Контрольно-счетной палатой города Орла в соответствии с Планом работы завершено контрольное мероприятие в Управлении муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее по тексту - УМИЗ, управление) по вопросу эффективности осуществления полномочий по управлению муниципальными унитарными предприятиями за 2013 год и истекший период 2014 года.
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1. На 01.01.2014 г. в муниципальном секторе экономики города Орла числилось 20 муниципальных унитарных предприятий.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий в 2013 г.:
- выручка от продажи товаров, работ, услуг 2253,3 млн. руб. (в 2012 г. – 1974,5 млн. руб.);
- себестоимость - 2158,9 млн. руб. (в 2012 г. – 2135,0 млн. руб.);
- чистая прибыль - 79,0 млн. руб. (прибыль 14-ти предприятий 122,1 млн. руб., убыток 4 предприятий – 43,1 млн. руб. (в 2012 г. – 2,0 млн. руб.);
- среднесписочная численность - 3724 чел. (в 2012 г. – 3884 чел.);
- среднемесячная заработная плата – 15 501 руб. (в 2012 г. – 13 833 руб.).
Общие показатели 2013 г. свидетельствуют о положительной динамике развития муниципального сектора экономики.
2. В 2013 г. бездействие УМИЗ привело к потерям бюджета города Орла по отчислениям части прибыли муниципальных унитарных предприятий в размере 16 757,0 тыс. руб.
3. Управление не осуществляло в полном объёме:
- полномочия по контролю за выполнением планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Случаи привлечения к ответственности руководителей муниципальных унитарных предприятий за неисполнение планов финансово-хозяйственной деятельности не выявлены.
- полномочия по утверждению уставов унитарных предприятий, внесению в них изменений и дополнений, в том числе утверждению уставов в новой редакции;
- контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества.
4. Управление ненадлежаще осуществляло полномочия:
- по выдаче согласия в случаях, предусмотренных законодательством РФ, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок, предусмотренных уставом муниципального унитарного предприятия;
- по принятию решений о проведении аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий, утверждению аудитора и определению размера оплаты его услуг;
- по выдаче согласия на осуществление заимствований муниципальными унитарными предприятиями, согласованию объёма и направления использования привлекаемых средств;
- по определению цели, предмета, видов деятельности муниципальных унитарных предприятий;
-по закреплению находящегося в муниципальной собственности имущества в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий, по осуществлению правомерного изъятия этого имущества;
-по анализу эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.
5. Система премирования руководителей муниципальных унитарных предприятий неэффективна, требует кардинального реформирования в целях соблюдения принципов трудового законодательства, согласованности размера оплаты труда руководителя унитарного предприятия с уровнем оплаты труда работников и конечными результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия; вознаграждения руководителей предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности, единовременная целевая выплата за выполнение особо важных заданий фактически не являются стимулирующими выплатами; формула для расчёта вознаграждений руководителей предприятий исключает их прямую заинтересованность в выполнении в полном объёме планов финансово-хозяйственной деятельности.
6. Положение «О порядке и условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий города Орла», утверждённое постановлением Администрации города Орла от 23.04.2002 г. № 1104, содержит ссылки на недействующие нормативные правовые акты, частично противоречит действующему законодательству и не отвечает целям принятия Положения.
7. УМИЗ, как представитель собственника муниципального имущества, допускает бесхозяйственный подход к распоряжению муниципальным имуществом. Действия УМИЗ свидетельствуют об отсутствии заинтересованности в своевременном пополнении бюджета города Орла, а также о неисполнении в полном объёме полномочий администратора доходов городского бюджета, установленных ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ.
Допущены и иные нарушения действующего законодательства.
По результатам контрольного мероприятия направлены:
1. Представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства:
- начальнику Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла;
- главе Администрации города Орла.
2. Отчёт о результатах контрольного мероприятия - мэру города Орла.
Председатель Контрольно-
счётной палаты города Орла Т. И. Успенская