количество публикаций в СМИ, отражающих деятельность палаты

 

161

 

147

 

-14

Проведено заседаний Коллегии Контрольно-счётной палаты города Орла

 

22

 

21

 

-1

 

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2015 году палатой выявлено финансовых нарушений и недостатков на сумму 3 357,6 млн. рублей (или 31,2 % от общего объёма проверенных средств).

В отчётном периоде фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.

 

Из общей суммы нарушений и недостатков:

- нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом составили 2 135,9 млн. рублей (63,6% от общего объёма установленных нарушений);

- неправомерное использование средств – 380,3 млн. рублей (11,3 %);

- несоблюдение требований по разработке, формированию и реализации долгосрочных, ведомственных целевых программ – 298,4 млн. рублей (8,9%);

- нарушения порядка ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности – 244,3 млн. рублей (7,2%);

- потери бюджета – 86,2 млн. рублей (2,6 %);

- потери организаций – 77,6 млн. рублей (2,3%);

- неэффективное расходование бюджетных средств - 2,2 млн. рублей (0,1%);

- прочие нарушения и недостатки – 132,7 млн. рублей (4,0%).

 

Значительный объём (63,6%) в общем объёме установленных нарушений занимают нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом. Контрольно-счётная палата города Орла неоднократно указывала на то, что орган исполнительной власти города, осуществляющий от имени муниципального образования «Город Орёл» функции собственника, - Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее – УМИЗ г. Орла, УМИЗ) не в полном объеме осуществляло возложенные на него полномочия и права, а именно:

- не обеспечило полный и достоверный учёт муниципального имущества бюджетном учёте и в Едином реестре муниципального имущества города Орла;

- не осуществляло надлежащий контроль за использованием по назначению муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям;

- не осуществляло надлежащим образом эффективное владение акциями обществ, 100% которых принадлежит муниципальному образованию «Город Орёл»;

- не принимало меры по приёму в казну муниципального имущества, используемого не по назначению.

Так, в ходе контрольного мероприятия по осуществлению УМИЗ в порядке и в пределах, определённых правовыми актами органов местного самоуправления города Орла полномочий собственника в отношении муниципального имущества, при переселении из аварийного жилищного фонда в городе Орле в 2013-2014 г.г. и истекшем периоде 2015 года установлено, что в бюджетном учёте Управления не отражено муниципальное имущество на общую сумму 781,4 млн. рублей, в том числе:

- 297 благоустроенных жилых помещений общей площадью 14,9 тыс. кв. м балансовой стоимостью 490,4 млн. рублей, приобретённых МКУ «УКХ г. Орла»;

- 142 аварийных жилых объекта балансовой стоимостью 221,1 млн. рублей;

- 34 аварийных многоквартирных жилых дома, на которые в проверяемом периоде было зарегистрировано право муниципальной собственности;

- рыночная стоимость муниципальных квартир, приобретённых МКУ «УКХ г. Орла» и предназначенных для передачи собственникам аварийных жилых помещений по договорам мены, в сумме 17,8 млн. рублей;

- рыночная стоимость в размере 1,0 млн. рублей муниципальной квартиры № 50 по ул. Матвеева, д. 33;

- стоимость жилых объектов, полученных УМИЗ по договорам мены в соответствии с договорами о развитии застроенных территорий, в размере 51,1 млн. рублей.

Продолжает иметь место недостоверность информации, содержащейся в Едином реестре муниципального имущества города Орла. В нём не отражены:

- рыночная стоимость муниципальных квартир, приобретённых МКУ «УКХ г. Орла» и предназначенных для передачи собственникам аварийных жилых помещений по договорам мены, в сумме 17,8 млн. рублей;

- рыночная стоимость в размере 1,0 млн. рублей муниципальной квартиры № 50 по ул. Матвеева, д. 33;

- реальная стоимость жилых объектов, полученных УМИЗ по договорам мены в соответствии с договорами о развитии застроенных территорий, т. к. эти квартиры отражены в реестре по стоимости 1 рубль;

- необоснованно числятся, как закреплённые в оперативном управлении МКУ «УКХ г. Орла», и не исключены из Реестра:

- по состоянию на 01.04.2015 г. снесённые в 2013-2014 г.г. 208 жилых объектов, находящихся в 20 аварийных многоквартирных жилых домах, общей балансовой стоимостью 83,8 млн. рублей;

- по состоянию на 01.01.2015 г. 53 жилых объекта общей стоимостью 88,3 млн. рублей, переданные УМИЗ в собственность граждан на основании договоров мены;

- занижена на 1 600,0 тыс. рублей стоимость квартиры № 22 и квартиры № 138 (на 800,0 тыс. руб., указана стоимость 1 199,444 тыс. руб. вместо 1 999,444 тыс. руб.) по ул. 5-ой Орловской стрелковой дивизии, д. 18.

-неправомерно, после заключения договоров мены, предусматривающих переход права собственности на указанные жилые объекты к выселяемым гражданам, переданы в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла» 142 жилых объекта на общую сумму 214,2 млн. рублей.

Кроме того, Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла неправомерно заключило договоры мены на 143 жилых объекта на сумму 233,1 млн. рублей, т. к. заключение между УМИЗ администрации города Орла и гражданами – собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах договоров мены противоречит положениям ст. 217, ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ, согласно которым имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Действующим законодательством не предусмотрена возможность мены муниципального имущества, использования при расчётах за отчуждаемое муниципальное имущество иного имущества, а не денежных средств.

 

УМИЗ, исполняющий функции собственника муниципального имущества, не осуществляло контроль за муниципальными учреждениями в части учёта имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений.

Так, при проверке МКУ «УКХ г. Орла» было установлено, что учреждением раньше принятия дома в эксплуатацию приняты квартиры общей стоимостью 186,1 млн. рублей; не оформлено право оперативного управления на имущество, стоимостью 468,8 млн. рублей, закреплено имущества на 1,6 млн. рублей больше, чем принято; неправомерно числятся в оперативном управлении учреждения квартиры стоимостью 88,3 млн. рублей, переданные в собственность физическим лицам по договорам мены. Кроме того, при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления заключены договоры мены имущества на сумму 107,8 млн. рублей.

 

2. Управление ненадлежащим образом осуществляло полномочия:

 

- по определе­нию цели, предмета, видов деятельности муниципальных унитарных предприятий. Так, Управлением необоснованно и в противоречие цели создания МУП «ТТП» г. Орла в Устав предприятия внесены виды деятельности – содержание охотничье-рыболовного хозяйства и предоставление услуг по организации охоты и рыболовства, а также организация розничной, оптовой, коммерческой, фирменной торговли, в части создания постоянно действующих торговых центров, магазинов.

 

- по выдаче со­гласия в случаях, предусмотренных законодательством РФ, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересован­ность, и иных сделок, предусмотренных уставом муниципального унитар­ного предприятия: при отсутствии согласия УМИЗ МУП РОУ было совершено 37 крупных сделок на общую сумму 19,5 млн. рублей;

 

-по ана­лизу эффективности деятельности муниципальных унитарных предпри­ятий.

Контрольно-счётная палата в материалах проверок и представлениях в главе администрации города Орла неоднократно указывала на неэффективную систему премирования руководителей муниципальных унитар­ных предприятий, на то, что она требует кардинального реформирования в целях соблюдения принципов трудового законодательства, согласован­ности размера оплаты труда руководителя унитарного предприятия с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия и уровнем оплаты труда работников; вознаграждения руководителей предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности, еди­новременная целевая выплата за выполнение особо важных заданий фак­тически не являются стимулирующими выплатами; формула для расчёта вознаграждений руководителей предприятий исключает их прямую заин­тересованность в выполнении в полном объёме планов финансово-хозяй­ственной деятельности.

Положение «О порядке и условиях оплаты труда руководителей му­ниципальных унитарных предприятий города Орла», утверждённое постанов­лением Администрации города Орла от 23.04.2002 г. № 1104, содержит ссылки на недей­ствующие нормативные правовые акты, частично противоречит дейст­вующему законодательству и не отвечает целям принятия Положения.

 

3. УМИЗ, как представитель собственника муниципального имущества, допускает бесхозяйственный подход к распоряжению муниципальным имуществом.

Неоднократно в своих заключениях Контрольно-счётная палата города Орла указывала на необходимость проведения инвентаризации свободных муниципальных жилых и нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений и хозяйственном ведении предприятий с целью выявления и эффективного их использования. Однако инвентаризация свободных нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении МУП «ЖРЭП (З)» до настоящего времени не произведена, инвентаризация жилых помещений в МКУ «УКХ г. Орла» не завершена.

 

4. Деятельность УМИЗ по заключению договоров мены муниципального имущества по адресам: г. Орёл, ул. Раздольная, д. 26 и г. Орёл, ул. Емлютина, д. 18 привела в 2014 г. к потерям бюджета города Орла в сумме 17,9 млн. рублей, т. к. согласно Отчётам об оценке рыночной стоимости новых благоустроенных муниципальных квартир по указанным адресам рыночная стоимость 1 кв. м площади квартир в среднем составляла 38,6 тыс. рублей. При этом, согласно договорам мены рыночная стоимость 1 кв. м площади принимаемых в муниципальную собственность жилых объектов в аварийных многоквартирных жилых домах превышала 52,0 тыс. рублей.

Кроме того, в результате не включения квартиры № 11 по ул. Корчагина, д. 58 в областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не получена финансовая поддержка из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета, в связи с чем потери бюджета города составили 0,6 млн. рублей.

 

5. Управление акциями, находящимися в собственности Муниципального образования «Город Орёл» осуществляется не эффективно.

Так, в ходе проверки ОАО «База строительных товаров» установлено, что в течение ряда лет использование прибыли организации на общую сумму 15,3 млн. рублей осуществлялось без решений единственного учредителя, что существенно снижало размер дивидендов, поступающих в городской бюджет.

 

6. Управление неэффективно осуществляет функции заказчика.

Так, в нарушение ст.ст. 783, 720 Гражданского кодекса РФ, ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в проверяемом периоде УМИЗ, как муниципальным заказчиком, не выполнялась в полном объёме приёмка оказанных услуг (выполненных работ) в части требований к качественным характеристикам, позволяющим обеспечить муниципальные нужды, допущен формальный подход к подписанию актов о приёмке оказанных услуг (выполненных работ).

УМИЗ, обладая информацией о рыночной стоимости 1 кв. м 30-ти муниципальных квартир по адресу: г. Орёл, ул. Емлютина, д. 18 приняло без замечаний и претензий Отчёты об оценке рыночной стоимости 2-х муниципальных квартир по тому же адресу на 3,8 тыс. рублей меньше, чем оценка 30 квартир, не выявило недостатки, не предъявило претензии о недостатках и требования об их устранении, что привело к потерям бюджета города Орла по этим договорам в сумме 282,7 тыс. рублей.

Кроме того, в Отчётах об оценке рыночной стоимости жилых объектов многоквартирных домов существенно завышена стоимость аварийных жилых объектов. Отчёты, полученные от граждан - собственников указанных жилых объектов для заключения договоров мены, Управлением детально не изучались и не оспаривались, имеющиеся в них недостатки и неточности при оформлении договоров мены и установлении суммы доплаты при разнице в рыночной стоимости обмениваемых квартир Управлением не выявлены. Использование оценщиками аналогов, обладающих лучшими характеристиками, позволило им завысить стоимость оцениваемых объектов.

Согласно Отчётам об оценке рыночная стоимость аварийного жилого помещения № 11 по ул. Корчагина, д. 58 общей площадью 18,3 кв. м (54,6 тыс. рублей за 1 кв. м) и рыночная стоимость благоустроенного жилого помещения № 50 по ул. Матвеева, д. 33 общей площадью 32,1 кв. м (31,15 тыс. рублей за 1 кв. м) одинакова и составляет 1,0 млн. рублей.

 

В ходе контрольных мероприятий, проведённых Контрольно-счётной палатой в:

- МКУ «Управление капитального строительства города Орла» по вопросу целевого и эффективного расходования средств, направленных на подготовку празднования 450-летия основания города Орла за 2013-2014 годы, проведённой на основании обращений УФАС по Орловской области и Прокуратуры Советского района г. Орла, установлено неправомерное - с нарушением ст. 767 ГК РФ и Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ расходование бюджетных средств в общей сумме 102,7 млн. рублей, в том числе в результате изменения установленного муниципальными контрактами порядка оплаты работ путём заключения дополнительных соглашений и выплаты авансов по муниципальным контрактам:

- на строительство детского сада в микрорайоне «Ботаника» - 33,7 млн. рублей;

- на строительство хореографической школы - 54,8 млн. рублей;

- по контракту на строительство автомобильной дороги по ул. Раздольная от ул. Бурова до ул. Металлургов (1 этап) выплачен аванс в завышенном размере на 14,1 млн. рублей.

В нарушение ст. 161 БК РФ заключение муниципального контракта с ООО «СТРОЙСЕРВИС» на строительство 1 этапа автодороги по ул. Раздольная произведено учреждением сверх доведённых ему лимитов на 16,3 млн. рублей.

Кроме того, МКУ «УКС г. Орла» необоснованно 01.10.2014г. выплатило аванс в сумме 70,0 млн. рублей по муниципальному контракту, заключённому с ООО «СТРОЙСЕРВИС» на строительство 1 этапа автодороги по ул. Раздольная, т. к. подрядчик длительно и систематически нарушал график производства работ на объекте и остановил выполнение всех работ с июля 2014 года.

Подрядчиками, осуществляющими строительство объектов, включённых в программу, были нарушены сроки представления Актов о приёмке выполненных работ и Справок о стоимости выполненных работ на общую сумму 212,1 млн. рублей.

 

Проверкой также было установлено неэффективное использование МКУ «УКС г. Орла» бюджетных средств в общей сумме 2,2 млн. рублей, в том числе:

- 1,7 млн. рублей – на оплату работ по укладке песчаного основания при строительстве дороги по ул. Раздольной (1 этап), т. к. в результате невыполнения подрядчиком мероприятий по отводу ливневых стоков это песчаное основание было размыто;

- 0,5 млн. рублей – на оплату выполненных работ по техническому обследованию средних образовательных школ № 24 и № 27 в связи с невозможностью использования результатов этих обследований.

- МКУ «УКХ г. Орла»

1) по вопросу соблюдения учреждением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждения, при переселении граждан из аварийного жилищного фонда в г. Орле в 2013- 2015 г.г. установлены потери бюджета в сумме 66,6 млн. рублей, из них:

- 63,3 млн. рублей в результате приобретения двухкомнатных и трёхкомнатных квартир для предоставления гражданам, выселяемым из квартир меньшей площадью в аварийных многоквартирных домах;

- 3,3 млн. рублей – в результате приобретения однокомнатных и двухкомнатных квартир для предоставления гражданам, выселяемым из комнат в аварийных многоквартирных домах.

Таким образом, программа переселения из аварийных домов превратилась в программу улучшения жилищных условий для переселяемых жителей за счёт средств городского бюджета в ущерб другим социально- значимым расходам бюджета.

2) по вопросу целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации областной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017г.г. кроме нарушений по учёту имущества, указанных ранее, установлено:

- в нарушение Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н в бюджетном учёте учреждения не отражены авансы, перечисленные застройщикам по муниципальным контрактам на участие в долевом строительстве на общую сумму 189,5 млн. рублей;

- дополнительные расходы бюджета города Орла на приобретение жилья по программе переселения в 2013 – 2015 годах составили 51,3 млн. рублей, т. к. стоимость 1 кв. м приобретаемого жилья, рекомендованная администрацией города для заключения муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве, превышала стоимость 1 кв. м, установленную Приказом Минрегиона России от 27.12.2012г. № 554 для Орловской области на 26-48%.

3) по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета города Орла, направленных на снос многоквартирных жилых домов в 2013- 2015 годах установлено:

- неправомерное расходование бюджетных средств на снос хозяйственных построек, на погашение кредиторской задолженности 2014 года и оплату выполненных работ по муниципальным контрактам, срок оплаты по которым ещё не наступил, оплату невыполненных работ – 1,2 млн. рублей;

- отсутствие регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 706 кв. м кадастровой стоимостью 0,6 млн. рублей.

- Администрации города Орла по вопросу обоснованности включения многоквартирных жилых домов, переселённых в 2013-2014 годах, в Реестр многоквартирных жилых домов города Орла по состоянию на 01.01.2013г. установлено неправомерное использование бюджетных средств в сумме 15,4 млн. рублей на переселение из 3 многоквартирных жилых домов, т. к. по ним отсутствуют заключения специализированных организаций.

- в МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» города Орла на основании обращения Орловского городского Совета народных депутатов проведена проверка по вопросу эффективности деятельности предприятия в ходе проверки установлено, что без обоснования из бюджета города Орла выделены бюджетные средства в виде субсидий на содержание, ремонт и реновацию муниципального имущества в сумме 27,0 млн. рублей, т. к. принятый администрацией Порядок предоставления указанных субсидий противоречит ст. 695 ГК РФ и заключённому с предприятием Договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

 

В ходе осуществления контрольной деятельности Контрольно-счётная палата города Орла осуществляла свои полномочия по контролю за исполнением муниципального заказа. Отдельные нарушения были приведены выше.

Основными видами нарушений при исполнении муниципального заказа являлись:

- заключение муниципальных контрактов при отсутствии лимитов;

- нарушение исполнителем (подрядчиком) сроков исполнения работ, установленных муниципальным контрактом;

- неосуществление заказчиком контроля за сроками и качеством выполнением работ по муниципальному контракту;

- непредъявление заказчиком штрафных санкций и пени за несоблюдение условий муниципальных контрактов;

- изменение условий заключённых муниципальных контрактов в части порядка оплаты работ и выплаты подрядчикам авансов, не предусмотренных условиями контрактов или их выплата в завышенных размерах;

- подписание Актов выполненных работ в завышенных размерах и др.

В отчётном периоде Контрольно-счётная палата города Орла провела 1 контрольное и 2 экспертно-аналитических мероприятия по обращениям граждан. О результатах проведённых мероприятий граждане были уведомлены палатой.

Отчёты о проведённых в отчётном периоде контрольных мероприятиях доведены Контрольно-счётной палатой до Орловского городского Совета народных депутатов, информация о фактах нарушений, установленных в ходе проверок, – до Главы администрации города Орла.

Контрольно-счетной палатой, в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков, в 2015 году, руководителям проверенных организаций направлено 29 представлений, из которых 25 сняты с контроля. Контрольно-счётная палата города Орла осуществляет постоянный контроль за исполнением представлений и предписаний и требует принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений. Не исполнено за 2015 год 4 представления (срок исполнения в 2016 году). Кроме того, в 2015 году было исполнено 4 представления, направленных в периодах, предшествующих отчётному. По результатам контрольных мероприятий 6 человек привлечено к дисциплинарной ответственности, 1 привлечён УФАС к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ.

Меры, принятые по результатам контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты в 2015 году, обеспечили устранение выявленных нарушений на сумму 1 226,0 млн. рублей, в том числе финансовых - на 279,3 млн. рублей, устранено нарушений установленного порядка учёта, управления и распоряжения имуществом города Орла в сумме 946,7 млн. рублей.

Кроме того, устранено нарушений по мероприятиям, проведённым в периодах, предшествующих отчётному, на сумму 18,2 млн. рублей.

По результатам проведенных проверок материалы по 7 контрольным мероприятиям направлены в прокуратуру Орловской области, в прокуратуры районов города Орла, в УФСБ России по Орловской области - 4, в УФАС России по Орловской области - 1.

Два (2) материала направлены Прокуратурой Советского и Заводского районов города Орла в УМВД России по г. Орлу для рассмотрения информации в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ.

 

2. Результаты экспертно-аналитической деятельности в 2015 году.

В течение 2015 года были реализованы исключительные полномочия Контрольно-счётной палаты города Орла в сфере внешнего муниципального контроля: предварительный и последующий контроль за исполнением городского бюджета; контроль за законностью и эффективностью использования бюджетных средств; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Орла; внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета города Орла.

Кроме того, Контрольно-счётной палатой проводилась экспертиза проекта бюджета города Орла на очередной финансовый год, экспертиза муниципальных программ, финансово-экономическая экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В отчётном периоде проведено 128 экспертно-аналитических мероприятий, из них 114 по экспертизе нормативных правовых актов, и 14 иных экспертно-аналитических мероприятий, по которым подготовлено 106 заключений, 9 информационных писем и 11 аналитических записок, из них:

- на проект бюджета города Орла на 2016 год – 2 заключения и 1 информационное письмо;

- на поправки в бюджет – 7 заключений и 4 аналитические записки;

- на отчёты по исполнению бюджета города Орла – 3 заключения, 1 информационное письмо и 1 аналитическая записка;

- на проекты нормативных правовых актов по бюджетным вопросам, вопросам использования муниципального имущества и иным вопросам – 92 заключения, 7 информационных писем и 6 аналитических записок;

- на проекты постановлений Администрации города Орла по внесению изменений в муниципальные программы – 2 заключения.

По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 468 замечаний и предложений, из которых 261 (55,8%) были учтены при принятии решений.

 

В рамках предварительного контроля в 2015 году Контрольно-счётной палатой города проведена экспертиза проекта решения Орловского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Орла на 2016 год», по результатам которой составлены два заключения на проект бюджета города Орла на 2016 год в 1-м чтении и 2-3 чтениях.

В заключениях Контрольно-счётной палаты на проект местного бюджета отражены результаты проверки полноты и обоснованности доходных и расходных статей местного бюджета, оценки сбалансированности местного бюджета, предельных объёмов муниципального долга и расходов на его обслуживание, наличия и состояния нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей бюджета. В ходе проведения экспертизы проанализированы итоги исполнения бюджета города за 9 месяцев 2015 года и ожидаемое исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в 2015 году.

 

При рассмотрении проекта бюджета города Орла были выявлены отдельные нарушения и недостатки и подготовлены соответствующие предложения по их устранению. Так, при анализе доходной части проекта бюджета и источников финансирования дефицита бюджета Контрольно-счётной палатой установлены случаи недостаточной обоснованности расчётных показателей отдельных доходных источников, что свидетельствует об имеющихся проблемах в планировании. Определены риски неисполнения плана по земельному налогу в сумме 6, 2 млн. рублей, резервы по увеличению источников неналоговых доходов в сумме 55, 3 млн. рублей.

В Заключении отмечен высокий уровень привлечения заимствований, рост расходов на обслуживание муниципального долга.

 

При анализе расходной части установлены нарушения бюджетного законодательства. Так,

- в нарушение Бюджетного кодекса РФ при отсутствии нормативных правовых актов на принятие и исполнение новых расходных обязательств муниципального образования «Город Орёл» предусмотрены в бюджете ассигнования в сумме 13, 95 млн. рублей на 5 новых непрограммных объектов капитального строительства;

- в нарушение ст.ст. 15, 86 Бюджетного кодекса РФ на момент рассмотрения проекта бюджета отсутствовал нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в результате принятия которого могли бы возникнуть принимаемые расходные обязательства по субсидированию муниципального заказа на осуществление перевозок по регулируемым тарифам по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети частными автоперевозчиками;

- в нарушение принципа достоверности бюджета, установленного ст. 37 Бюджетного кодекса РФ, вместо расчётов и обоснований на объёмы бюджетных ассигнований, включённых в проект бюджета, представлены предложения главных распорядителей бюджетных средств на сумму потребности;

- в нарушение ст.174.2 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета не все принимаемые обязательства отражены раздельно от действующих.

Кроме того, ввиду отсутствия источников финансирования, в проекте бюджета установлен существенный недостаток средств на выполнение принятых расходных обязательств. Так, не предусмотрены в бюджете расходы на выплату субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания для новой школы в микрорайоне «Ботаника» в размере 16, 98 млн. рублей, ввод в эксплуатацию которой запланирован на июнь 2016 года.

Не в полном объёме запланированы расходы на реализацию МП «Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2014-2016 годы)» (недостаток средств - 75,5 млн. рублей) и ВЦП «Содействие обеспечению безопасности дорожного движения в городе Орле на 2016-2018 годы» (- 6,1 млн. рублей); на питание школьников (- 131,3 млн. рублей), на ежемесячные платежи региональному оператору на капитальный ремонт общего имущества в МКД в доле собственника МО «Город Орёл» (- 38,2 млн. рублей).

Сокращены расходы в сравнении с ожидаемым исполнением за 2015 год:

- на дорожное хозяйство в 2,2 раза;

- на генплан в 2 раза;

- на благоустройство города на 15,8 %;

- на бюджетные инвестиции в 6,2 раза;

- на финансирование целевых программ в 2,4 раза;

- на выплату субсидий транспортным организациям в 3,1 раза.

В то же время при общей тенденции к сокращению расходов в бюджете запланирован существенный рост расходов по судебным решениям в пользу граждан – в 4,5 раза, также значительно выросли расходы на мероприятия по санитарной экологической направленности (в сравнении с 2013 годом – в 4 раза), на переселение граждан из аварийного жилья – в 2,2 раза.

По результатам проведённой Контрольно-счётной палатой экспертизы:

- изменены показатели по 8-ми источникам доходов, что позволило увеличить доходы и расходы бюджета на 49, 1 млн. рублей;

- с учётом замечаний Контрольно-счётной палаты в доходах от аренды имущества, от аренды земельных участков, от размещения рекламных конструкций и от перечисления части прибыли муниципальными предприятиями учтены доходы от взыскания задолженности;

- по большинству планируемых расходов представлены необходимые расчёты и обоснования;

- в бюджете раздельно отражены действующие и принимаемые расходные обязательства;

- уменьшены необоснованно завышенные в бюджете расходы: на ремонт жилищного фонда по решению судебных органов на 6, 9 млн. рублей; на содержание аппарата Управления образования администрации города Орла на 0, 58 млн. рублей;

- исключены необоснованно включённые в бюджет ассигнования на строительство уличной водопроводной сети по ул. Московское шоссе в сумме 2, 6 млн. рублей.

 

Вместе с тем, несмотря на замечания Контрольно-счётной палаты в бюджете на 2016 год неправомерно предусмотрены расходы в составе расходов на прочие мероприятия по благоустройству города в сумме 2, 0 млн. рублей на мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, организация которых относится к полномочиям субъекта РФ.

 

В рамках предварительного контроля Контрольно-счётной палатой в течение 2015 года подготовлено 92 заключения на проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов, в том числе на проекты нормативных правовых актов 25 заключений.

Экспертными исследованиями были охвачены вопросы, касающиеся расходных обязательств муниципального образования, предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счёт средств местного бюджета, приватизации муниципального имущества, предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование.

Основной проблемой, препятствующей проведению качественной экспертизы являлось несоблюдение разработчиками проектов сроков их представления, а также не представление ко многим проектам решений финансово-экономических обоснований и необходимых сведений для определения правовых оснований их принятия.

Большинство заключений по результатам проведения финансово-экономической экспертизы содержали замечания по рассматриваемым проектам. Замечания в основном были связаны с несоответствием отдельных положений проектов требованиям действующего законодательства, принятым нормативным правовым актам города Орла. Кроме того, в необходимых случаях, была дана оценка целесообразности принятия представленных проектов. В заключениях, подготовленных Контрольно-счётной палатой, давались рекомендации по их рассмотрению и принятию Советом.

 

С учётом замечаний Контрольно-счётной палаты:

внесены изменения в Положения:

- «О порядке предоставления в аренду муниципального имущества города Орла»;

- «О порядке определения и перечисления в бюджет города Орла части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий»;

- «О порядке принятия решений об условиях приватизации имущества казны муниципального образования «Город Орёл»;

- «О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий города Орла и полномочиях органов местного самоуправления по осуществлению прав собственника имущества муниципального унитарного предприятия»;

- в постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 г. №77/811-ГС «Об установлении земельного налога»;

приняты:

- Положение «О порядке принятия решений о списании имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования город Орёл»;

- Положение «О служебных командировках лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и рабочих и служащих, занимающих должности, не отнесённые к должностям муниципальной службы, органов местного самоуправления города Орла и муниципального органа города Орла, и командировках депутатов Орловского городского Совета народных депутатов, связанных с депутатской деятельностью»;

- «Порядок принятия решений об условиях приватизации имущества казны муниципального образования «Город Орёл»;

- Положение «О согласовании залога муниципального имущества города Орла»;

- «Правила определения платы за земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования город Орёл, при предоставлении их в аренду, при заключении соглашений об установлении сервитута, при перераспределении с земельными участками, находящимися в частной собственности».

 

Проведены экспертизы проектов нормативных актов, регулирующих вопросы:

- оплаты труда и материального стимулировании работников муниципального казённого учреждения «Централизованная хозяйственная служба учреждений культуры города Орла»;

- установления меры социальной поддержки учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений города Орла за счёт средств бюджета города Орла.

 

По результатам экспертизы Контрольно-счётной палаты были отклонены проекты решений:

- «О предоставлении Управлению Судебного департамента в Орловской области в аренду сроком на 5 лет административного здания и земельного участка по адресу: г. Орёл, пер. Трамвайный, д.1, с последующей передачей указанного имущества и участка в федеральную собственность»;

- «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2014 года № 56/1026-ГС «О бюджетном процессе в городе Орле», предусматривающих исключение из приложения к решению о бюджете по ведомственной структуре расходов бюджета, распределение расходов по операциям сектора государственного управления;

- «О безвозмездной передаче муниципального имущества в государственную собственность Орловской области» (Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области - 2-х муниципальных нежилых помещения общей площадью 524,5 кв.м., расположенных по адресу: г. Орёл, ул. Ленина, д.29);

- «Об участии в создании автономной некоммерческой организации «Центральный планерный аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»;

- «О безвозмездной передаче муниципального земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020403:122 ( площадью 85 кв. м, по адресу: г. Орёл, ул. Посадская, 14г.) в собственность Российской Федерации».

 

Вместе с тем, несмотря на замечания Контрольно-счётной палаты, в 2015 году так и не были скорректированы объёмы финансирования в Муниципальной программе города Орла «Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2014 - 2016 годы)», в то время как в бюджет города Орла неоднократно вносились изменения, затрагивающие объёмы ассигнований на её реализацию, что привело к несоответствию объёмов финансирования в Программе решению о бюджете города Орла на 2015 год. При этом статья 179 Бюджетного кодекса РФ устанавливает обязательность соответствия программ решению о бюджете.

 

В целях реализации полномочий, определённых Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в 2015 году Контрольно-счётной палатой проводился ежеквартальный анализ отчётов об исполнении городского бюджета и экспертиза проектов решений о внесении изменений в действующее решение о бюджете.

В заключениях Контрольно-счётной палаты по результатам ежеквартального анализа исполнения бюджета города Орла в 2015 году проанализировано фактическое исполнение доходных и расходных статей городского бюджета по объёму, структуре, проведён анализ выявленных отклонений, отмечены основные недостатки и нарушения, допущенные участниками бюджетного процесса при исполнении бюджета в 2015 году, а также сформулированы предложения, направленные на их устранение или недопущение.

Так, Контрольно-счётная палата обращала внимание на низкий уровень исполнения налоговых и неналоговых платежей, недостаточное финансирование бюджетных расходов, существенный рост кредиторской задолженности учреждений города, рост муниципального внутреннего долга и расходов на его обслуживание; отмечала снижение доли собственных доходов в сравнении с предыдущим годом, занижение плановых показателей по доходам от продажи земельных участков и от аренды имущества.

 

Результаты ежеквартального анализа исполнения городского бюджета были использованы палатой в дальнейшем при подготовке экспертных заключений на поправки, вносимые в решение о бюджете города Орла на 2015-2017 годы.

Вносимые изменения касались в основном корректировки основных характеристик бюджета города Орла на 2015 год, перераспределения прогнозируемой экономии бюджетных средств по отдельным статьям расходов между главными распорядителями бюджетных средств, перераспределения бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств.

В течение года по поправкам в бюджет подготовлено 7 заключений и 4 аналитические записки.

Основными нарушениями по внесению изменений в бюджет явились:

- несоблюдение ограничений периодичности внесения проектов по поправкам в бюджет города Орла (не чаще одного раза в квартал);

- несоблюдение сроков представления в Контрольно-счётную палату проектов решений по поправкам к бюджету, систематическое внесение изменений и дополнений в первоначальную редакцию поправок, иногда непосредственно перед заседанием комитета по бюджету и налоговой политике городского Совета, что препятствовало осуществлению Контрольно-счётной палатой в полной мере функций по контролю за исполнением городского бюджета. Сложившаяся практика ежемесячного внесения Администрацией города поправок в бюджет города Орла, с многочисленными их дополнениями и изменениями, свидетельствует о крайне низком уровне планирования бюджета города Орла;

- отсутствие финансово-экономических обоснований, подтверждающих обоснованность вносимых в бюджет города изменений, т.е. не обеспечение надёжности показателей и реалистичности расчётов доходов и расходов бюджета;

- имели место факты отсутствия правовых оснований для выделения ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств.

В 2015 году в решение о бюджете города трижды вносились изменения в доходную часть (в марте, апреле, августе), увеличившие первоначальные плановые показатели по доходам от приватизации имущества на 127, 1 млн. рублей или в 2 раза (со 120, 0 млн. рублей до 247, 1 млн. рублей). Однако, в связи с неисполнением увеличенного до 247, 1 млн. рублей, плана по доходам от приватизации имущества поправками в бюджет, внесёнными в декабре 2015 года, плановый показатель по указанному источнику доходов был уменьшен на 63, 69 млн. рублей, что подтвердило позицию Контрольно-счётной палаты города Орла о необоснованном завышении данного показателя.

 

Всего за 2015 год администрацией было внесено 207 поправок в бюджет города. В Контрольно-счётную палату города Орла представлено 13 проектов изменений в решение о бюджете. Этот вопрос предлагался администрацией к рассмотрению на 11 заседаниях городского Совета, при этом в соответствии с решением Орловского городского Совета от 27.10.2011 № 8/0153-ГС «О Положении «О порядке принятия муниципальных правовых актов Орловским городским Советом народных депутатов» проекты, изменяющие решение о бюджете города Орла, должны вноситься не чаще 1 раза в квартал (п. 9 ст. 12), т. е. не более 4-х раз в год, что свидетельствует об отсутствии планомерной работы в решении стоящих перед исполнительным органом задач.

 

Последующий контроль Контрольно-счётной палатой осуществлялся в ходе проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2014 год, которая включала внешнюю проверку бюджетной отчётности 11-ти главных администраторов бюджетных средств города Орла и 4-х подведомственных учреждений, а также подготовку заключения на годовой отчёт об исполнении городского бюджета.

По результатам проведённой внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств и отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2014 год Контрольно-счётной палатой было установлено соответствие показателей годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств данным отчёта об исполнении местного бюджета за 2014 год, а также была подтверждена достоверность отчёта об исполнении местного бюджета за 2014 год.

 

Одновременно, были отмечены следующие недостатки и нарушения:

- план по собственным доходам бюджета города Орла выполнен на 88,6 %. Из 20-ти источников собственных доходов городского бюджета плановые показатели не выполнены по 10-ти источникам;

- объём собственных доходов бюджета города Орла в сравнении с предыдущим годом сократился на 976, 1 млн. рублей или на 29,5 %. Существенно сократились поступления от налога на доходы физических лиц – на 438, 0 млн. рублей или на 30,7 % и доходы от реализации муниципального имущества – на 47, 7 млн. рублей или в 3,3 раза;

- не выполнены обязательства областного бюджета по субсидиям на 648, 9 млн. рублей, что привело к росту кредиторской задолженности по объектам капитального строительства и ремонту дорог;

- общий объём неисполненных бюджетных обязательств за 2014 год составил 1 113, 9 млн. рублей в т.ч. за счёт средств областного бюджета - 774, 9 млн. рублей, за счёт средств городского бюджета – 338, 95 млн. рублей;

- расходы в сравнении с 2013 годом в целом сократились на 386, 4 млн. рублей или на 6,2 %;

- ниже среднего уровня исполнения расходов бюджета (84 %) исполнены расходы по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 34,3 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 58 %, «Национальная экономика» - 72 %, «Охрана окружающей среды» - 74,2 %, «Физическая культура и спорт» - 74,7 %;

- дефицит бюджета, сложившийся по итогам исполнения бюджета, превысил установленные Бюджетным кодексом РФ ограничения на 9, 9 млн. рублей;

- не выполнен план по источнику финансирования дефицита бюджета – «средства от продажи акций на сумму 25, 0 млн. рублей;

- объём муниципального долга увеличился на 33,6 %, привлечённые муниципальные заимствования выросли с 698, 5 млн. рублей на 01.01.2014 г. до 933, 5 млн. рублей на 01.01.2015 г.;

- расходы на обслуживание муниципального долга в сравнении с предыдущим годом увеличились в 1,4 раза и составили 69, 1 млн. рублей;

- расходы на транспорт сократились на 25, 3 млн. рублей или на 21 %;

- расходы на капитальное строительство исполнены на 60,4 % от плана. Неисполнение плана составило 662, 5 млн. рублей;

- бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных и ведомственных программ исполнены на 60,6 %. Общая сумма неисполнения составила 639, 4 млн. рублей, в т.ч. по МП «Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2014-2016 годы)» - 634, 2 млн. рублей;

- кредиторская задолженность перед бюджетными организациями, полностью или частично финансируемыми из городского бюджета, за 2014 год выросла в 3,1 раза и составила 254, 0 млн. рублей.

 

В части годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2014 год были выявлены отдельные факты её искажения, иные нарушения и недостатки, допущенные главными администраторами бюджетных средств, в целом не повлиявшие на достоверность показателей отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2014 год.

Так,

- нарушен единый порядок составления и заполнения годовой бюджетной отчётности, определённый Инструкцией «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ»;

- отдельные показатели годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств искажены на общую сумму 17, 6 млн. рублей;

- в нарушение ст.ст. 158, 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ имели место случаи превышения объёмов доведённых лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 14, 2 млн. рублей, в т.ч.: Финансовое управление – 10,3 млн. рублей, Управление образования – 3,4 млн. рублей, Администрация города – 0,5 млн. рублей.

 

В заключении также даны оценка качества администрирования доходов бюджета УМИЗ администрации города Орла и рекомендации Администрации города Орла по устранению нарушений бюджетного и иного законодательства.

 

Проведённые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия свидетельствуют о существенных потерях, которые несёт муниципальное образование «Город Орёл» вследствие представления налоговых и неналоговых льгот, неэффективного использования муниципального имущества.

Так, городской бюджет несёт потери в виде:

- предоставленных налоговых льгот по нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования в размере 189,2 млн. рублей;

- передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование немуниципальным учреждениям и организациям. На 1 октября 2015 года в безвозмездном пользовании у федеральных и областных структур находятся нежилые муниципальные помещения общей площадью 12 332,3 кв. м. Доходы бюджета от сдачи в аренду указанных помещений могли составить около 45,0 млн. рублей в год;

- сдачи в аренду муниципальными унитарными предприятиями муниципального имущества, неиспользуемого в его основной деятельности. Только в результате сдачи муниципальных помещений в аренду МУП «ЖРЭП (З)» бюджет города ежегодно теряет порядка 3,6 млн. рублей; МУП «Орёлбыт», МУ «ПАТП-1», МУП «Аптека № 1» - по 1,0 млн. рублей;

- предоставленных льгот и преференций по арендной плате за пользование муниципальными нежилыми помещениями в сумме 6,0 млн. рублей;

- имеющейся дебиторской задолженности по неналоговым доходам, которая по состоянию на 01.01.2016 год составила 252,1 млн. рублей

 

Результаты предварительного и последующего контроля бюджета города Орла показывают, что, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию бюджетного процесса, остаётся нерешённым ряд проблем системного характера:

- значительное количество изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись в ходе исполнения бюджета города Орла;

- неисполнение годовых бюджетных ассигнований в полном объёме по отдельным разделам и подразделам бюджетной классификации расходов;

- неравномерность исполнения доходов и расходов бюджета города Орла в течение года;

- рост муниципального долга;

- недостаточность собственных финансовых ресурсов для реализации в полном объёме принятых обязательств;

- неопределённость механизмов реализации муниципальных программ и ответственности за достижение поставленных целей.

 

3. Результаты информационной и иной деятельности.

 

В целях реализации принципа гласности в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» в отчётном периоде Контрольно-счётная палата города Орла публиковала отчёты о результатах проведенных контрольных мероприятий. В 2015 году, как и в предыдущие годы, основным источником информации о деятельности Палаты и ее результатах являлся официальный публикатор муниципальных правовых актов - «Орловская городская газета» и официальный сайт в информационно-коммуникационной сети Интернет www.ksporel.ru, который действует с 2011 года. Обеспечено размещение в открытом доступе информации о деятельности Палаты в оптимальном объеме для пользователей. За отчётный период 2 200 пользователей сети Интернет более 5 тыс. раз посетили официальный сайт Контрольно-счётной палаты. Количество публикаций, отражающих деятельность Палаты, в средствах массовой информации составило в отчётном году 147.

Как и предыдущие годы, деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в тесном взаимодействии со всеми органами местного самоуправления, надзорными, правоохранительными, финансовыми, контролирующими и иными органами и организациями.

Контрольно-счётная палата принимает активное участие в работе комитетов Орловского городского Совета народных депутатов.

Хотелось бы отметить достаточно конструктивную работу исполнительно-распорядительного органа и Орловского городского Совета народных депутатов по Заключениям Контрольно-счетной палаты. Часть замечаний и предложений учитываются непосредственно при принятии проектов решений, в отдельных случаях рекомендации Контрольно-счетной палаты находят отражение при внесении последующих изменений в правовые акты города. Однако, в целях повышения эффективности бюджетных расходов органам исполнительной власти города необходимо совершенствовать механизмы принятия мер по исполнению предложений Палаты.

 

Как уже указывалось выше, с целью взаимодействия в деле предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным и нецелевым использованием средств, муниципального имущества в 2015 году Контрольно-счётная палата города Орла проводила проверки по заданиям органов прокуратуры, направляла материалы по результатам проведённых проверок в Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, Управление ФСБ России по Орловской области, Прокуратуру Орловской области, Прокуратуру Советского района города Орла для принятия мер реагирования, что позволило компенсировать отсутствие у Палаты полномочий наказывать нарушителей финансово-бюджетного законодательства.

 

В июне 2015 г. решением Советского районного суда города Орла, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Орловского областного суда, не удовлетворены требования гражданина о признании незаконными действий Контрольно-счётной палаты города Орла по отказу в ознакомлении его с материалами проверки.

В 2015 году Арбитражный суд Орловской области рассматривал по существу требования МКУ «Управление капитального строительства города Орла» о признании недействительным (в части) представления Контрольно-счётной палаты города Орла, внесённого по результатам проверки целевого и эффективного использования указанным учреждением средств городского бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной городской целевой программы «Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2011-2016 годы)» и муниципальной программы города Орла «Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2014-2016 годы)». Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.02.2016 г. 10-ть из 11-ти эпизодов оспариваемого МКУ «УКС г. Орла» представления признаны законными и обоснованными, 1 – отменён в связи с невозможностью его исполнения.

 

В 2015 году продолжалась работа по межрегиональному и межмуниципальному сотрудничеству с другими контрольно-счетными органами. Контрольно-счётная палата города Орла является членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов России (СМКСО) и о результатах своей деятельности ежемесячно отчитывается перед Союзом контрольно-счётных органов. Заместитель председателя палаты принял участие в IV Общем собрании Представительства Союза МКСО в Центральном Федеральном округе. В работе IV Общего собрания также принимали участие члены Совета контрольно-счётных органов при Счетной палате Российской Федерации, члены Президиума Союза МКСО, члены Представительства Союза МКСО в ЦФО. В отчётном периоде проведено 1 совместное контрольное мероприятие с Контрольно-счётной палатой Орловской области.

В течение года совершенствовалась методологическая база проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вносились изменения и дополнения в методические материалы в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации, рекомендациями Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации и Союза МКСО. В 2015 г. сотрудники Контрольно-счетной палаты начали апробацию нового Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного (муниципального) аудита. Указанный Классификатор нарушений рекомендован Союзом муниципальных контрольно-счётных органов и позволит обеспечить единство квалификации выявляемых нарушений на основе принципа законности, означающего точное и единообразное соответствие квалифицируемых нарушений требованиям законодательства Российской Федерации.

Необходимым условием эффективной работы Палаты является повышение профессионального уровня специалистов. В отчётном году 1 сотрудник Палаты прошёл повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе. Кроме того, 2 сотрудника Палаты принимали участие в обучающих семинарах, организуемых ООО «Нобиль».

 

В соответствии со статьей 12 Положения о Контрольно-счётной палате города Орла для рассмотрения вопросов организации деятельности Контрольно-счётной палаты, планирования и методологии контрольной и экспертно-аналитической деятельности, результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, отчётов, представлений, предписаний, иных вопросов деятельности и принятия по ним решений в отчётном году действовала Коллегия Контрольно-счётной палаты города Орла. Компетенция и порядок работы Коллегии Контрольно-счётной палаты города Орла определен Регламентом Контрольно-счётной палаты города Орла. В 2015 году проведено 21 заседания Коллегии Контрольно-счетной палаты, на которых рассмотрено 36 вопросов, в том числе изменение плана работы палаты, итоги контрольных мероприятий и др. В отчетном периоде организационная работа была направлена на обеспечение эффективного функционирования Коллегии и аппарата Контрольно-счётной палаты, совершенствование организации проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

 

Работа сотрудников Контрольно-счётной палаты отмечена Губернатором Орловской области и депутатами Орловского городского Совета народных депутатов. В отчётном году за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие системы независимого муниципального финансового контроля 2 сотрудника палаты отмечены благодарностью Губернатора Орловской области и 2 – Почётной грамотой Орловского городского Совета народных депутатов.

 

Всем сотрудникам Палаты обеспечен доступ к нормативным, инструктивным, методическим, справочным и другим материалам, в том числе к материалам, размещённым на сайте Счётной палаты Российской Федерации и Ассоциации контрольно-счетных органов России, необходимым для использования в практической деятельности.

Контрольно-счётная палата города Орла в ходе своей деятельности в 2015 году обеспечила реализацию задач и полномочий, возложенных на нее Федеральным законом от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Контрольно-счётной палате, иными нормативными правовыми актами.

Задачи, определённые Планом контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2015 год, утвержденный решением Коллегии Контрольно-счётной палаты, выполнены. Итоги проведённых в отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения городского бюджета ещё имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины. Проблемы совершенствования и усиления муниципального финансового контроля остаются не менее актуальными.

 

Контрольно-счетная палата города Орла в 2016 г. продолжит совершенствование своей работы. В условиях реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета требуется дальнейшее существенное укрепление экспертно-аналитического направления деятельности, сосредоточение усилий на работе по профилактике нарушений бюджетного процесса в городе Орле.

Приоритетными направлениями на предстоящий год определены:

- активное участие в систематической, объективной оценке рисков, связанных с прогнозированием, планированием и текущим использованием муниципальных ресурсов;

- участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

- систематизация работы по осуществлению мониторинга и выявлению причин непоступления доходов в бюджет, включая оценку качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета;

- проведение аудита в сфере закупок, в том числе анализ и оценка достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города;

- совершенствование системы контроля эффективности бюджетных расходов на организацию управленческих процессов;

- усиление контроля за эффективностью использования муниципального имущества и муниципальных земель.

 

Выполнение поставленных на 2016 год задач будет неразрывно связано с повышением эффективности деятельности Контрольно-счетной палаты. В связи с этим в течение года будут приниматься меры, направленные на повышение качества реализации полномочий в сфере внешнего финансового контроля. Основным инструментом для этого будет активизация работы по переходу от финансового аудита к аудиту эффективности, который как форма осуществления контрольной деятельности, предполагает не только формирование выводов о законности, правомерности, эффективности, обоснованности использования бюджетных средств, но и выявление проблем нормативно-правового регулирования, недостатков системы управления в рассматриваемых сферах.

Осуществление в 2016 году контроля с использованием подходов аудита эффективности позволит дать объективную и независимую оценку деятельности исполнительно-распорядительного органа и его структурных подразделений, в том числе оценить действенность предпринимаемых мер, проанализировать достижение запланированных результатов, а также внести предложения по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению.

 

 

 

 

Председатель Контрольно-

счётной палаты города Орла Т.И. Успенская

 

 

 

 

 

Печать