КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА ОРЛА
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ»
(новая редакция)
утверждён решением Коллегии Контрольно-счётной палаты города Орла, протокол № 16 от 09 апреля 2018 г.
1. Общие положения.
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» (далее по тексту – Стандарт) разработан в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» с учётом требований и положений:
- Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий», утверждённого Коллегией Счётной палаты РФ, протокол от 16 июля 2010 г. №36К (738) (с изменениями, утверждёнными решением Коллегии Счётной палаты РФ от 17 февраля 2011 г., протокол №57К (824); от 17 февраля 2012 г., протокол №8К (841); от 20 июля 2012 г., протокол №33К (866); от 25 июля 2014 г., протокол №38К (984));
- Типового стандарта внешнего муниципального финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», утверждённого решением Президиума Союза МКСО, протокол заседания Президиума Союза МКСО от 19 мая 2013 г. №2 (33);
- Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счётными органами субъектов РФ и муниципальных образований, утвержденных Коллегией Счётной палаты РФ, протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993).
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения Контрольно-счётной палатой города Орла экспертно-аналитических мероприятий.
1.3. Задачами Стандарта являются:
- определение содержания, принципов и процедур проведения экспертно-аналитического мероприятия;
- установление общих требований к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия.
1.4. Положения Стандарта не распространяются на подготовку заключений Контрольно-счётной палаты города Орла в рамках предварительного и последующего контроля, осуществление которого регулируется соответствующими стандартами и иными локальными документами Контрольно-счётной палаты города Орла.
1.5. Основные термины и понятия:
мониторинг – наблюдение, оценка, анализ и прогноз состояния отдельных процессов;
экспертиза – исследование соответствующего круга документов с целью оценки принимаемых решений и определения их экономической эффективности и возможных последствий;
анализ - метод исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы, который применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности и служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами;
заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия – итоговый документ, оформляемый в целом по результатам экспертно-аналитического мероприятия, в котором отражается содержание проведенного исследования, оформленный по установленной форме.
2. Общая характеристика
экспертно-аналитического мероприятия.
2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой одну из организационных форм осуществления экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Контрольно-счётной палаты города Орла в сфере внешнего муниципального финансового контроля.
2.2. Предметом экспертно-аналитического мероприятия являются организация бюджетного процесса в муниципальном образовании «Город Орёл», формирование и использование средств бюджета города Орла, муниципального имущества, а также правовое регулирование и деятельность органов местного самоуправления, муниципального органа, муниципальных учреждений и предприятий в сфере экономики и финансов, в том числе влияющие на формирование и исполнение бюджета города Орла.
2.3. Объектами экспертно-аналитического мероприятия являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципального образования, а также иные организации, на которые в рамках предмета экспертно-аналитического мероприятия распространяются контрольные полномочия Контрольно-счётной палаты города Орла, установленные Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ и муниципального образования «Город Орёл».
2.4. Экспертно-аналитическое мероприятие должно быть:
объективным - осуществляться с использованием обоснованных фактических документальных данных, полученных в установленном порядке, и обеспечивать полную и достоверную информацию по предмету мероприятия;
системным - представлять собой комплекс экспертно-аналитических действий, взаимоувязанных по срокам, охвату вопросов, анализируемым показателям, приёмам и методам;
результативным – организация мероприятия должна обеспечивать возможность подготовки выводов, предложений и рекомендаций по предмету мероприятия.
2.5. При проведении экспертно-аналитического мероприятия могут использоваться мониторинг, экспертиза, обследование, анализ и другие формы экспертно-аналитической деятельности.
3. Организация экспертно-аналитического мероприятия.
3.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании годового плана работы Контрольно-счётной палаты города Орла в соответствии с распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты города Орла. Указанным распоряжением устанавливается срок проведения (даты начала и окончания) экспертно-аналитического мероприятия, который не должен составлять более 30 (тридцати) календарных дней. Примерная форма распоряжения о проведении экспертно-аналитического мероприятия является Приложением 1 к настоящему Стандарту.
3.2. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основе полученных Контрольно-счётной палатой города Орла информации и материалов, а также на основе информации и материалов, получаемых по запросам Контрольно-счётной палаты города Орла, и (или) при необходимости непосредственно по месту расположения объектов мероприятия.
3.3. Организация экспертно-аналитического мероприятия включает три этапа, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
- подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия;
- проведение экспертно-аналитического мероприятия;
- оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия.
3.4. На этапе подготовки к проведению экспертно-аналитического мероприятия проводится предварительное изучение предмета и объектов мероприятия, определяются цели, вопросы и методы проведения мероприятия.
3.5. На этапе проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется сбор и исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия. Результаты данного этапа фиксируются в рабочей документации экспертно-аналитического мероприятия.
3.6. На этапе оформления результатов экспертно-аналитического мероприятия осуществляется подготовка заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия, а также при необходимости и в установленных законом случаях информационных писем Контрольно-счётной палаты города Орла, предписаний, обращений в правоохранительные органы, иных документов.
Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей предмета экспертно-аналитического мероприятия.
3.7. Общую организацию и проведение экспертно-аналитического мероприятия осуществляет должностное лицо Контрольно-счётной палаты города Орла, ответственное за его проведение в соответствии с планом работы.
3.8. В экспертно-аналитическом мероприятии не имеют права принимать участие сотрудники Контрольно-счётной палаты города Орла, состоящие в родственной связи с руководством объектов экспертно-аналитического мероприятия (они обязаны заявить о наличии таких связей). Запрещается привлекать к участию в экспертно-аналитическом мероприятии сотрудников Контрольно-счётной палаты города Орла, которые в исследуемом периоде были штатными сотрудниками одного из объектов экспертно-аналитического мероприятия.
В случае если в ходе подготовки к проведению и проведения экспертно-аналитического мероприятия планируется использование сведений, составляющих государственную тайну, в данном мероприятии должны принимать участие сотрудники Контрольно-счётной палаты города Орла, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к таким сведениям.
3.9. К участию в экспертно-аналитическом мероприятии могут привлекаться при необходимости государственные и муниципальные органы, учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее - внешние эксперты).
Внешние эксперты могут привлекаться к участию в экспертно-аналитическом мероприятии в случаях, когда для достижения целей мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки, опыт, которыми не владеют должностные лица Контрольно-счётной палаты города Орла.
3.10. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется рабочая документация мероприятия в целях:
- изучения предмета и деятельности объектов экспертно-аналитического мероприятия;
- подтверждения результатов экспертно-аналитического мероприятия;
- обеспечения качества и контроля качества экспертно-аналитического мероприятия.
В состав рабочей документации включаются документы и материалы, послужившие основанием для результатов каждого этапа экспертно-аналитического мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, организаций и учреждений, а также документы (справки, расчёты, аналитические записки и т. д.), подготовленные сотрудниками Контрольно-счётной палаты города Орла самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
Сформированная рабочая документация включается в дело экспертно-аналитического мероприятия и систематизируется в нём в порядке, отражающем последовательность выполнения этапов и отдельных процедур мероприятия.
4. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия.
4.1. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия включает предварительное изучение предмета и объектов мероприятия, а также определение цели (целей), вопросов и методов проведения мероприятия.
4.2. Предварительное изучение предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия проводится на основе полученной информации и собранных материалов.
Информация по предмету экспертно-аналитического мероприятия при необходимости может быть получена путём направления в установленном порядке в адрес руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, организаций и учреждений запросов Контрольно-счётной палаты города Орла о предоставлении информации. Примерная форма запроса о предоставлении информации является Приложением 2 к настоящему Стандарту.
4.3. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия определяются цели и вопросы мероприятия, методы его проведения, а также объём необходимых аналитических процедур.
4.4. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на место нахождения объекта мероприятия, руководителю объекта мероприятия направляется соответствующее уведомление о проведении экспертно-аналитического мероприятия на данном объекте.
В уведомлении указываются наименование мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения мероприятия на объекте, исполнитель(-и) мероприятия и предлагается создать необходимые условия для проведения экспертно-аналитического мероприятия.
К уведомлению могут прилагаться:
перечень документов, которые должностные лица объекта мероприятия должны подготовить для представления лицам, участвующим в проведении мероприятия;
перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта мероприятия до начала проведения мероприятия на данном объекте;
специально разработанные для данного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Примерная форма уведомления о проведении экспертно-аналитического мероприятия является Приложением 3 к настоящему Стандарту.
5. Проведение экспертно-аналитического мероприятия
и оформление его результатов.
5.1. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия, полученных в ходе подготовки и проведения мероприятия и зафиксированных в его рабочей документации.
5.2. При подготовке выводов и предложений (рекомендаций) по результатам экспертно-аналитического мероприятия могут использоваться результаты работы внешних экспертов, привлечённых к участию в экспертно-аналитическом мероприятии, которые представляются ими в формах, установленных в соответствующем договоре или муниципальном контракте на оказание услуг для муниципальных нужд.
5.3. По результатам экспертно-аналитического мероприятия в срок, установленный Регламентом Контрольно-счётной палаты города Орла, оформляется заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия, которое, как правило, содержит:
исходные данные о мероприятии (основание для проведения мероприятия, предмет, цель (цели), объекты мероприятия, исследуемый период, сроки проведения);
информацию о результатах мероприятия, в которой отражаются содержание проведённого исследования в соответствии с предметом мероприятия, указываются выявленные проблемы, причины их существования и последствия;
выводы, в которых в обобщённой форме отражаются итоговые оценки проблем и вопросов, рассмотренных при проведении мероприятия;
предложения (рекомендации), основанные на выводах и направленные на решение исследованных проблем и вопросов.
Кроме того, при необходимости заключение может содержать приложения. Примерная форма заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия является Приложением 4 к настоящему Стандарту.
5.4. При подготовке заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия следует руководствоваться следующими требованиями:
информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия должна излагаться в заключении последовательно в соответствии с поставленными целями и давать по каждой из них конкретные ответы с выделением наиболее важных проблем и вопросов;
заключение должно включать только ту информацию, заключения и выводы, которые подтверждаются материалами рабочей документации мероприятия;
выводы в заключении должны быть аргументированными;
предложения (рекомендации) в заключении должны логически следовать из выводов, быть конкретными, сжатыми и простыми по форме и по содержанию, ориентированы на принятие конкретных мер по решению выявленных проблем, направлены на устранение причин и последствий недостатков в сфере предмета мероприятия, иметь чёткий адресный характер;
в заключении необходимо избегать ненужных повторений и лишних подробностей, которые отвлекают внимание от наиболее важных его положений;
текст заключения должен быть написан лаконично, легко читаться и быть понятным, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены.
5.5. Содержание заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия должно соответствовать:
- требованиям Регламента Контрольно-счётной палаты города Орла, настоящего Стандарта и иных документов Контрольно-счётной палаты города Орла;
- исходной постановке задачи, которая сформулирована в наименовании экспертно-аналитического мероприятия в годовом плане работы Контрольно-счётной палаты города Орла;
- рабочей документации мероприятия.
5.6. Подготовку и подписание заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия в 2-х экземплярах осуществляет должностное лицо Контрольно-счётной палаты города Орла, ответственное за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
Подготовка проектов информационных писем Контрольно-счётной палаты города Орла, предписаний, обращений в правоохранительные органы, иных документов осуществляется исполнителем экспертно-аналитического мероприятия в случае необходимости и (или) в случаях, установленных законом.
Примерная форма предписания является Приложением 5 к настоящему Стандарту.
5.7. Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия утверждается Коллегией Контрольно-счётной палаты города Орла в порядке, установленном Регламентом Контрольно-счётной палаты города Орла. Коллегия Контрольно-счётной палаты принимает решение об утверждении результатов экспертно-аналитического мероприятия либо о необходимости доработки его материалов; о направлении Заключения, предписания, обращения в правоохранительные органы, информационных писем, публикаций в СМИ, иных документов.
В течение 3 (трех) рабочих дней после утверждения результатов экспертно-аналитического мероприятия руководитель рабочей группы или исполнитель мероприятия направляет один экземпляр Заключения с сопроводительным письмом за подписью председателя Контрольно-счётной палаты в адрес объекта мероприятия, а также на основании решения Коллегии Контрольно-счётной палаты – в адрес иных органов и организаций. Кроме того, в указанный срок осуществляется подписание, регистрация и направление обращений в правоохранительные органы, информационных писем, публикаций в СМИ и других документов.
Информационное письмо может содержать просьбу проинформировать Контрольно-счётную палату города Орла о результатах его рассмотрения. Объём текстовой части информационного письма не должен превышать, как правило, 5 страниц. Примерная форма информационного письма является Приложением 6 к настоящему Стандарту.
5.8. При проведении мониторинга, анализа, экспертизы (в том числе финансово-экономической экспертизы проекта муниципального правового акта, муниципальных программ) председатель Контрольно-счётной палаты города Орла вправе принять решение о проведении и оформлении результатов экспертно-аналитического мероприятия по упрощённой процедуре, без подготовки распоряжения и (или) заключения о проведении экспертно-аналитического мероприятия. Указанное решение председателя Контрольно-счётной палаты города Орла оформляется в виде соответствующей визы должностному лицу на проведение экспертно-аналитического мероприятия. Результаты экспертно-аналитического мероприятия, проводимого по упрощённой процедуре, оформляются в виде заключения на проект муниципального правового акта, информационно-аналитической записки, письма. В этом случае датой окончания экспертно-аналитического мероприятия является подписание должностным лицом информационно-аналитической записки или подписание председателем Контрольно-счётной палаты города Орла информационного и (или) сопроводительного письма. Результаты экспертно-аналитического мероприятия, проведённого по упрощённой процедуре, Коллегией Контрольно-счётной палаты не рассматриваются.