официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла!

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД ОРЁЛ»

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

РЕШЕНИЕ

 № 21/0437 – ГС

от 30 марта 2017 года

 

(принято на двадцать первом заседании городского Совета)

 

Об отчёте о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2016 год

 

Рассмотрев отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2016 год, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 3 части 6 статьи 26 Устава города Орла,

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

1. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2016 год принять к сведению (прилагается).

2. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2016 год подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Мэр города Орла В.Ф. Новиков
 

Приложение

к решению Орловского городского Совета народных депутатов
от 30.03.2017 г. № 21/0437-ГС

 

ОТЧЁТ

о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла

в 2016 году

 

 

Отчёт о работе контрольно-счётного органа Муниципального образования «Город Орёл» - Контрольно-счётной палаты города Орла в 2016 году подготовлен и представлен Орловскому городскому Совету народных депутатов в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьёй 1 Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2012 № 27/0483-ГС (далее по тексту – Положение о Контрольно-счётной палате).

Компетенция Контрольно-счётной палаты определена Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом  города  Орла, а также Положением о Контрольно-счётной палате города Орла и иными муниципальными правовыми актами. 

Контроль осуществлялся путём проведения проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города Орла, а также в ходе подготовки заключений по результатам экспертизы проекта бюджета, изменений бюджета, отчётов о его исполнении, муниципальных программ и проектов иных муниципальных правовых актов, проверок управления и использования муниципального имущества.

В процессе реализации задач Контрольно-счётная палата осуществляла экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла на всех стадиях бюджетного процесса, что обеспечивало проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

На протяжении отчётного года велась планомерная работа, связанная с организацией и осуществлением деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла. Проводилась она в соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты на 2016 год, который, в свою очередь, был сформирован исходя из необходимости реализации возложенных на Палату полномочий в области внешнего муниципального финансового контроля, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, соблюдения профессиональной этики.

В план включены проверки по предложениям:

- Мэра города Орла – 1;

- Орловского городского Совета народных депутатов – 8;

- прокуратуры Орловской области – 1;

- прокуратуры Советского района города Орла – 3;

 - прокуратуры Северного района города Орла – 1;

- прокуратуры Заводского района города Орла – 1;

- Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры – 1;

- Контрольно-счётной палаты Орловской области – 1;

- обращениям граждан – 2;

-Коллегии Контрольно-счётной палаты города  Орла – 13.

План  работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2016 год – это документ, который направлен на аналитическую деятельность, на опережение, на выявление причин, которые способствуют возникновению финансовых нарушений. Цель аналитической работы – установление причин и исключение возможности нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества.

 

1. Основные результаты  деятельности Контрольно-счётной палаты  города Орла в 2016 году

 

В соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2016 год  проведено 164 мероприятия, в том числе 23 контрольных мероприятия и 141 экспертно-аналитическое мероприятие. По различным вопросам проверено 28 объектов, в том числе 3 органа местного самоуправления (причем один из них проверялся два раза), 21 муниципальное учреждение и 3 муниципальных унитарных предприятия.  По сравнению с предыдущими годами увеличилось количество составленных актов по результатам проведённых обследований объектов при проведении контрольных мероприятий – с 30 в 2015 г. до 82 в 2016 г.

Основной тематикой проверок в отчётном периоде являлись:

- целевое и эффективное использование бюджетных средств, средств субсидий, использование муниципального имущества – 1 мероприятие;

- проверка законности и результативности использования средств местного бюджета на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети, озеленение – 2 мероприятия;

- проверка правильности начисления, полноты перечисления в бюджет города платы  за наем – 1 мероприятие;

- внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2015 год – 11 мероприятий;

- эффективность деятельности муниципальных предприятий, правильность исчисления и уплаты ими в бюджет города части прибыли, остающейся после уплаты налогов, эффективность использования ими муниципального имущества – 2 мероприятия;

- эффективность управления акциями, находящимися в муниципальной собственности, правильность определения, своевременность и полнота поступления дивидендов в бюджет города Орла - 1 мероприятие;

- проверка деятельности учреждений – 2 мероприятия;

- эффективность управления и распоряжения муниципальным имуществом и исполнения полномочий собственника – 2 мероприятия.

Общий объём средств, охваченных проверками в 2016 году, составил  8 189,1 млн. рублей, в том числе бюджетных – 6 743,1 млн. рублей (с учётом средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств города Орла  за 2015 год).

В ходе проведённых контрольных мероприятий было установлено, что деятельность структурных подразделений администрации города Орла, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий осуществлялась, в основном, в соответствии с требованиями бюджетного, налогового и гражданского законодательства, решениями Орловского городского Совета народных депутатов и постановлениями администрации города Орла. Однако проведёнными проверками использования бюджетных средств и порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью выявлен ряд нарушений и недостатков.

 

Данные о деятельности Палаты и о финансовых нарушениях, выявленных в 2016 году, в сравнении с 2015 годом.

 

Показатели

  2015 год

  2016 год

 отклонения

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них:

 

158

 

164

 

+6

-контрольных

24

23

-1

-экспертно-аналитических

128

141

+13

-обследований

6

-

-6

Объём проверенных средств, всего (млн.руб.), в том числе:

 

  10 769,5

 

  8 189,1

 

  -2 580,4

-в том числе бюджетных средств

  9 927,9

  6 743,1

  -3 184,8

Выявлено нарушений (млн. руб.), в том числе:

  3 357,6

  1 658,6

  -1 699,0

-нецелевое использование бюджетных средств

-

  0,7

+0,7

-потери бюджета

86,2

49,4

-36,8

-неправомерное использование средств

380,3

36,9

-343,4

-неэффективное расходование бюджетных средств

2,2

59,4

+57,2

-нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом

 

  2 135,9

 

726,2

 

  -1 409,7

-упущенные доходы бюджета

 7,7

408,2

+400,5

-нарушения ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности

 

 

244,3

 

 

88,1

 

 

-156,2

-потери организаций

77,6

6,9

-70,7

-иные финансовые нарушения

423,4

282,8

-140,6

Направлено представлений

29

29

-

Устранено нарушений (млн. рублей), в том числе:

  1 226,0

  1 448,6

+222,6

-установленного порядка управления и распоряжения имуществом

946,7

172,3

-774,4

финансовых нарушений

279,3

  1 276,3

+997,0

Количество материалов, направленных в органы Прокуратуры, УФСБ, УФАС

 

12

 

12

 

-

Количество возбуждённых уголовных дел

-

-

-

Количество публикаций в СМИ, отражающих деятельность палаты

 

147

 

123

 

-24

Проведено заседаний Коллегии Контрольно-счётной палаты города Орла

 

21

 

34

 

+13

 

Нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок, весьма разнообразны. Многие из них связаны с нарушениями бюджетного законодательства, законодательства о бухгалтерском учёте, о контрактной системе и других нормативных правовых актов при расходовании средств бюджета и муниципальных предприятий, с действиями (либо бездействием) должностных лиц, приведших к отвлечению, неэффективному использованию средств, либо к потере и упущению дополнительных доходов бюджета города Орла.

Установлено  196 нарушений норм действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов. Объём выявленных финансовых нарушений составил 1 658,6 млн. рублей (или 20,2 % от общего объёма проверенных средств), в том числе:

- нецелевое использование бюджетных средств – 0,7 млн. рублей;

- неправомерное использование средств – 36,9 млн. рублей;

- нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом – 726,2 млн. рублей;

- потери бюджета, организаций, упущенные доходы бюджета –  464,5 млн. рублей;

 - неэффективно использованы средства на сумму  59,4  млн. рублей;

 - прочие нарушения и недостатки – 370,9  млн. рублей. 

С учётом выбранного приоритета деятельности, направленного на предотвращение финансовых нарушений, а не на констатацию допущенных, возросло число обследований  и  экспертно-аналитических мероприятий.

 

2. Контрольная деятельность

 

За отчётный период проведено 23 контрольных мероприятия.

К системным недостаткам, установленным в ходе контрольных мероприятий, следует отнести нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и доходами бюджета города Орла.

Контрольно-счётная палата города Орла неоднократно указывала на то, что орган исполнительной власти города, осуществляющий от имени муниципального образования «Город Орёл» функции собственника, - Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее – УМИЗ г. Орла, УМИЗ) не в полном объёме осуществляло возложенные на него полномочия и права, а именно:

- не обеспечило полный и достоверный учёт муниципального имущества в Едином реестре муниципального имущества города Орла:

  • в связи с отсутствием в Реестре муниципального имущества города Орла части объектов озеленения, отсутствием идентификационных данных объектов озеленения и документов, подтверждающих статус и границы скверов, парков, лесопарков и других объектов озеленения, расходы бюджета города Орла на благоустройство в части озеленения территории муниципального образования «Город Орёл» необоснованны и недостоверны;
  • неправомерно числится в Реестре муниципального имущества города Орла и в бухгалтерском учёте МУП ЖРЭП (З) встроенное помещение общей площадью 1500,0 кв. м, по адресу: г. Орёл,  ул. Октябрьская, д. 27, так как согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником указанного помещения является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано 13.02.2009 г.

- неэффективно исполняло полномочия по контролю за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении муниципальных предприятий:

  • Создание Администрацией города Орла городской спасательной службы убежищ и укрытий на базе МУП ЖРЭП (З) носит формальный характер, так как фактически у предприятия нет укрытий, а указанное убежище с  2009 г. является собственностью РФ;
  • Продажа Федеральной службой судебных приставов по Орловской области в 2013-2015г. находящихся в хозяйственном ведении  МУП ЖРЭП (З) 12 муниципальных нежилых помещений общей площадью 2 478,8 кв. м и стоимостью 29,1 млн. рублей привела к потере муниципального имущества;
  • Передача зданий и нежилых помещений из муниципальной казны в  хозяйственное ведение МУП ЖРЭП (З)  для дальнейшей сдачи этих помещений в аренду не только дублирует полномочия УМИЗ, но и приводит к потере доходного источника бюджета города Орла;
  • На основании обращения Администрации города Орла Орловским городским Советом народных депутатов принято решение о согласовании продажи объекта недвижимости МУП ЖРЭП (З)» - муниципального земельного участка площадью 5 750 кв.м и расположенных на нём нежилого двухэтажного здания, общей площадью 962,6 кв.м, и нежилого помещения площадью 84,2 кв. м по адресу: г. Орёл, ул. Октябрьская, д.56а. Однако, при осмотре установлено, что на указанной территории кроме того находятся объекты недвижимости: блок из 5-и больших гаражей, используемых МУП ЖРЭП (З) в уставной деятельности для хранения автомобилей, несколько одноэтажных строений, подвал (овощехранилище), КПП, склад, которые отсутствуют в Реестре муниципального имущества города Орла и в бухгалтерском учёте предприятия, в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ на них не зарегистрировано право муниципальной собственности и право хозяйственного ведения. Таким образом, в нарушение  Федерального закона  «Об оценочной деятельности в РФ» стоимость реализованного МУП ЖРЭП (З) муниципального имущества по адресу: г. Орёл,  ул. Октябрьская, д. 56а занижена минимум на 2,0 млн. рублей;

 

-не осуществляло надлежащим образом эффективное владение акциями обществ, 100% которых принадлежит муниципальному образованию «Город Орёл»:

  • ОАО «Зеленый Город» в нарушение федерального законодательства была не исполнена обязанность по перечислению в бюджет города Орла дивидендов в сумме 0,3 млн. рублей, а также суммы необоснованного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в  1,0 млн. рублей;
  • УМИЗ своевременно не воспользовалось правами собственника и ссудодателя муниципального нежилого помещения по адресу:   г. Орёл, Пролетарская гора, д. 1, общей площадью 384 кв. м. и не предприняло меры к расторжению Договора безвозмездного пользования, что привело к нарушению имущественных прав и законных интересов муниципального образования «Город Орёл» при управлении и распоряжении муниципальным имуществом (потери бюджета составили 9,3 млн. рублей, упущенные доходы бюджета составили  0,6 млн. рублей);

 

- Управление ненадлежащим образом осуществляло полномочия по определе­нию цели, предмета, видов деятельности муниципальных унитарных предприятий:

  • Включение в Устав и осуществление МУП ЖРЭП (З) таких видов деятельности, как продажа имущества, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения, а также оказание услуг по организации торгов по продаже имущества, в том числе земельных участков, не соответствует предмету и цели деятельности, закреплённым в его Уставе – управление эксплуатацией жилого фонда;
  • МУП г. Орла «ЗЕЛЕНСТРОЙ»  осуществляло деятельность по оказанию услуг управляющей организации и ведению бухгалтерского учёта в  ОАО «Зеленый Город», не соответствующую целям его создания и не предусмотренную Уставом предприятия;
  • Без согласования собственника, без проведения аукционов и оформления соответствующим образом договорных отношений  по 14 адресам выявлено 24 случая сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений, переданных МУП ЖРЭП (З).

Неоднократно в актах контрольных мероприятий и заключениях Контрольно-счётная палата города Орла указывала на необходимость проведения инвентаризации свободных муниципальных жилых и нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений и хозяйственном ведении предприятий с целью выявления и эффективного их использования. Однако инвентаризация свободных нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении МУП «ЖРЭП (З)», до настоящего времени не произведена, полная инвентаризация жилых помещений в МКУ «УКХ г. Орла» не завершена.

 

- Управление неэффективно осуществляет функции заказчика:

В нарушение ст.ст. 783, 720 Гражданского кодекса РФ, ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в проверяемом периоде УМИЗ, как муниципальный заказчик, при принятии работ по оценке рыночной стоимости земельных участков, входящих в состав застроенной территории (ограниченной улицами Полярной и Приборостроительной, на пересечении улиц 2-я Посадская и Карачевская, ограниченной ул. Спивака, Ватной, Корчагина и Карачевским шоссе) не воспользовался предоставленным ему муниципальными контрактами  правом предъявлять Исполнителю претензии в письменном виде о недостатках в предъявленных к сдаче услугах, требовать устранения выявленных недостатков, что привело к необоснованному уменьшению рыночной стоимости застроенной территории на 41,6 млн. рублей.

-УМИЗ неэффективно исполнялись полномочия собственника муниципального имущества по государственной регистрации права муниципальной собственности, закреплению муниципального имущества в оперативное управление, распоряжению земельными участками:

  • Отсутствует государственная регистрация права на большинство автомобильных дорог местного значения (94%);
  • Несмотря на то, что в 2014 году завершено строительство  двух новых автомобильных дорог  по ул. Раздольная (от ул. Михалицина до ул. Бурова), от ул. Генерала Родина до Карачевского шоссе, и объекты приняты в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла», по состоянию на август 2016 г. земельные участки под данными объектами  МКУ «УКХ г. Орла» не переданы;
  • В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ  не была произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на земельные участки по адресам: ул. Рабочий городок,  д. 47; ул. 4-я Курская, д. 59, корп. А; ул. 4-я Курская, д. 59, корп. Б;
  • В бухгалтерском учёте предприятия числится муниципальное имущество: 8 нежилых помещений, в том числе: ул. Комсомольская,  д. 235А, ул. Сурена Шаумяна, д.16б, ул. 1-ая Посадская, д. 44,  ул. Октябрьская, д. 66а, ул. Тургенева, д. 37а, государственная регистрация права хозяйственного ведения на которое отсутствует;
  • УМИЗ длительное время  не предпринимало мер по эффективному использованию земельных участков, освободившихся после сноса аварийных жилых домов, в том числе из-за несвоевременной регистрации права муниципальной собственности на них, по адресам: ул. 1-я Курская, д.д. №№ 44а, 44б, 46,  ул. 4-я Курская, д. 59, корп. А, ул. 4-я Курская, д. 59, корп. Б, Московское шоссе, 8, 10, 12, Старо-Московское шоссе, д. 7, ул. Калинина, д.36, 38, пер. Хлебный, д. 8.

Государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия препятствует отсутствие государственной регистрации права собственности Муниципального образования «Город Орёл».

В нарушение  ст. 131 Гражданского кодекса РФ право муниципальной собственности и соответственно право оперативного управления на значительную часть муниципальных жилых помещений не зарегистрировано.

 

2.1.  Краткий обзор осуществлённых контрольных мероприятий  за 2016 г

 

А). Проверкой законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета МКУ «УКХ города Орла») на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети города Орла в 2015 году и в период с 01.01.2016 г. по 01.05.2016 г. установлено:

- необоснованно (без документов, подтверждающих государственную регистрацию права) приняты к учёту объекты недвижимого имущества общей стоимостью 551,9 млн. рублей;  

- допущено неэффективное использование бюджетных средств, предусмотренных на ремонт автомобильных дорог, в общей сумме 38,3 млн. рублей, в том числе на оплату частично выполненных работ, принятие которых не предусмотрено условиями муниципального контракта, на оплату работ по «ямочному ремонту» объектов улично-дорожной сети города Орла, находящихся на гарантийном обслуживании, на оплату штрафов за нарушения в области дорожного движения, вызванные неудовлетворительным состоянием дорог, и за невыполнение предписаний об устранении нарушений, на возмещение ущерба, нанесённого имуществу третьих лиц в результате неудовлетворительного состояния автомобильных дорог, и т.д.;

- неэффективно исполнялись полномочия администратора доходов, в результате чего потери бюджета города Орла по состоянию на 01.02.2016 г. составили 11,4 млн. рублей, в том числе:

- 1,8 млн. рублей –  не приняты меры по взысканию пени по контрактам;

- 9,6 млн. рублей – учреждение не обращалось за выплатой по банковской гарантии в связи с нарушением ГУП ОО «Дорожная служба» условий муниципального контракта;

По результатам проверки подрядчикам предъявлено и поступило в бюджет г. Орла  0,5 млн. рублей штрафных санкций и пени; РФ учреждением допущено неэффективное использование бюджетных средств, в том числе:

- у МКУ «УКХ г. Орла» отсутствует единообразный подход к установлению срока гарантийных обязательств на качество выполненных работ по ремонту улично-дорожной сети. Учреждение не использует рекомендации, изложенные в  распоряжении Минтранса РФ.  Фактически сроки колеблются от 2-х до 8-и лет. Указанные обстоятельства приводят к дополнительным затратам бюджета города Орла;

- не  всегда соблюдаются межремонтные сроки (6 лет), установленные постановлением Администрации города Орла. Неправомерно до истечения межремонтных сроков запланировано в бюджете города Орла и использовано:

- 2,1 млн. рублей - на проведение ремонтных работ по Болховскому шоссе. С учётом соблюдения установленного межремонтного срока ремонт данного объекта должен быть проведён не ранее июля 2019 года;

- 5,3 млн. рублей - на проведение работ по  ремонту  дорожного покрытия «Красного моста». При этом, гарантийные обязательства на качество выполненных работ по ремонту «Красного моста» предоставлены подрядчиком ОАО «Орёлавтодор» до декабря 2016 года;

- в  нарушение  Бюджетного кодекса РФ Администрацией города Орла  не обеспечена реалистичность расчёта расходов бюджета города Орла на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

 В нарушение требований  законодательства о дорожной деятельности формирование расходов бюджета города Орла на 2015, 2016 годы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществлялось без учёта нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, установленных Постановлением Администрации города Орла.

Кроме того, указанные нормативы финансовых затрат необоснованно установлены на уровне федеральных нормативов. Постановление носит формальный характер и не применяется при определении плановых сумм ассигнований.

При этом, Администрацией города Орла из Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения  необоснованно исключён пункт,  которым была предусмотрена норма составления сметных расчётов как необходимая мера для определения объёма работ на содержание и ремонт дорог в пределах, утверждённых в местном бюджете ассигнований.

МКУ «УКХ г. Орла» имея большой опыт муниципального заказчика, непредусмотрительно устанавливает в конкурсной документации минимально возможный срок действия банковской гарантии в обеспечение контракта, превышающий срок действия контракта всего на один месяц;

 

Б). В ходе контрольного мероприятия по обоснованности установления начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий муниципального образования «Город Орёл» и эффективности использования земельных участков при развитии застроенных территорий в городе Орле, переселении граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в 2014 г. и прошедшем периоде 2015 г. проведённого в УМИЗ установлено:

- упущенные доходы бюджета города Орла из-за занижения УМИЗ начальной цены предмета аукционов на право заключения договора о развитии застроенной территории (ограниченной улицами Полярной и Приборостроительной, на пересечении улиц 2-я Посадская и Карачевская, ограниченной ул. Спивака, Ватной, Корчагина и Карачевским шоссе) в результате занижения рыночной стоимости земельных участков, входящих в состав застроенной территории, завышения расходов на снос домов и непредвиденных расходов застройщика составили 86,4 млн. рублей;

 - согласно Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ предусмотрено, что в отношении объектов, которые планируется строить на застроенной территории размер непредвиденных расходов не должен превышать 2 %. 

Необоснованное установление в п. 3.2 Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории муниципального образования «Город Орёл»  величины непредвиденных расходов Застройщика в размере 10 % от суммы затрат по строительству и (или) приобретению жилых помещений и выкупу жилых и нежилых помещений привело к занижению начальной цены права на заключение договоров о развитии застроенных территорий на общую сумму  22,4 млн. рублей;

- МКУ «УКХ г. Орла» осуществило расчёт расходов застройщика на снос зданий с нарушением действующей системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, упущенные доходы бюджета города Орла составили 22,4 млн. рублей.

 

В). Проверкой эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Заказчик) и использования переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества период с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г. установлено:

 - в проверяемом периоде по данным бухгалтерской отчётности  МУП ЖРЭП (З) финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль. Однако предприятием не производилось своевременное списание просроченной дебиторской задолженности, что привело к недостоверным финансовым результатам деятельности предприятия и позволило завышать стоимость чистых активов предприятия и увеличивать размер  уставного фонда;

- увеличение уставного фондапредприятия за счёт средств городского бюджета с 0,4 млн. рублей (на 01.01.2013 г.) до 14,6 млн. рублей(на 01.01.2015 г.) не дало положительной динамики финансового состояния предприятия;

- участие МУП ЖРЭП (З) в уставном капитале ООО «УК «Наш Дом», ООО «ЖЭУ Железнодорожного района», ООО «УК «Северная-2», осуществляющих деятельность, аналогичную уставной деятельности МУП ЖРЭП (З), создаёт неблагоприятные условия для экономического развития муниципального предприятия. Наличие указанных конкурирующих организаций отрицательно сказывается на доходах предприятия;

  - отсутствие финансовых возможностей для своевременного проведения расчётов  привело к росту прочих расходов: по сборам судебных приставов, расходов по решению суда, пеней и штрафов, которые за проверяемый период составили 16,5 млн. рублей;

- продажа Федеральной службой судебных приставов по Орловской области в проверяемом периоде находящихся в хозяйственном ведении предприятия 12  помещений стоимостью 29,1 млн. рублей привела к потере муниципального имущества и не оказала существенного и долговременного положительного влияния на финансовое состояние предприятия;

- за проверяемый период доходы МУП ЖРЭП (З) от арендной платы за муниципальные нежилые помещения, неиспользуемые в уставной деятельности предприятия, составили 9,5 млн. рублей;

- предприятие неэффективно ведёт работу по взысканию с контрагентов задолженности и штрафных санкций. Так, сумма дебиторской задолженности  на  01.10.2015 г. составила 57,5 млн. рублей.

 

Г). Проверкой эффективности исполнения муниципального задания на 2015 год и 1 полугодие 2016 г. МБУ ДО «ОДМШ № 1 им. В. С. Калинникова» установлено:

- субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в сумме 41,9 млн. рублей определены при отсутствии утверждённых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества;

- израсходовано с нарушением законодательства средств на оплату труда 0,5 млн. рублей при совмещении должностей преподавателей и несоответствии квалификационным требованиям к должности в части образования.

 

Д). Контрольным мероприятием в Муниципальном унитарном пассажирском автотранспортном предприятии № 1 г. Орла по вопросу  эффективности деятельности и использования переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества в период с 01.01.2014 г. по 30.10.2015 г.  установлено:

- на протяжении ряда лет расходы предприятия превышали собственные доходы. При этом убытки покрывались денежными средствами, полученными от Министерства финансов РФ на возмещение убытков от перевозки льготных категорий граждан. В 2014 году доля указанных средств снизилась более чем в 3 раза, в течение проверяемого периода 2015 года денежные средства от Министерства финансов РФ не поступали.

Упущенные доходы предприятия в проверяемом периоде составили  3,1 млн. рублей;

- неэффективные расходы предприятия составили 2,7 млн. рублей, в том числе: 2,0 млн. рублей направлено на оплату юридических услуг, несмотря на наличие в штате предприятия юриста. При этом решения по искам к Муниципальному образованию «Город Орёл», Контрольно-счётной палате города Орла, Министерству финансов РФ приняты не в пользу предприятия  и не принесли ему доход.   

 

Е). В ходе проверки целевого и эффективного расходования средств местного бюджета в ходе исполнения муниципального заказа МКУ «УКХ  г.Орла» на озеленение территорий муниципального образования «Город Орёл» в 2014 г. и 9 месяцев 2015 г.:

- установлены случаи оплаты МКУ «УКХ г. Орла» невыполненных работ на общую сумму 0,8 млн. рублей;

- нарушения законодательства в сфере закупок, в том числе в части исполнения обязанности по направлению подрядчикам требования об уплате пени, штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальным контрактам.

Потери бюджета города Орла от неполученных с подрядчика штрафов за неисполнение обязательств по фотофиксации объектов составляют 0,2 млн. рублей.

Неэффективные расходы бюджета города Орла на оплату работ по захоронению третьими лицами отходов валки деревьев и вырезки ветвей составляют 1,2 млн. рублей.

Отсутствие в МКУ «УКХ г. Орла» систематизированного учёта разрешённых к валке деревьев, последующего отражения фактически поваленных аварийных деревьев и остатка невыпиленных здоровых деревьев не позволяют достоверно определить, все ли деревья выпиливались с разрешением, дающим право на проведение работ по сносу зелёных насаждений.

 

Ж). Проверкой  эффективности управления акциями Открытого акционерного общества «Зеленый Город», находящимися в муниципальной собственности, правильности определения, своевременности и полноты поступления дивидендов в бюджет города Орла в 2013 г., 2014 г. и 9 месяцев 2015 г.  установлено:

- в нарушение действующего законодательства, без решения собственника имущества,  муниципальными унитарными предприятиями передано в аренду ОАО «Зеленый Город» муниципальное имущество, закреплённое на праве хозяйственного ведения за МУП г. Орла «ЗЕЛЕНСТРОЙ» и МУП совхоз «Коммунальник».

Договоры аренды заключены муниципальными предприятиями без проведения конкурса или аукциона, что является признаком нарушения ч. 3  ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В нарушение требований Устава ОАО «Зеленый Город» указанные сделки с недвижимым имуществом не одобрены Советом директоров Общества;

- в проверяемом периоде ОАО «Зеленый Город» не в полном объёме и несвоевременно оплачивал арендную плату и работу субподрядчиков:  МУП г. Орла «ЗЕЛЕНСТРОЙ» и МУП совхоз «Коммунальник», привлекаемых для выполнения части работ по муниципальным контрактам на охрану, защиту и содержание городских лесопарков и парков, лесовосстановление, валку деревьев и прочее.

МУП г. Орла «ЗЕЛЕНСТРОЙ» в проверяемом периоде не воспользовалось правом взыскания с ОАО «Зеленый Город» процентов за пользование чужими денежными средствами, что привело к занижению чистой прибыли предприятия;

- в нарушение законодательства в области бухгалтерского учёта в Обществе в 2014 году создан резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, которая не является сомнительной. Указанное действие привело к неправомерному уменьшению прибыли Общества за 2014 год, являющейся источником выплаты дивидендов, а, следовательно, к нарушению прав и законных интересов единственного акционера – Муниципального образования «Город Орёл»;

- расчёты наличными денежными средствами в рамках одного договора превышали установленный предельный размер наличных расчётов -  100,0 тыс. рублей. Общая сумма расчётов, произведённых с нарушением указанного предельного размера, составляет 1,6 млн. рублей;

- в нарушение трудовых договоров, заключённых с работниками   ОАО «Зеленый Город», и без утверждённых локальных нормативных актов в 2014 – 2015 г.г. работникам Общества неправомерно выплачены денежные средства (премии и материальная помощь) в общей сумме 0,4 млн. рублей.

 

З). Проверкой правильности начисления, полноты перечисления в бюджет города Орла платы за пользование жилым помещением (платы за наём) муниципального жилищного фонда МКУ «УКХ г. Орла» за 2015 г. и первое полугодие 2016 г. установлено:

 - порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользование жилым помещением (платы за наём) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрацией города Орла не разработан;

- задолженность по плате за наём в период с 01.01.2015 г. по 01.07.2016 г. увеличилась в 7 раз, количество должников - в 3,8 раз, в том числе:  на 01.07.2016 г. задолженность в сумме 8,3 млн. рублей числится за  1 163 нанимателями;

- в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ МКУ «УКХ  г. Орла» неправомерно передало ООО «Управление специальных работ» на основании договора бюджетные полномочия администратора доходов по учёту и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платы за наём;

- неправомерные расходы бюджета города Орла на оплату услуг  ООО «Управление специальных работ» по выполнению бюджетных полномочий администратора доходов местного бюджета составили 0,3 млн. рублей; 

- за 2015-2016 г.г. в бюджет города Орла от платёжного агента  ООО «Управление специальных работ» недополучены доходы по плате за наём в размере 0,1 млн. рублей;

- неэффективные расходы бюджетных средств на выплату вознаграждения кредитным организациям и платежным агентам составили 0,4 млн. рублей;

- МКУ «УКХ г. Орла» не обладает достоверной информацией о количестве и общей площади принадлежащих ему на праве оперативного управления и сданных в наём муниципальных жилых объектов, а также о суммах платы за наём, подлежащей перечислению в бюджет города Орла;

- неэффективно исполняет полномочия наймодателя муниципального жилого фонда по заключению договоров социального найма, по ведению внутреннего учёта муниципального жилого фонда, мониторингу его технического состояния, контролю за использованием по назначению и сохранностью муниципальных жилых помещений, неэффективно распоряжается находящимися в оперативном управлении муниципальным имуществом.

По состоянию на 01.07.2016 г. из 10 339 муниципальных жилых помещений, находящихся у МКУ УКХ в оперативном управлении, договоры социального найма заключены только на 2 452 объекта;

- по состоянию на 01.06.2016 г. в бухгалтерском учёте МКУ УКХ числится 50 муниципальных жилых помещений, свободных от проживания, из которых 13 единиц, согласно пояснениям работников учреждения, «требуют вскрытия», от 23 единиц у МКУ УКХ отсутствуют ключи.

Указанные действия должностных лиц Администрации города Орла и МКУ «УКХ г. Орла» свидетельствуют о наличии признаков коррупции, так как отсутствие ключей от жилых помещений, находящихся в оперативном управлении МКУ «УКХ г. Орла», нарушают права и законные интересы  МО «Город Орёл» и причиняют ущерб.

 

Отчёты о проведённых в отчётном периоде контрольных мероприятиях доведены Контрольно-счётной палатой до Орловского городского Совета народных депутатов, информация о фактах нарушений, установленных в ходе проверок, – до Главы администрации города Орла.

 

Контрольно-счетной палатой в 2016 году в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков направлено 29 представлений руководителям проверенных организаций.  

Контрольно-счётная палата города Орла осуществляет постоянный контроль за исполнением представлений и предписаний и требует принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений. По результатам контрольных мероприятий 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Меры, принятые по результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палаты в 2016 году, обеспечили устранение выявленных нарушений на сумму 52,7 млн. рублей, в том числе финансовых - на  51,9 млн. рублей. Устранено нарушений установленного порядка учёта, управления и распоряжения имуществом города Орла на сумму 172,3 млн. рублей.

Кроме того, устранено нарушений по мероприятиям, проведённым в периодах, предшествующих отчётному, на сумму 1 223,6 млн. рублей.

Контроль за реализацией представлений Контрольно-счётной палаты города Орла, направленных по результатам контрольных мероприятий,  осуществляется в текущем режиме, с учётом сроков, определённых в представлениях.

При поступлении от органов местного самоуправления и их структурных подразделений информации о результатах рассмотрения ими представлений, информационных писем Контрольно-счётной палаты города Орла Палатой осуществляется анализ решений и мер, принятых по результатам рассмотрения указанных представлений и информационных писем, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков, решений проблем в сфере формирования и использования средств бюджета города Орла и муниципальной собственности, повышения экономности  и результативности использования средств бюджета города, что способствует их качественному и ответственному рассмотрению и получению Контрольно-счётной палатой города Орла подробной информации об устранении выявленных нарушений и недостатков и о мерах, которые будут приняты в дальнейшем.

Контрольно-счётная палата города Орла регулярно информирует Орловский городской Совет народных депутатов о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер. В случае если при проведении контрольных мероприятий выявляются факты незаконного использования средств бюджета города Орла, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счётная палата города Орла в установленном порядке передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

В 2016 году в правоохранительные органы были направлены материалы по 12 контрольным мероприятиям (в прокуратуру Орловской области - 2, в прокуратуры районов города Орла - 9, в УФСБ России по Орловской области - 5, УМВД России по г. Орлу – 2, УВД по Орловской области – 2), в УФАС России по Орловской области – 2.

3 материала направлены прокурорами районов города Орла  в УМВД России по г. Орлу для рассмотрения информации в порядке  ст. ст. 144-145 УПК РФ.

УФАС России по Орловской области 30.12.2016 г. по рассмотрению материалов проверки Контрольно-счётной палаты города Орла по правильности начисления, полноты перечисления в бюджет города Орла платы за пользование жилым помещением (платы за наём) муниципального жилищного фонда за 2015 г. и 1 первое полугодие 2016 г. в адрес руководства МКУ «УКХ г. Орла» внесло представление о необходимости совершения МКУ «УКХ г. Орла» действий по отмене или изменению договора № 255 от 11.01.2011 г. по наделению  хозяйствующего субъекта – ООО УСР функциями и правами органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника (в том числе наймодателя) муниципального жилищного фонда по учёту платы за наём, по контролю за правильностью начисления, полнотой и своевременностью осуществления платы за наём, который содержит признаки  нарушения МКУ «УКХ г. Орла» ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. Результаты экспертно-аналитической деятельности в 2016 году

 

В отчётном периоде проведено 141 экспертно-аналитическое мероприятие, из них 117 по экспертизе нормативных правовых актов и 24 иных экспертно-аналитических мероприятий, по которым подготовлено 124 заключения,  9 информационных писем и 8 аналитических записок.

По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 220 предложений, из которых 113 были учтены при принятии решений.

В рамках контроля за исполнением и формированием бюджета города Орла реализовано 15 экспертно-аналитических мероприятий (по вопросам бюджета).

Так, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ Контрольно-счётная палата города подготовила и представила в Орловский городской Совет:

- заключение о результатах внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2015 год;

- 3 заключения на проекты решений по поправкам в бюджет;

- 2 заключения на проект бюджета города Орла на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;

- 2 заключения на отчёты по исполнению бюджета города Орла  за 1 полугодие 2016 года, за 9 месяцев 2016 года.

Кроме того, Контрольно-счётной палатой подготовлены 4 аналитические записки по поправкам в бюджет, 1 аналитическая записка и 2 информационных письма об исполнении бюджета города Орла.

 

Основным направлением предварительного контроля является анализ показателей проекта бюджета города Орла.

На основании анализа были подготовлены заключения Контрольно-счётной палаты на проекты решения о бюджете в 1-м чтении и 2-3-м чтениях. 

В заключениях отражены результаты оценки достоверности и полноты отражения доходов в доходной части бюджета, оценки обоснованности запланированных расходных статей местного бюджета, оценки сбалансированности местного бюджета, предельных объёмов муниципального долга и расходов на его обслуживание, соответствия текстовой части и структуры проекта решения о бюджете требованиям бюджетного законодательства, наличия и состояния нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей бюджета. В ходе проведения экспертизы проанализированы итоги исполнения бюджета города за 9 месяцев 2016 года и ожидаемое исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в 2016 году. 

 

При рассмотрении проекта бюджета города Орла были выявлены отдельные нарушения и недостатки и даны соответствующие предложения по их устранению. Так, имелись претензии по расчётам доходов, администрируемых Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, большинство которых не были подтверждены необходимыми обоснованиями и расчётами, что свидетельствует об имеющихся проблемах в планировании. На момент формирования бюджета у главного администратора доходов УМИЗ, администрирующего 80 % всех неналоговых доходов, методики по прогнозированию доходных источников не были утверждены.

Кроме того, в ходе экспертизы были установлены риски в исполнении планируемых на 2017 год поступлений недоимки по земельному налогу и задолженности по доходам от аренды имущества.

В связи с чем, было указано на необходимость обоснования и уточнения ряда планируемых показателей.

 

Проведённый анализ показателей долговой нагрузки города Орла показал, что все показатели находятся в рамках, разрешённых бюджетным законодательством РФ. При этом сохраняются риски в обеспечении устойчивости бюджета города Орла, связанные с существенным объёмом долговых обязательств.

Сохраняются и усиливаются риски увеличения дефицита бюджета, объёмов заимствований, размеров муниципального долга, а также расходов на его обслуживание.

 

При анализе расходной части бюджета установлены нарушения бюджетного законодательства. Так:

- в нарушение принципа достоверности бюджета, установленного ст. 37 Бюджетного кодекса РФ, расчёты и обоснования по ряду расходов, планируемых в бюджете города на 2017 год, недостоверны или отсутствуют;

- в нарушение ст.174.2 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета не все принимаемые обязательства отражены раздельно от действующих;

- в нарушение Порядка планирования бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённого приказом Финансово-экономического управления администрации города Орла от 08.07.2016 №36, планирование бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями образования, культуры и физкультуры осуществлено без заполнения и представления в Контрольно-счётную палату сведений о сводных показателях и финансовом обеспечении выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;

- в нарушение Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета предусмотрены ассигнования на реализацию полномочий государственных органов.

 

Кроме того, ввиду отсутствия источников финансирования, в проекте бюджета установлен существенный недостаток средств на выполнение принятых расходных обязательств, в том числе: на приобретение жилья гражданам по решениям судов, на благоустройство города, на осуществление ежемесячных платежей региональному оператору на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в доле собственника МО «Город Орёл», на питание воспитанников дошкольных учреждений и школьников, на погашение кредиторской задолженности.

 

По результатам проведённой Контрольно-счётной палатой экспертизы:

- увеличены показатели по доходам от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий на 0,98 млн. рублей и по доходам от реализации имущества на 8,0 млн. рублей, однако не рассчитано и не запланировано в бюджете потенциальное увеличение доходов в виде платы за наём жилого помещения в результате проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений в администрировании указанных доходов;

- уменьшены необоснованно завышенные в проекте бюджета расходы на  содержание аппарата Комитета по подготовке празднования 450-летия города Орла администрации города Орла на 1,5 млн. рублей, аппарата Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла на 1,0 млн. рублей;

- в бюджете раздельно отражены действующие и принимаемые расходные обязательства.

Вместе с тем, несмотря на замечания  Контрольно-счётной палаты к проекту бюджета по отдельным статьям доходов и расходов не представлены финансово-экономические обоснования и расчёты планируемых показателей на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, что ставит под сомнение их реалистичность и противоречит статье 37 Бюджетного кодекса РФ.

 

В рамках предварительного контроля Контрольно-счётной палатой  в течение 2016 года подготовлено 108 заключений на проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов, в том числе на проекты нормативных правовых актов 40 заключений.

Экспертными исследованиями были охвачены вопросы, касающиеся расходных обязательств муниципального образования, предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счёт средств местного бюджета, приватизации муниципального имущества, предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование.

Основной проблемой, препятствующей проведению качественной экспертизы, являлось несоблюдение разработчиками проектов сроков их представления, отсутствие либо низкое качество финансово-экономических обоснований, не содержащих в полном объёме необходимых показателей и расчётов, а также отсутствие необходимых сведений для определения правовых оснований принятия представленных проектов решений.

Большинство заключений по результатам проведения финансово-экономической экспертизы содержали замечания по рассматриваемым проектам. Замечания в основном были связаны с несоответствием отдельных положений проектов требованиям действующего законодательства, принятым нормативным правовым актам города Орла. Часть предложений Контрольно-счётной палаты была направлена на устранение существенных недоработок в рамках обоснований к проектам нормативных правовых актов, на предоставление разработчиками необходимых дополнительных пояснений и информации, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовленных документов. Кроме того, часть предложений направлена на корректировку представленных на экспертизу проектов решений. В ходе рассмотрения вопросов проекты решений дорабатывались разработчиками с учётом предложений и замечаний Контрольно-счётной палаты. Таким образом, часть предложений Контрольно-счётной палаты учитывались и дорабатывались ответственными исполнителями уже на стадии подготовки заключений.

В заключениях, подготовленных Контрольно-счётной палатой, в необходимых случаях, была дана оценка целесообразности принятия представленных проектов, давались рекомендации по их рассмотрению и принятию Советом.

С учётом замечаний Контрольно-счётной палаты:

- внесены изменения в Положения: «О порядке переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Орле»; «О бюджетном процессе в городе Орле»; «О порядке материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления  города Орла»;

- приняты:

а). Положение «О денежном содержании и материальном стимулировании работников муниципального казённого учреждения «Служба технического обеспечения администрации города Орла»;

б). Положение «О служебных командировках лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, муниципальных служащих, рабочих и служащих, занимающих должности, не отнесённые к должностям муниципальной службы, органов местного самоуправления, муниципального органа города Орла, работников муниципальных учреждений города Орла»;

в). Положение «О порядке возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, депутатов Орловского городского Совета народных депутатов»;

г). Положение «О конкурсном отборе на получение муниципальной стипендии для обучающихся образовательных учреждений, проявивших выдающиеся способности»;

д). Положение «О порядке проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности МО «Город Орёл», а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Орла».

 

Контрольно-счётная палата приняла активное участие в выборе наиболее эффективного для муниципального образования способа приватизации муниципальных аптек.

 

По результатам экспертизы Контрольно-счётной палаты отклонены проекты решений:

-- «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП г. Орла «Орёлбыт» (Предлагаемые к передаче в хозяйственное ведение предприятия помещения обременены действующими договорами аренды с ОАО «Ростелеком»);

-- «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Орла»;

-- «О согласовании предоставления в аренду земельного участка по  ул. Гостиной, д.6а в кадастровом квартале № 57:25:0020304» (земельный участок по ул. Гостиная, д.6а использовался под размещение торгового павильона с 2010 года без правоустанавливающих документов в нарушение положений Земельного кодекса РФ);

-- «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 16 декабря 2010 № 72/1169-ГС «Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Орле» (проектом предлагалось включить в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, объекты, включённые в План приватизации муниципального имущества на 2016 год).

 

Учтены рекомендации Контрольно-счётной палаты города Орла при решении вопроса о предоставлении муниципальных нежилых помещений социально-значимым учреждениям Орловской области по сохранению действующего порядка предоставления указанных помещений в аренду на льготных условиях, вместо передачи их в безвозмездное пользование.

По предложениям Контрольно-счётной палаты размер предоставляемых льгот и преференций по арендной плате уменьшен с 75 % до 40 %.

 

До настоящего времени, несмотря на заключение  Контрольно-счётной палаты по результатам экспертизы на проект решения «О Положении  «О денежном содержании и материальном стимулировании работников муниципального казённого учреждения «Управление капитального строительства г. Орла», на сессию Городского Совета не внесены проекты положений об оплате труда для работников МКУ «Управление капитального строительства г. Орла» и МКУ «Управление коммунальным хозяйством  г. Орла», и, в нарушение п.13 ст.14 Устава города Орла (ред. от 25.08.2011), продолжают действовать Положения о денежном содержании и материальном стимулировании работников указанных казённых учреждений, утверждённые в 2012 году постановлениями Администрации города Орла.

В заключении Контрольно-счётной палаты на первоначально представленный проект решения имелись многочисленные замечания.

 

В целях реализации полномочий, определённых Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в 2016 году Контрольно-счётной палатой проводился ежеквартальный анализ отчётов об исполнении городского бюджета и экспертиза проектов решений о внесении изменений в действующее решение о бюджете.

В заключениях Контрольно-счётной палаты по результатам ежеквартального анализа исполнения бюджета города Орла в 2016 году дана оценка исполнения доходной и расходной частей городского бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ в разрезе доходных источников, главных распорядителей и муниципальных программ. А также отмечены основные недостатки и нарушения, допущенные участниками бюджетного процесса при исполнении бюджета в 2016 году, сформулированы предложения, направленные на их устранение или недопущение.

Так, Контрольно-счётная палата отмечала возможные риски невыполнения плановых назначений по доходам в полном объёме, что впоследствии могло привести к невыполнению принятых расходных обязательств муниципального образования «Город Орёл»; обращала внимание на недостаточное и неравномерное финансирование бюджетных расходов, существенный рост кредиторской задолженности учреждений города, рост муниципального внутреннего долга и расходов на его обслуживание; отмечала снижение доли собственных доходов в сравнении с предыдущим годом.

Основными предложениями Контрольно-счётной палаты города Орла по результатам ежеквартального анализа исполнения бюджета города Орла явились:

- обеспечение своевременного и полного поступления в городской бюджет всех доходных источников;

- обеспечение исполнения бюджетных ассигнований в полном объёме;

- принятие мер по сокращению дебиторской задолженности по неналоговым доходам;

- принятие мер по снижению кредиторской задолженности учреждений города Орла.

 

Результаты ежеквартального анализа исполнения городского бюджета были использованы палатой в дальнейшем при подготовке экспертных заключений на поправки, вносимые в действующее решение о бюджете города Орла.

В течение 2016 года в бюджет города Орла на 2016 год изменения и уточнения вносились 10 раз, при этом в соответствии с решением Орловского городского Совета от 27.10.2011 № 8/0153-ГС «О Положении «О порядке принятия муниципальных правовых актов Орловским городским Советом народных депутатов» проекты, изменяющие решение о бюджете города Орла, должны вноситься  не чаще 1 раза в квартал (п. 9 ст. 12), т. е. не более 4-х раз в год, что свидетельствует об отсутствии планомерной работы в решении стоящих перед исполнительным органом задач.

 

Всего в 2016 году администрацией было внесено 267 поправок в бюджет города. Вносимые изменения касались в основном корректировки основных характеристик бюджета города Орла на 2016 год, увеличения доходов от приватизации муниципального имущества, перераспределения бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств.

В ходе экспертизы Контрольно-счётной палатой проводился анализ изменений по разделам и статьям бюджетной классификации доходов и расходов бюджета, размера дефицита местного бюджета, источников погашения дефицита, анализировалось текущее исполнение доходов и расходов бюджета, отмечались риски невыполнения плановых показателей по доходам от продажи имущества.

В  2016 году в бюджет города трижды вносились изменения в доходную часть (в апреле, мае, июне), увеличившие первоначальные плановые показатели по доходам от приватизации имущества на 138,0 млн. рублей или в 3,5 раза. Сложившееся невыполнение годового плана по доходам от приватизации имущества в сумме 62,3 млн. рублей, т.е. 32,4 % от годовых назначений, подтвердило позицию Контрольно-счётной палаты города Орла о необоснованном завышении доходов по данному источнику.

Основным нарушением по внесению изменений в бюджет являлось отсутствие финансово-экономических обоснований, подтверждающих обоснованность вносимых в бюджет города изменений, т.е. не обеспечение надёжности показателей и реалистичности расчётов доходных и расходных статей бюджета.

При этом, не соблюдались ограничения периодичности внесения проектов по поправкам в бюджет города Орла (не чаще одного раза в квартал) и сроки их представления в Контрольно-счётную палату.  Как правило, проекты решений по поправкам в бюджет представлялись накануне заседаний комитета по бюджету и налоговой политике, в результате, на проведение экспертизы предоставлялось недопустимо ограниченное время, что не позволяло в отдельных случаях подготовить заключение, а из-за грубого нарушения сроков представления поправок трижды экспертиза вообще не проводилась.

Имели место факты отсутствия правовых оснований для выделения ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств. По результатам экспертизы выявлены неправомерно вносимые поправки на общую сумму 32,9 млн. рублей.

По итогам экспертных мероприятий Контрольно-счётная палата неоднократно указывала на недостаток средств в бюджете города Орла на финансирование принятых расходных обязательств. Несмотря на наши замечания, в течение 2016 года систематически вносились поправки в бюджет по увеличению бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств, причём источниками вновь принимаемых обязательств являлись: увеличение доходов от реализации имущества в связи с включением дополнительных объектов в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Орла на 2016 год и сокращение ассигнований на инвестиции в объекты капитального строительства.

Так, в 2016 году несколько раз вносились поправки в бюджет по увеличению ассигнований на содержание автомобильных дорог. В результате средства городского бюджета на эти цели в 2016 году увеличились  в сравнении с 2015 годом на 114,0 млн. рублей. Контрольно-счётная палата в своих заключениях неоднократно указывала на то, что установленный норматив финансовых затрат на содержание автомобильных дорог местного значения на уровне федерального норматива не учитывает финансовые возможности городского бюджета, в связи с чем, необходимо пересмотреть указанный норматив в сторону уменьшения с учётом объективных возможностей бюджета города Орла. Однако норматив не пересматривается, а расходы бюджета города на эти цели ежегодно растут: в 2014 году они составили  207,1 млн. рублей; в 2015 году -  248,1 млн. рублей; в 2016 год – 344,3 млн. рублей).

В 2016 году из бюджета города продолжала оказываться финансовая помощь муниципальным предприятиям, в то время как основной целью создания муниципальных предприятий является снижение финансовой нагрузки на муниципальное образование при выполнении полномочий муниципального образования. В течение года поправками в бюджет на финансовую помощь муниципальным предприятиям выделены ассигнования на общую сумму 28,0 млн. рублей (в 2015 году -  25,9 млн. рублей), в том числе: МУП ТТП – 16,0 млн. рублей, МУП города Орла «ЗЕЛЕНСТРОЙ» - 7,2 млн. рублей, МУП ПАТП-1 – 4,8 млн. рублей.

При этом кредиторская задолженность муниципальных учреждений по городским полномочиям по состоянию на 01.01.2017 г. составила 528,2 млн. рублей и увеличилась по отношению к началу 2016 года  в 2,1 раза.

 

В отчётном периоде Контрольно-счётной палатой проведено 3 экспертно-аналитических мероприятия.

Анализ эффективности проведения организационно-штатных мероприятий в администрации города Орла показал, что предполагаемый эффект от проведённых мероприятий не достигнут:

- вместо сокращения в администрации города первоначально заявленных 165 единиц, фактически сокращено лишь 42 единицы. Выведение из структуры администрации службы технического обеспечения и создание МКУ «Служба технического обеспечения администрации города Орла» с численностью 80 единиц, финансируемого из городского бюджета, лишь формально сократило численность администрации;

 - уменьшение расходов на оплату труда вместо предполагаемых 34,0 млн. рублей составило 19,5 млн. рублей в год.

 

Проведённым  по обращению Прокуратуры Северного района города Орла  анализом исполнения Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла полномочий по определению начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка кадастровый номер 57:25:0040403:105, расположенного по адресу: г. Орёл, Московское шоссе, на пересечении пер. Черемховского, и соблюдения имущественных прав и законных интересов муниципального образования «Город «Орёл» установлено, что распоряжение вышеуказанным земельным участком осуществлено Администрацией города Орла в нарушение принципов эффективности и справедливости, установленных Положением о регулировании отдельных земельных отношений в городе Орле, так как УМИЗ  не определена достоверная начальная цена предмета торгов. Данные отчёта о годовой арендной плате за земельный участок рассчитаны на основе недостоверной информации по сроку аренды.

 Годовая сумма потерь бюджета города Орла по недополученным платежам  по аренде земельного участка составляет 2,2 млн. рублей.

 

Проведённый анализ эффективности использования средств областного бюджета и бюджета города Орла, выделенных на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Орла (мероприятие проведено совместно с Контрольно-счётной палатой Орловской области), показал отдельные нарушения требований действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов по планированию средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальным общеобразовательным учреждениям в бюджете города Орла на 2016 год в части средств на питание учащихся. Установлены случаи, когда муниципальным образовательным учреждениям в составе субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания необоснованно выделялись денежные средства на обеспечение питанием учащихся других образовательных учреждений. Задолженность по выплате субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания в части расходов на организацию  питания за счёт средств бюджета города Орла за проверяемый период возросла более чем в 2 раза и по состоянию на 01.12.2016 г. составила 82,3 млн. рублей. По данным официального сайта Арбитражного суда Орловской области к общеобразовательным учреждениям города Орла подано 109 исковых заявлений о взыскании задолженности за оказанные услуги по организации питания учащихся. Оплата неустойки за просрочку оплаты услуг исполнителей по организации питания учащихся, государственной пошлины и других судебных расходов по состоянию на 01.12.2016 г. приведёт к неэффективному расходованию средств бюджета города Орла в сумме не менее 2,8 млн. рублей.

 

Последующий контроль Контрольно-счётной палатой осуществлялся в ходе проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2015 год, которая включала внешнюю проверку бюджетной отчётности 11-ти главных администраторов бюджетных средств города Орла и 4-х подведомственных учреждений, а также подготовку заключения на годовой отчёт об исполнении городского бюджета.

По результатам проведённой внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств и отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2015 год Контрольно-счётной палатой было  установлено соответствие показателей годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств данным отчёта об исполнении местного бюджета за 2015 год, а также была подтверждена достоверность отчёта об исполнении местного бюджета за 2015 год.

 

Одновременно, были отмечены следующие недостатки и нарушения:

- план собственных доходов бюджета города Орла выполнен на 97,4 %. Из 20-ти источников собственных доходов городского бюджета плановые показатели не выполнены по 9-ти источникам;

- в сравнении с 2014 годом сократились поступления от арендной платы за земли на 23,4 млн. рублей или на 14,6 % и от аренды имущества на 12,5 млн. рублей или на 9,2 %;

-  не выполнены обязательства областного бюджета по субсидиям на 499,1 млн. рублей, что привело к росту кредиторской задолженности по объектам капитального строительства и ремонту дорог;

- общий объём неисполненных бюджетных обязательств за 2015 год составил 684,8 млн. рублей  в т.ч. за счёт средств областного бюджета -  606,3 млн. рублей, за счёт средств городского бюджета – 78,5  млн. рублей;

- ниже среднего уровня исполнения расходов бюджета (89,9 %) исполнены расходы по разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 82,9 %, «Социальная политика» - 80,5 %, «Национальная экономика» - 71,9 %; 

- расходы на капитальное строительство исполнены на 75,8 % от плана. Неисполнение плана составило 381,6 млн. рублей;

- бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных и ведомственных программ исполнены на 77,7 %. Общая сумма неисполнения составила 312,3 млн. рублей, в т.ч. по МП «Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2014-2016 годы)» -   306,8 млн. рублей;

- объём муниципального долга увеличился на 25,3 %, привлечённые муниципальные заимствования выросли с 933,5 млн. рублей на 01.01.2015 г. до 1 169,5 млн. рублей на 01.01.2016 г.;

- расходы на обслуживание муниципального долга в сравнении с предыдущим годом увеличились в 1,6 раза и составили  113,8 млн. рублей.

 

Установленные в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств отдельные недостатки и нарушения были связаны с несоответствием приложений и форм бюджетной отчётности проверенных объектов нормативным документам, с искажением отчётных данных на общую сумму 47,1 млн. рублей. Имели место случаи превышения объёмов доведённых лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 6,5 млн. рублей, что нарушило ст.ст. 158, 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ. Однако выявленные недостатки и нарушения не повлияли на достоверность Отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2015 год.

 

4. Результаты информационной и иной деятельности

 

Информационная деятельность Контрольно-счётной палаты состоит в информировании органов местного самоуправления и населения муниципального образования о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В соответствии с Положением о Контрольно-счётной палате в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности Палата размещает на своем официальном сайте информацию о проведённых контрольных мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, а также о принятых по ним решениях и мерах. Итоги работы по отдельно взятым контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям, проведённым Контрольно-счётной палатой города в 2016 году докладывались на  заседаниях профильных комитетов Орловского городского совета народных депутатов. В целях профилактики и недопущению впредь нарушений по использованию бюджетных средств, информация о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла, отчёты, где проанализированы итоги контрольных мероприятий размещаются в официальном публикаторе муниципальных правовых актов - «Орловская городская газета» и официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет www.ksporel.ru, который действует с 2011 года.

За отчётный период 2000 пользователей сети Интернет 9 тысяч раз посетили официальный сайт Контрольно-счётной палаты. Количество публикаций, отражающих деятельность Палаты, в средствах массовой информации составило в отчётном году 123.

Как и в предыдущие годы, деятельность Контрольно-счётной палаты осуществлялась в тесном взаимодействии со всеми органами местного самоуправления, надзорными, правоохранительными, финансовыми, контролирующими и иными органами и организациями.

Контрольно-счётная палата принимает активное участие в работе комитетов Орловского городского Совета народных депутатов. 

 С целью взаимодействия в деле предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным и нецелевым использованием средств, муниципального имущества в 2016 году Контрольно-счётная палата города Орла проводила проверки по заданиям органов прокуратуры, направляла материалы по результатам проведённых проверок в Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, Управление ФСБ России по Орловской области, Прокуратуру Советского и Заводского районов города Орла для принятия мер реагирования, что позволило компенсировать отсутствие у Палаты полномочий наказывать нарушителей финансово-бюджетного законодательства.

В 2016 году продолжалась работа по межрегиональному и межмуниципальному сотрудничеству с другими контрольно-счётными органами. Контрольно-счётная палата города Орла является членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов России (СМКСО) и о результатах своей деятельности ежемесячно отчитывается перед Союзом контрольно-счётных органов.

В течение года совершенствовалась методологическая база проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вносились изменения и дополнения в методические материалы в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации, рекомендациями Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации и Союза МКСО.

 Необходимым условием эффективной работы Палаты является повышение профессионального уровня специалистов. В отчётном году  1 сотрудник Палаты прошёл повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе. Кроме того, 1 сотрудник Палаты принимал участие в обучающих семинарах, организуемых ООО «Нобиль».

 

В отчётном году проведено 34 заседания Коллегии Контрольно-счётной палаты, на которых рассмотрены следующие вопросы: обсуждение и утверждение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандартов и методических рекомендаций по проведению внешнего финансового контроля, планов работы Контрольно-счётной палаты и ежегодных отчётов о проделанной работе.

 

С учётом требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля на территории города Орла Контрольно-счётная палата  руководствуется действующим законодательством и стандартами внешнего муниципального финансового контроля.

Применение Стандартов в деятельности Контрольно-счётной палаты направлено на исполнение требований действующего законодательства и установление единых подходов, правил и процедур в процессе работы как по основным видам деятельности – проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, так и при организации деятельности Палаты.

В целях регламентации деятельности Контрольно-счётной палаты в части исполнения полномочий по проведению аудита в сфере закупок разработан и утверждён Коллегией Контрольно-счётной палаты города Орла 30.09.2016 г. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок». В текущем 2017 году работа по разработке и применению новых стандартов будет продолжена.

Всем сотрудникам Палаты обеспечен доступ к нормативным, инструктивным, методическим, справочным и другим материалам, в том числе к материалам, размещённым на сайте Счётной палаты Российской Федерации и Ассоциации контрольно-счётных органов России, необходимым для использования в практической деятельности.

Задачи, определённые Планом контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2016 год выполнены. Итоги проведённых в отчётном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения городского бюджета ещё имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины. Проблемы совершенствования и усиления муниципального финансового контроля остаются не менее актуальными.

При расстановке приоритетов планирования контрольной и экспертно-аналитической деятельности на 2017 год Контрольно-счётной палатой города Орла учитывались задачи, поставленные Президентом РФ, председателем Счётной палаты РФ на текущий год:

- сконцентрировать работу на контрольной деятельности по тем направлениям бюджетных расходов, где задействованы значительные бюджетные ресурсы, учитывая, что в условиях жестких финансовых ограничений, в которых формируется бюджет, резко возрастают запросы общества на справедливость и законность распределения средств налогоплательщиков, являющихся источником формирования доходов бюджета;

- активизировать работу по реализации полномочий в рамках предварительного контроля, обращая особое внимание на финансово-экономическую экспертизу проектов нормативно-правовых актов;

- систематизировать работу по объективной оценке рисков, связанных с прогнозированием, планированием и текущим использованием муниципальных ресурсов;

- усилить контроль за эффективностью использования муниципального имущества и муниципальных земель;

- участвовать в мероприятиях по противодействию коррупции.

 Эффективность деятельности Контрольно-счётной палаты и в дальнейшем будет в значительной степени зависеть от продуктивности её взаимодействия с Орловским городским Советом народных депутатов и Администрацией города Орла.

 

 

 

 

Председатель Контрольно-

счётной палаты города Орла Т.И. Успенская

Печать