официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла!


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД ОРЁЛ»

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 11/0130-ГС

от 27 мая 2021 года

(принято на одинадцатом заседании городского Совета шестого созыва)

 

 

Об отчете о деятельности Контрольно-счётной
палаты города Орла за 2020 год

Рассмотрев отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2020год, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 3 части 6 статьи 26 Устава города Орла,

 

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

 

1. Отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2020 год принять к сведению (прилагается).

2. Отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2020 год подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

Председатель городского совета

В. Ф. Новиков

 

 

 

 

Приложение к решению Орловского городского Совета народных депутатов
от 27 мая 2021 №11/0130-ГС

 

 

ОТЧЁТ

о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2020 год

 

Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла (далее по тексту – Контрольно-счётная палата, КСП, Палата) за 2020 год подготовлен в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и статьи 1 Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2012 № 27/0483-ГС (далее – Положение).

 

1. Общие положения.

В отчёте отражены результаты деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла по реализации задач, возложенных на Палату Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Орла, Положением о Контрольно-счётной палате города Орла и иными муниципальными правовыми актами.

Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определено, что контрольно- счётный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Контрольно-счётная палата города Орла образована и подотчетна Орловскому городскому Совету народных депутатов.

Самостоятельный и независимый статус Контрольно-счётной палаты, предоставленный Орловским городским Советом народных депутатов, обеспечивает объективную оценку результатов финансовой, хозяйственной деятельности, управления и распоряжения муниципальными средствами и муниципальным имуществом органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями города.

Контрольно-счётная палата, являясь постоянно действующим муниципальным органом внешнего финансового контроля, исполняя свои полномочия, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, соблюдения профессиональной этики.

 

2. Основные итоги деятельности

Контрольно-счётной палаты в 2020 году.

 

Контрольно-счётная палата города Орла в 2020 году осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность в целях контроля за исполнением бюджета города, за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Орла, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Приоритетными направлениями деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла в 2020 году являлись:

- предварительный контроль проектов муниципальных правовых актов города Орла;

- контроль за исполнением бюджета города Орла;

- контрольные мероприятия, проводимые в целях проверки использования средств бюджета города и муниципального имущества бюджетными и казенными учреждениями;

- аудит в сфере закупок;

- контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла;

- организация внутреннего контроля, профилактика и противодействие коррупции в Контрольно-счётной палате города Орла;

- совершенствование организации, планирования и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- участие в деятельности Союза муниципальных контрольно-счётных органов;

- развитие сотрудничества и повышение согласованности деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла с правоохранительными органами.

Деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла проводилась в соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты на 2020 год.

План работы составлен с учётом поручений Орловского городского Совета народных депутатов, предложений органов прокуратуры и плана работы Совета контрольно-счётных органов Орловской области.

Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществлялось в соответствии с требованиями федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, в том числе принятых Контрольно- счётной палаты города Орла стандартов внешнего муниципального финансового контроля.

 

Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счётной палаты города Орла в 2020 году в сравнении с 2019 годом.

 

млн. рублей

Показатели

2019 год

2020 год

отклонения

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них:

138

157

19

-контрольных

21

19

-2

-экспертно-аналитических

117

138

21

Объём проверенных средств, всего (млн. руб.), в том числе:

14555,8

19601,6

5045,8

- бюджетных средств

11728,2

19382,5

7654,3

Выявлено нарушений (млн. руб.), в том числе:

4713,8

4762,8

49,0

- нецелевое использование бюджетных средств

-

-

 

- нарушения при формировании и исполнении бюджета

2076,9

3895,9

1819,0

-потери бюджета

353,6

390,9

37,3

-ущерб бюджета

 

76,7

76,7

-неправомерное использование средств

11,3

15,6

4,3

-неэффективное использование средств

317,6

64,8

-252,8

-нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом

682,5

285,3

-397,2

-нарушения ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности

645,3

4,0

-641,3

-потери организаций

94,0

1,4

-92,6

- нарушения действующего законодательства в сфере закупок

513,1

5,0

-508,1

-иные финансовые нарушения

19,5

23,2

3,7

Направлено представлений, предписаний

35

18

-17

Устранено нарушений (млн. рублей)

878,1

1812,1

934,0

Возбуждено дел об административных правонарушениях сотрудниками Контрольно-счётной палаты города Орла

7

3

-4

Возбуждено дел об административных правонарушениях по обращениям контрольно-счетного органа, направленным в уполномоченные органы

14

8

-6

Привлечено должностных лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях

13

6

-7

Количество возбуждённых уголовных дел

8

3

-5

Привлечены к уголовной ответственности и осуждены

 

3

3

 

В соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2020 год проведено 157 мероприятий, в том числе 19 контрольных мероприятий и 138 экспертно-аналитических мероприятий. Сокращение контрольных мероприятий в 2020 году по сравнению с предыдущими годами связано с рекомендациями Счётной палаты Российской Федерации о приостановлении контрольной деятельности в связи с эпидемиологической обстановкой (пандемией), а также в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 19.03.2020 № 155 «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Орловской области».

По различным вопросам проверено 18 объектов, в том числе 8 структурных подразделений Администрации города Орла, 3 органа власти, 6 муниципальных учреждений и 1 акционерное общество. Следует отметить, что отдельные объекты проверялись неоднократно.

Общий объём средств, охваченных проверками в 2020 году, составил 19601,6 млн. рублей, в том числе бюджетных – 19382,5 млн. рублей (с учётом средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств города Орла за 2019 год). Значительный рост проверенных средств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года связан в основном с проверкой Реестра муниципального имущества города Орла (9 033,0 млн. рублей).

В ходе проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены множественные нарушения и недостатки, которые связаны с нарушениями бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, о бухгалтерском учёте и других нормативных правовых актов при расходовании средств бюджета и использования муниципального имущества города Орла.

Установлено 543 нарушений норм действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов. Объём выявленных финансовых нарушений составил 4762,8 млн. рублей (или 24,3 % от общего объёма проверенных средств), в том числе:

- нарушения при формировании и исполнении бюджета – 3895,9 млн. рублей;

- потери бюджета, организаций – 392,3 млн. рублей;

- нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом – 285,3 млн. рублей;

- ущерб бюджета – 76,7 млн. рублей;

- неэффективное использование средств на сумму - 64,8 млн. рублей;

- неправомерное использование средств – 15,6 млн. рублей;

- нарушения действующего законодательства в сфере закупок – 5,0 млн. рублей;

-нарушения ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности – 4,0 млн. рублей;

- прочие нарушения и недостатки – 23,2 млн. рублей.

По сравнению с 2019 годом объём выявленных финансовых нарушений в 2020 году практически не увеличился.

Одним из действенных механизмов достижения результата выполнения возложенных на органы внешнего муниципального финансового контроля задач по обеспечению соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Российской Федерации, является привлечение к административной ответственности юридических и должностных лиц по фактам правонарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий.

В 2020 году Контрольно-счётная палата города Орла продолжила свою работу в части выявления нарушений с применением Кодекса об административных правонарушениях. С начала отчетного года в рамках имеющихся полномочий составлено 2 протокола об административных правонарушениях, из которых:

- 1 протокол за невыполнение муниципального задания;

- 1 протокол за невыполнение в установленный срок законного предписания, представления.

По сравнению с 2019 годом количество составленных протоколов сократилось на 5 Это связано с изменениями в кодексе об административных правонарушениях, по которым из полномочий контрольно-счетных органов исключено составление протоколов по ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности», с уменьшением контрольных мероприятий в связи с пандемией, а также с тематикой проверок.

Кроме того, по итогам контрольных мероприятий Контрольно - счётная палата города Орла направляла в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Орловской области информацию о выявленных признаках нарушения законов о закупках товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами и закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. За 2020 год по информациям Контрольно-счётной палаты Орловским УФАС возбуждено 7 дел об административных правонарушениях.

По материалам Контрольно-счётной палаты города Орла ИФНС России по г. Орлу возбуждено 1 дело об административном правонарушении.

В целом по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 7 постановлений о привлечении юридических и должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 36,0 тыс. рублей.

По материалам контрольных и экспертно – аналитических мероприятий как текущего, так и предыдущих лет в 2020 году возбуждено 3 уголовных дела, 3 человека привлечены к уголовной ответственности и осуждены, 16 человек привлечены к дисциплинарной ответственности.

По итогам 4 контрольных мероприятий Органами прокуратуры вынесено 7 представлений юридическим и физическим лицам.

Подробная информация о деятельности Контрольно-счетной палаты в 2020 году представлена в соответствующих разделах настоящего отчета.

 

3. Контрольная деятельность.

 

За отчётный период проведено 19 контрольных мероприятий.

Основной тематикой проверок в указанном периоде являлись:

- целевое и эффективное использование бюджетных средств, осуществление закупочной деятельности – 4 мероприятия;

- законность и результативность использования средств местного бюджета при исполнении муниципального энергосервисного контракта, а также ремонт внутридворовых территорий – 2 мероприятия;

- проверка эффективности управления акциями, находящимися в муниципальной собственности – 1 мероприятие;

- проверка эффективности управления и распоряжения муниципальными земельными участками и земельными участками на территории города Орла, государственная собственность на которые не разграничена - 1 мероприятие;

- внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2019 год – 11 мероприятий.

Контрольно-счётная палата города Орла в очередной раз отмечает, что к системным недостаткам, установленным в ходе контрольных мероприятий, относятся нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и доходами бюджета города Орла.

Проверка УМИЗ показала, что существующая система учёта муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества города Орла не содержит всей предусмотренной законом информации, не даёт полных и достоверных данных о качественном и количественном составе муниципального имущества (подробно результаты проверки отражены в разделе 3.1. настоящего Отчета).

 

3.1. Краткий обзор осуществлённых контрольных мероприятий.

 

3.1.1. «Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Орловский городской центр культуры» в 2018 г. и прошедшем периоде 2019 г. (иные периоды - в случае необходимости)».

 

По результатам контрольного мероприятия установлено:

1) Неправомерные расходы Центра за 2018 год и 9 месяцев 2019 года составили 12 578,7 тыс. рублей, в том числе в связи с завышением объёма и задвоенностью показателей по всем разделам муниципального задания – 9 882,6 тыс. рублей, с нарушениями по оплате труда – 2 696,1 тыс. рублей.

2) Неэффективные расходы МБУК, связанные с исполнением муниципального задания, за проверяемый период сложились в объёме 6 986,6 тыс. рублей.

3) Установлены потери Учреждения при оказании платных услуг (проведение семинаров, оказание услуг в спортивном сооружении) в общей сумме 958,2 тыс. рублей.

4) Выявлены факты завышения стоимости работ по текущему ремонту и недостоверности определения сметной стоимости ремонта Центра в размере 695,9 тыс. рублей.

Установлены иные нарушения и недостатки, в том числе действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг.

 

3.1.2. «Проверка эффективности управления акциями Акционерного общества «Орёлтеплосервис», находящимися в муниципальной собственности, правильности определения, своевременности и полноты поступления дивидендов в бюджет города Орла в 2019 г. (иные периоды - в случае необходимости)».

 

По результатам контрольного мероприятия установлено:

1) В течение длительного периода времени деятельность АО «Орёлтеплосервис» убыточна. По итогам финансово-хозяйственной деятельности Общества за 9 месяцев 2019 г. убыток составляет 2 863 тыс. рублей. Кредиторская задолженность АО «Орёлтеплосервис» увеличивается. На 01.01.2018 г. она составляла 6 930,0 тыс. рублей; на 01.01.2019 г. - 9 220,0 тыс. руб.; на 01.10.2019 г. - 10 477,0 тыс. рублей.

2) В нарушение Федерального закона «О теплоснабжении» МБОУ СОШ №50 и УМИЗ передали АО «Орёлтеплосервис» объекты теплоснабжения в аренду, а не по концессионному соглашению.

3) Общество заключило с МБОУ СОШ №10, МБОУ СОШ №50 и МБДОУ Детский сад №90 договоры теплоснабжения по нерегулируемым ценам, которые на 111% и 172% соответственно превышают средний тариф на теплоснабжение других муниципальных учреждений образования, в связи с чем потери бюджета города Орла за 2019 г. составили 5 346,9 тыс. рублей.

4) Неправомерное расходование МБОУ СОШ №50 средств субсидий на оплату АО «Орёлтеплосервис» теплоснабжения непредусмотренного муниципальным контрактом здания гаража составляет 432,1 тыс. рублей.

5) По состоянию на 01.01.2020 г. потери МБОУ СОШ №50 в связи с неначислением в бухгалтерском учете учреждения, неоплатой Обществом арендной платы и пени за пользование котельной, неправомерным использованием (после окончания срока действия договора) теплотрассы составляют 1 499,9 тыс. рублей.

6) Потери бюджета города Орла в связи с несвоевременным внесением АО «Орёлтеплосервис» арендной платы за пользование объектами теплоснабжения составляют 821,6 тыс. рублей.

7) Неэффективные расходы АО «Орёлтеплосервис» на оплату штрафов, пени, неустоек, исполнительских сборов и пр. составили 1 296,0 тыс. рублей.

8) Бухгалтерская отчётность Общества по состоянию на 01.10.2019 г. не даёт достоверное представление о его финансовом положении, финансовом результате деятельности.

Установлены иные нарушения действующего законодательства.

 

3.1.3. «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) расходования муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» средств бюджета города Орла при исполнении муниципального энергосервисного контракта № 326 от 05.12.2015 г.».

 

По результатам контрольного мероприятия установлено:

1) Энергосервисный контракт № 326 от 05.12.2015 г. на совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии, заключён МКУ «УКХ г. Орла» с Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ПАО «Ростелеком»). Срок выполнения энергосервисных мероприятий – до 06.10.2016 г. Однако, в связи допущенными грубыми нарушениями в установленный срок контракт не выполнен.

2) Между МКУ «УКХ г. Орла» и ПАО «Ростелеком» заключено мировое соглашение, условия которого ущемляют права и интересы муниципального образования «Город Орёл», а именно: неправомерно уменьшен размер экономии энергетического ресурса с 73% до 57% , а также увеличен срок достижения экономии на 1 тыс. рублей.

3) Производя оплату ПАО «Ростелеком» по Актам о достигнутой доле экономии энергетического ресурса МКУ «УКХ г. Орла» неправомерно завышало долю экономии энергетического ресурса, что привело к ущербу бюджету города Орла в сумме 349,0 тыс. рублей.

4) МКУ «УКХ г. Орла» неправомерно установило в контракте объём потребления экономического ресурса в базовом периоде (2014 год) в большем объёме, что увеличило размер экономии потреблённой электрической энергии и сумму, подлежащую уплате ПАО «Ростелеком». Ущерб бюджету города Орла за период с июня 2018 г. по ноябрь 2019 года составил 7 961,0 тыс. рублей, а за весь срок достижения экономии (6 лет) ущерб бюджету города Орла составит не менее 31 990,9 тыс. рублей.

5) В дополнительно представленном по условиям мирового соглашения Проекте модернизации наружного освещения города Орла (с учётом доумощнения) неправомерно изменены категории улиц, с более высоким уровнем освещения на более низкую категорию с более низким уровнем освещения. Уровень освещённости в целом по городу снижен.

6) Проверкой установлено снижение потребление энергоресурса за период 2015-2019 г.г. Однако, подписание мирового соглашения на невыгодных для муниципального образования «Город Орёл» условиях, а также невыполнение условий этого соглашения привело к тому, что предусмотренный первоначальный уровень эффективности не был достигнут.

Установлены иные нарушения действующего законодательства.

 

3.1.4. «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) расходования средств бюджета города Орла, выделенных на содержание муниципального казённого учреждения «Централизованная хозяйственная служба учреждений культуры города Орла» в 2019 г. и прошедшем периоде 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)».

 

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.

1) Неправомерные расходы Учреждения в 2019 году и 1-ом квартале 2020 года составили 949,6 тыс. рублей, в том числе на выплату премий за выполнение особо важных заданий отдельным работникам МКУ 738,3 тыс. рублей, по транспортному обслуживанию Управления культуры администрации города Орла 211,3 тыс. рублей.

2) Неэффективные расходы бюджета города Орла в 2019 году и 1-ом квартале 2020 года сложились в размере 21 558,7 тыс. рублей в связи с отсутствием обязанности Учреждения оказывать услуги по техническому и хозяйственному обслуживанию бюджетных и автономных учреждений культуры на безвозмездной основе.

3) Выявлено завышение штатной численности МКУ и необходимость её оптимизации порядка 17 единиц, что приведет к ежегодной экономии средств бюджета города Орла в размере ориентировочно 2 996,1 тыс. рублей.

4) В нарушение трудового законодательства, отдельные работники Учреждения одновременно являлись сотрудниками в других учреждениях культуры по основному месту работы с наличием у них еще одной трудовой книжки. Данные факты выявлены в МБУК «Орловский городской центр культуры», МБУК «Детский парк», МБУК «Ансамбль танца Славица».

Установлены иные нарушения и недостатки, в том числе действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг.

 

3.1.5. «Проверка отдельных вопросов эффективности управления и распоряжения Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла муниципальными земельными участками и земельными участками на территории города Орла, государственная собственность на которые не разграничена, в 2019 г. и прошедшем периоде 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)».

 

По результатам контрольного мероприятия установлено:

1) Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее УМИЗ) не осуществляется своевременный, достоверный и полный учёт муниципальных земельных участков. Существующая система учёта муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества города Орла не даёт полных и достоверных данных о качественном и количественном составе муниципальных земельных участков.

УМИЗ не ведёт учёт земельных участков, расположенных в границах городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, что свидетельствует о неисполнении Управлением полномочий по достоверному планированию доходов бюджета города Орла от арендной платы за землю; начислению, учёту и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; контролю за использованием земельных участков на территории города Орла.

2) Задолженность перед бюджетом города Орла по арендной плате за землю и пени, а, следовательно, потери бюджета города Орла по состоянию на 01.01.2020 г. составляют 192 957,0 тыс. рублей, в том числе пени – 65 385,8 тыс. рублей; на 01.07.2020 г. – 145 115,3 тыс. рублей, в том числе пени – 74 127,2 тыс. рублей.

Управление не исполняет возложенные на него бюджетные полномочия главного администратора доходов городского бюджета, не принимает своевременных, действенных мер для поступления доходов от аренды земли, а так же пени за нарушение сроков внесения арендной платы в бюджет города Орла, затягивает сроки направления претензий и обращения в суд с целью принудительного взыскания задолженности с отдельных арендаторов, а также досрочного расторжения договоров аренды.

3) Собственниками помещений в торговом центре не заключены договоры аренды земельного участка, что привело к потерям бюджета в сумме 5 538,5 тыс. рублей.

4) Потери бюджета города Орла в результате неуплаты арендной платы за пользование земельными участками, выделенными под строительство, составили 21 036,9 тыс. рублей.

5) При отсутствии источников возмещения выпадающих доходов УМИЗ проданы земельные участки под строительство гаражей ниже кадастровой стоимости, что привело к потерям бюджета города Орла в 2019 г. в сумме 23 438,5 тыс. рублей, а в 2020г. по 9 участка под строительство гаражей в сумме 426,7 тыс. рублей; под строительство аквапарка - 3 434,2 тыс. рублей; под строительство торгового комплекса – 8 503,5 тыс. рублей.

Установлены иные нарушения действующего законодательства.

 

3.1.6. «Проверка целевого и эффективного расходования муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Орла» бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла на 2018- 2024 г.г.» в 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)»

 

По результатам контрольного мероприятия установлено:

1) За период действия Муниципальной программы ремонт дворовых территорий проведён на 214 объектах, что составляет 12,3 % от всех объектов муниципальной программы. За период 2018 - 2019 г. г. отремонтировано 147 дворов, в том числе:

- 2018 год – 78 дворов;

- 2019 год – 69 дворов.

По состоянию на 21.08.2020 г. заключено муниципальных контрактов на ремонт 67 дворов.

Темпы выполнения муниципальной программы снижаются, что свидетельствует о нереальности проведения работ по благоустройству всех 1739 включённых в программу объектов.

2) Несмотря на продолжительные сроки выполнения работ (от 4-х до 5-ти месяцев), нарушены сроки выполнения работ по 7 объектам. МКУ «УКС г. Орла» направлены претензии на уплату пени в общей сумме 41,6 тыс. рублей, по состоянию на 01.09.2020 г. оплачено в бюджет города Орла 27,3 тыс. рублей.

3) Заказчиком не всегда учитывались пожелания жителей в части использования земли дворовой территории не под газоны, а под клумбы, в связи с чем, отсутствовала необходимость посева газонной травы на одном из объектов. Неэффективные расходы бюджета составили 11,2 тыс. рублей.

4) МКУ «УКС г. Орла» нарушены сроки оплаты работ по благоустройству дворовых территорий, выполненные в 2019 году. В случае обращения подрядчиков в судебные инстанции указанное нарушение повлечёт за собой взыскание пени за счёт средств бюджета города Орла и приведёт к потерям бюджета в сумме 563,8 тыс. рублей.

5) Созданное за счёт бюджетных средств имущество на общую сумму 3 185,3 тыс. рублей (установленные скамейки, урны, светильники) не было передано в управляющие организации многоквартирных домов в целях осуществления последующего содержания указанных объектов. Администрацией города Орла не установлен порядок передачи имущества, созданного за счёт бюджетных средств, для дальнейшего включения его в состав общего имущества многоквартирных жилых домов.

Всего за период действия программы с 2018 г. по 21.08.2020 г. созданное за счет бюджетных средств имущество на общую сумму 11 800,9 тыс. рублей не передано для дальнейшего включения в состав общего имущества многоквартирных жилых домов.

6) Установлены неэффективные расходы на благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов в сумме 16 532,0 тыс. рублей, в том числе:

- в 2019 году – 3 600,6 тыс. рублей;

- в 2020 году – 12 931,4 тыс. рублей.

Установлены иные нарушения действующего законодательства.

 

3.1.7. «Проверка правомерности и эффективности расходования средств на оплату труда дополнительного образования «Орловская детская хореографическая школа им. Э. М. Панковой» в 2019 г. и прошедшем периоде 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)».

 

По результатам контрольного мероприятия установлено:

1) Учреждению выделены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания:

- в 2019 год в сумме 18 761,4 тыс. рублей, из них расходы на оплату труда составляют - 86,1% или 16149,3 тыс. рублей; на начисления на оплату труда - 13,7% или 2 580,5 тыс. рублей; на оплату коммунальных услуг – 0,2% или 31,6 тыс. рублей.

- за январь - июнь 2020 год в размере – 12 060,5 тыс. рублей, из них расходы на оплату труда работников Учреждения – 73,8 % или 8 904,5 тыс. рублей; на начисления на оплату труда – 18,7 % или 2 254,0 тыс. рублей.

2) Кредиторская задолженность Учреждения по расходам, осуществляемым за счет субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания составляла: по состоянию на 01.01.2019 года 1 779,6 тыс. рублей; на 01.01.2020 года - 3 945,7 тыс. рублей или с ростом в 2,2 раза. Наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда. В том числе: на 01.01.2019 года она составляла 1 748,0 тыс. рублей или 98,2% от общего размера задолженности; на начало текущего года задолженность в фонды составляла 3 945,7 тыс. рублей или 100% от общего объема задолженности.

3) Неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в общей сумме составило 1 511,9 тыс. рублей.

Установление работникам Учреждения стимулирующих выплат за непосредственное исполнение должностных обязанностей (например, за обеспечение выполнения муниципального задания; за реализацию городских долгосрочных целевых программ; за наличие и реализацию программы перспективного развития учреждения и др.) без учёта качественных показателей необосновано, противоречит стимулирующему характеру таких выплат.

4) Превышение допустимых показателей на выплаты компенсационного характера (5%), установленных Примерным положением об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования города Орла и Положением об оплате труда работников МБУДО «Орловская детская хореографическая школа им. Э.М. Панковой», привело к неэффективному расходованию средств субсидии на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания в размере 5 914,9 тыс. рублей, в том числе в 2019г. - 3 860,6 тыс. рублей; за 6 месяцев 2020 г. – 2 054,3 тыс. рублей.

5) Управление культуры администрации города Орла не исполняет возложенные полномочия учредителя, не осуществляет контроль за деятельностью Учреждения, в том числе в части исполнения требований и рекомендаций действующего законодательства по установлению системы оплаты труда работников учреждений дополнительного образования, формированием штатной численности работников Школы, за расходованием Учреждением выделенных из бюджета города Орла средств субсидии.

Установлены иные нарушения действующего законодательства.

 

Отчёты о проведённых в отчётном периоде контрольных мероприятиях направлялись Контрольно-счётной палатой в Орловский городской Совет народных депутатов, информация о фактах нарушений, установленных в ходе проверок, – главе Администрации города Орла.

Контрольно-счётной палатой в 2020 году в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков направлено 18 представлений руководителям проверенных органов и организаций.

Контрольно-счётная палата города Орла осуществляет постоянный контроль за исполнением представлений и требует принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений. По результатам контрольных мероприятий помимо привлечения к административной ответственности, 16 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

Меры, принятые по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счётной палаты в 2020 году:

1) Обеспечено устранение выявленных нарушений на сумму 1 812,1 млн. рублей, в том числе устранено нарушений при формировании и исполнении бюджета на сумму 1 583,4 млн. рублей, нарушений установленного порядка управления и распоряжения имуществом - 209,0 млн. рублей.

2) Обеспечен возврат средств в сумме 17,7 млн. рублей.

3) Принято решение Орловским областным судом о взыскании в пользу МУП ЖРЭП (З) 9,5 млн. рублей.

Контроль за реализацией представлений Контрольно-счётной палаты города Орла, направленных по результатам контрольных мероприятий, осуществляется в текущем режиме, с учётом сроков, определённых в представлениях.

Контрольно-счётная палата города Орла регулярно информирует Орловский городской Совет народных депутатов о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер. Отчёты по результатам контрольных мероприятий рассматривались на профильных комитетах и на заседаниях Орловского городского совета народных депутатов.

В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявляются факты незаконного использования средств бюджета города Орла, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счётная палата города Орла в установленном порядке передаёт материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

В 2020 году в правоохранительные органы были направлены материалы по 7 контрольным и 5 экспертно - аналитическим мероприятиям, а именно: в прокуратуру Орловской области - 11, в прокуратуры районов города Орла - 11, в УМВД России по городу Орлу - 4, в УФАС России по Орловской области - 5

 

4. Экспертно-аналитическая деятельность.

 

Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла была направлена на предотвращение потенциальных нарушений и недостатков на стадии экспертизы проектов муниципальных правовых актов, их корректировки с точки зрения законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджета города Орла, муниципальной собственности, недопущения коррупционных проявлений.

В целях информирования органов местного самоуправления о выявленных нарушениях и недостатках, а также принятия своевременных мер по их устранению и предотвращению в дальнейшем результаты проведённых Контрольно-счётной палатой мероприятий внешнего финансового контроля направляются в городской Совет народных депутатов и в Администрацию города Орла.

 

В отчётном периоде проведено 138 экспертно-аналитических мероприятий, из них 111 по экспертизе муниципальных правовых актов, и 27 иных экспертно-аналитических мероприятий.

По итогам всех проведённых в 2020 году экспертиз в адрес Мэра муниципального образования «Город Орёл», в администрацию города Орла, другим субъектам правотворческой инициативы было направлено 110 заключения, содержащие не только замечания по рассмотренным документам, но и конкретные предложения, направленные на совершенствование муниципальных правовых актов, формируемой бюджетной отчётности, бюджетного процесса. Кроме того подготовлено 6 информационных писем и 22 аналитические записки с замечаниями и предложениями.

По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 384 предложение, из которых 172 были учтены при принятии решений.

 

В рамках контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла реализовано 36 экспертно-аналитических мероприятий.

Так, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ Контрольно-счётная палата города подготовила и представила в Орловский городской Совет:

- 1 заключение о результатах внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2019 год;

- 2 заключения на проект бюджета города Орла на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

- 3 заключения на отчёты об исполнении бюджета города Орла за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2020 года;

- 9 заключений на проекты решений по поправкам в бюджет;

Кроме того, Контрольно-счётной палатой подготовлены 4 аналитические записки по поправкам в бюджет, 1 аналитическая записка по проекту бюджета, 3 аналитические записки и 1 информационное письмо по исполнению бюджета города Орла, 12 аналитических записок по вносимым изменениям в сводную бюджетную роспись.

 

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и муниципального образования «Город Орёл» проведена экспертиза проекта решения «О бюджете города Орла на 2020 год и плановый период 2022 и 2023 годов», по результатам которой подготовлены заключения Контрольно-счётной палаты на проекты решения о бюджете в 1 чтении и 2-3 чтении.

В заключениях дана оценка и сделаны выводы о результатах формирования бюджета по доходам, расходам и дефициту, а также о состоянии муниципального долга города Орла, проанализированы итоги исполнения бюджета города за 9 месяцев 2020 года и ожидаемое исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в 2020 году.

 

Особое внимание уделено обоснованности расчётов, представленных к проекту бюджета.

Обращено внимание на завышение размера налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения. По оценке Контрольно-счётной палаты завышение составило 52,2 млн. рублей

При анализе доходов выявлено, что в расчётах прогнозных показателей доходов: от аренды муниципальных и неразграниченных земельных участков, от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, платы за наём жилого помещения, от установки и эксплуатации рекламных конструкций не планировалось погашение дебиторской задолженности. В связи с чем было предложено уточнить планируемые показатели по указанным доходам на сумму реально возможных поступлений от уплаты имеющейся задолженности.

Обращено внимание на существенное снижение поступлений от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий – в 1,7 раза, при этом только по 7-ми из 14-ти муниципальным предприятиям запланированы отчисления от прибыли в бюджет, из них основная прибыль (67,4 % от общей суммы прибыли – от МУП «Аптека № 2»). Контрольно-счётной палатой даны конкретные предложения по увеличению указанных доходов.

Указано на отсутствие обоснования планируемого показателя по доходам в виде дивидендов. Контрольно-счётной палатой отмечено, что проводимая УМИЗ дивидендная политика самая неэффективная форма использования муниципального имущества, в связи с чем необходимо либо принять меры по повышению доходности своих акций, либо приватизировать пакеты акций обществ, которые не являются имуществом, предназначенным для решения вопросов местного значения городского округа и (или) имеют низкую доходность.

В заключении на проект бюджета города Орла на 2021-2023 годы в 1-м чтении отмечено, что в плановом показателе доходов от реализации муниципального имущества на 2021 год не учтены доходы от приватизации имущества, в связи с тем, что на момент формирования проекта решения о бюджете в нарушение п.2 ст.6 Положения «О бюджетном процессе в городе Орле» не был утверждён Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества города Орла на 2021 год.

 

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий также были подготовлены и изложены в заключении на проект бюджета города Орла на 2021-2023 годы во 2-3 чтении предложения Контрольно-счётной палаты по привлечению дополнительных доходов в бюджет города Орла и эффективному использованию муниципального имущества.

 

При анализе расходной части бюджета установлено следующее:

- в проекте бюджета города Орла на 2021 год по оценке Контрольно-счётной палаты не учтены принятые расходные обязательства муниципального образования «Город Орёл» на общую сумму 1 496,7 млн. рублей, что противоречит статье 32 Бюджетного кодекса РФ;

- в нарушение статьи 37 Бюджетного кодекса не подтверждена обоснованность расходов на общую сумму 30,1 млн. рублей;

- не подтверждена целесообразность отвлечения в 2021 году собственных средств бюджета города Орла в общей сумме 16,7 млн. рублей на инвестиции в проектирование 5-ти объектов, строительство которых не планируется в ближайший трёхлетний период 2021-2023 годов;

- в нарушение статьи 69.2 и статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ субсидии бюджетным и автономным муниципальным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг запланированы в проекте бюджета не на основании показателей муниципального задания и в отсутствие утверждённых на 2021 год нормативных финансовых затрат;

- установлены отдельные нарушения Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н.

Контрольно-счётная палата города Орла приняла активное участие в работе согласительной комиссии по проекту бюджета города Орла на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов, по результатам которой основные замечания были устранены.

 

Качество исполнения бюджета напрямую зависит от правильного определения его плановых показателей. В отчётном периоде в бюджет города Орла на 2020 год изменения и уточнения вносились 11 раз, при этом в Контрольно-счётную палату города Орла поступило 14 проектов решений по поправкам в бюджет.

Следует отметить, что в отчётном году проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в бюджет города Орла, систематически представлялись Администрацией города накануне заседаний профильного комитета, т.е. с грубым нарушением установленного срока - за 14 рабочих дней до заседания Городского Совета. В результате, на проведение экспертизы представлялось недопустимо ограниченное время, что не всегда позволяло в полном объёме проводить финансово-экономическую экспертизу проекта решения и подготавливать заключение по её результатам.

Вместе с тем, Контрольно-счётной палатой проводился оперативный анализ изменений по разделам и статьям бюджетной классификации доходов и расходов бюджета, размера дефицита местного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, анализировалось текущее исполнение доходов и расходов бюджета, отмечались риски невыполнения плановых показателей по поступлению собственных доходов городского бюджета, что впоследствии могло привести к невыполнению принятых расходных обязательств МО «Город Орёл».

Вносимые в отчётном году изменения в бюджет города Орла касались в основном корректировки основных характеристик бюджета города Орла, перераспределения бюджетных средств по отдельным статьям расходов между главными распорядителями бюджетных средств по дополнительным основаниям, установленным в решении о бюджете, уточнением объёма целевых средств, поступивших из областного бюджета, перераспределением бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств.

В 2020 году в бюджет города 6 раз вносились изменения в доходную часть, В результате которых первоначальные плановые показатели по собственным доходам уменьшились на 231,1млн. рублей (- 8,8 %) с одновременным уменьшением расходов бюджета на 66,9 млн. рублей.

Кроме того в декабре отчётного года были внесены изменения в объёмы источника финансирования дефицита бюджета в виде средств от продажи акций, сократившие первоначальные плановые показатели на 63,3 млн. рублей (с 1 156,6 млн. рублей, до 1 093,3 млн. рублей).

По результатам проведённых экспертиз Контрольно-счётная палата в своих заключениях на предлагаемые изменения в бюджет указывала на следующие нарушения: отсутствие обоснований вносимых поправок в бюджет на общую сумму 105,3 млн. рублей; неправомерное увеличение расходов при отсутствии источников доходов – на 18,6 млн. рублей; отсутствие нормативных правовых актов на установление расходных обязательств – на 8,5 млн. рублей; неправомерное увеличение расходов в нарушение решения о бюджете – на 10,6 млн. рублей; неправомерное направление средств городского бюджета на исполнение государственных полномочий субъекта – на 0,9 млн. рублей и другие.

 

В рамках оперативного (текущего) контроля осуществлялся анализ ежеквартальных отчётов об исполнении бюджета города Орла. Ежеквартально Мэру города Орла и Главе администрации города Орла представляется заключение, в котором анализируется: полнота и своевременность поступлений доходов бюджета города Орла, кассовое исполнение бюджета в сравнении с утверждёнными показателями решением о бюджете, источники финансирования дефицита бюджета, муниципальный долг, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, выявляются отклонения и нарушения, проводится их анализ и вносятся предложения по их устранению.

Так, Контрольно-счётная палата указывала на негативную динамику поступления в бюджет в 2020 году налоговых и неналоговых доходов и их сокращение в сравнении с 2019 годом.

Снижение поступлений по ряду налоговых и неналоговых доходов было обусловлено ухудшением экономической ситуации, связанным с пандемией новой коронавирусной инфекции.

Кроме того в плановых показателях по ряду неналоговых доходов были учтены поступления доходов от взыскания имеющейся дебиторской задолженности. Однако ежеквартально проводимый анализ дебиторской задолженности по неналоговым доходам устанавливал тенденцию к её росту, что ставило под сомнение выполнение данных показателей в 2020 году.

Обращалось внимание на сложившуюся негативную практику по использованию остатков средств вышестоящих бюджетов на едином счёте бюджета в текущем году на исполнение городских полномочий, возврат которых производится администрацией города самостоятельно за счёт средств бюджета следующего года, в котором средства на возврат указанных средств не предусмотрены, что приводит к увеличению несбалансированности бюджета города Орла на очередной финансовый год.

Также обращалось внимание на недостаток средств в бюджете на исполнение принятых расходных обязательств, на рост кредиторской задолженности.

В сложившихся условиях Контрольно-счётная палата рекомендовала Администрации города Орла разработать комплекс мер по привлечению источников дополнительных поступлений в бюджет и оптимизации расходов в целях соблюдения требований бюджетного законодательства.

 

В отчётном периоде Контрольно-счётной палатой проведен ряд экспертно-аналитических мероприятий.

 

Так в ходе проведения анализа правомерности и эффективности расходования средств на оплату труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Орловская детская музыкальная школа № 1 им. В. С. Калиникова» в 2019 г. установлено:

 

- расходы на оплату труда с начислениями составляют 98 % выделенной Учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;

- в Учреждении отсутствует раздельный учёт рабочего времени по основному месту работы, совмещению и совместительству, что не позволяет осуществлять контроль за соблюдением установленного трудовыми договорами продолжительности рабочего времени;

- неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания составило 83,1 тыс. рублей, в том числе;

- неэффективное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на выплату административному персоналу и отдельным сотрудникам учебно-вспомогательного персонала премии по итогам финансового года до его завершения составило 425,0 тыс. рублей;

- стимулирующие выплаты за исполнение дополнительных обязанностей и за непосредственное исполнение должностных обязанностей необоснованно устанавливаются Учреждением без учёта качественных показателей, что противоречит стимулирующему характеру таких выплат;

- в Учреждении не осуществлялся контроль за составлением и утверждением расписаний занятий, в результате чего нарушались условия трудовых договоров в части соблюдения установленного объёма нагрузки;

- Управление культуры не исполняло в полном объёме возложенные на него полномочия Учредителя, не осуществляло контроль за деятельностью подведомственного Учреждения МБУДО «Орловская детская музыкальная школа № 1 им. В.С. Калинникова», за расходованием Учреждением средств выделенных субсидий, за исполнением требований и рекомендаций действующего законодательства по установлению системы оплаты труда работников учреждений дополнительного образования.

 

По результатам экспертно - аналитического мероприятия «Анализ результативности (эффективности и экономности) расходования средств бюджета города Орла на разработку проектно-сметной документации по отдельным муниципальным объектам» установлено:

 

- в нарушение п.1 ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 3.2 муниципального контракта от 08.08.2017 г. № 110 (далее по тексту – МК № 110), заключённого на разработку проектной документации по объекту «Благоустройство территории Детского парка в городе Орле» должностными лицами МКУ «УКХ г. Орла» не осуществлялся текущий контроль в процессе оказания услуг по контракту;

- в нарушение п. 2 ст. 405, п. 1 ст. 720 Гражданского кодекса РФ, п. 4.2 МК № 110 должностными лицами МКУ «УКХ г. Орла» не направлен в адрес подрядчика мотивированный отказ от приёмки работ по МК № 110;

- МКУ «УКХ г. Орла» не принято своевременных действий по расторжению контракта в одностороннем порядке до момента окончания срока действия контракта, уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке направлено только спустя 23 дня после окончания срока действия контракта;

- отсутствие контроля со стороны должностных лиц МКУ «УКХ г. Орла» за ходом выполнения работ по МК № 110, нарушения при приёмке разработанной проектной документации и последующий её незаконный возврат подрядчику привели к ущербу бюджету города Орла в сумме 1 317,0 тыс. рублей;

- в нарушение п. 3 Постановления Администрации города Орла от 23.05.2017 № 2152 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла в 2017 году», п. 4.1 Постановления Администрации города Орла от 28.10.2013 г. № 4849 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Орла» должностными лицами ответственного исполнителя муниципальных программ – Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла не осуществлялся контроль за реализацией муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла в 2017 году», утверждённой Постановлением Администрации города Орла от 23.05.2017 г. № 2152, в части разработки проектной документации благоустройства Детского парка.

 

Администрацией города Орла неправомерно исключены из указанной муниципальной программы фактически выполненные работы по МК № 110

При принятии решения о разработке новой проектно-сметной документации по благоустройству Детского парка должностными лицами Администрации города Орла, Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла не рассматривался вопрос о возможном использовании созданной проектной документации в полном объёме или отдельных её частей;

- стоимость проектной документации, разработанной по заказу МКУ «УКС г. Орла», а именно «Комплексное благоустройство территории «Детского парка» и прилегающей к нему территории в г. Орле» превышает стоимость проектной продукции, разработанной МКУ «УКХ г. Орла» более чем в 6 раз или на 7,6 млн. рублей.

Кроме того, проведены:

-Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципальными учреждениями, предприятиями и акционерными обществами в 2019 г. (по объектам контрольных мероприятий, включённым в План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2019 г.);

- Анализ информации, изложенной в заявлениях ИП Прасолова И. А. по вопросу осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам;

- Анализ информации по вопросу предоставления ООО «Феникс» права ограниченного использования (сервитута) в отношении части земельного участка кадастровый № 57:25:0020314:56 в «Сквере около кинотеатра «Октябрь»;

- Анализ информации по вопросу безвозмездной передачи муниципального имущества - здания бассейна с оборудованием и земельного участка по адресу: г. Орёл, ул. Полковника Старинова в государственную собственность Орловской области.

 

Контрольно-счётной палатой ежемесячно проводился анализ обоснованности внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Орла, по результатам которого оформлялась аналитическая записка. По результатам проведённых проверок внесённых изменений в сводную бюджетную роспись города Орла на 2020 год нарушений не установлено.

В рамках предварительного контроля Контрольно-счётной палатой в течение 2020 года подготовлено 81 заключение на проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов, в том числе на проекты нормативных правовых актов 21 заключение, и 8 заключений на проекты постановлений Администрации города Орла по муниципальным программам.

Экспертными исследованиями были охвачены вопросы, касающиеся расходных обязательств муниципального образования, предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счёт средств местного бюджета, приватизации муниципального имущества, предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование и других вопросов по использованию муниципального имущества.

Остаётся проблемой, препятствующей проведению качественной экспертизы, несоблюдение разработчиками проектов сроков их представления, отсутствие каких- либо расчётов и финансово-экономических обоснований или низкое качество финансово-экономических обоснований, не содержащих в полном объёме необходимых показателей и расчётов, а также отсутствие необходимых сведений для определения правовых оснований принятия представленных проектов решений.

Замечания и предложения по результатам проведения финансово- экономической экспертизы в основном были связаны с несоответствием отдельных положений проектов требованиям действующего законодательства, принятым нормативным правовым актам города Орла.

Ряд предложений Контрольно-счётной палаты был направлен на устранение существенных недоработок в рамках обоснований к проектам нормативных правовых актов, на предоставление разработчиками необходимых дополнительных пояснений и информации, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовленных документов.

Часть предложений Контрольно-счётной дорабатывалась разработчиками проектов муниципальных правовых актов на стадии подготовки заключений.

 

В заключениях, подготовленных Контрольно-счётной палатой, в необходимых случаях, была дана оценка целесообразности принятия представленных проектов, давались рекомендации по их рассмотрению и принятию городским Советом.

 

С учётом замечаний Контрольно-счётной палаты приняты:

- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2015 г. № 3/0024-ГС «О принятии Положения о заключении концессионных соглашений в отношении имущества Муниципального образования «Город Орёл»»

- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 28 ноября 2019 года № 60/1025-ГС «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2020 год» (в апреле 2020 г.);

- решение городского Совета «Об установлении коэффициентов категории арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, на территории муниципального образования «Город Орёл»»;

- решение городского Совета «Об утверждении Порядка представления главным распорядителем средств бюджета муниципального образования г. Орла в администрацию муниципального образования г. Орла информации о совершаемых действиях, направленных на реализацию муниципальным образованием г. Орла права регресса, либо отсутствии оснований для предъявления иска о взыскании денежных средств в порядке регресса»;

- решение городского Совета «О внесении изменений в Правила определения платы за земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования «Город Орёл», при предоставлении их в аренду, при заключении соглашений об установлении сервитута, при перераспределении с земельными участками, находящимися в частной собственности»;

- решение городского Совета «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2021 год»;

- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 29.09.2011 № 7/0108-ГС «О Примерном положении об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений города Орла»;

- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2012 № 28/0507-ГС «О Примерном положении об отраслевой системе оплаты труда работников муниципального бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Городской образовательный центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла».

 

По результатам экспертизы Контрольно-счётной палаты не приняты:

- решение городского Совета «Об утверждении положении «О денежном содержании и материальном стимулировании работников муниципального казённого учреждения «Жилищное управление города Орла»;

- решение городского Совета «О передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП города Орла «ЗЕЛЕНСТРОЙ»»;

- решение городского Совета «О согласовании предоставления права ограниченного пользования (сервитута) в отношении части земельного участка по ул. Тургенева, в районе дома №45а в кадастровом квартале №57:25:0010215»;

- решение городского Совета «О признании утратившими силу решений Орловского городского Совета народных депутатов» (Положение «О порядке осуществления муниципального контроля на территории города Орла», принятое решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.10.2010 г. № 69/1134-ГС);

- решение городского Совета «О законодательной инициативе в Орловский областной Совет народных депутатов по внесению изменений в статью 3 Закона Орловской области от 04.12.2015 г. №1884-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально- бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов»»;

- решение городского «О приостановлении действия пункта 1.1 Положения «О порядке предоставления в аренду муниципального имущества города Орла»,принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 16.12.2010 г. № 72/1163-ГС» и об отмене приостановления действия пункта 1.11 Положения «О порядке предоставления в аренду муниципального имущества города Орла»;

- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30.01.2020 г. №63/1057-ГС «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений»»;

- решение городского Совета «О реорганизации МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла»;

- решение городского Совета «О принятии Положения о порядке разработки и утверждения условий конкурса по продаже объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования «Город Орёл», контроля за их исполнением и подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий»;

- решение городского Совета «О передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие»»;

- решения Орловского городского Совета народных депутатов «О передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП города Орла «Банно-прачечное хозяйство»»;

- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 28.11.2019 г. №60/1025-ГС «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2020 г.» (в сентябре 2020 г.);

- решение городского Совета «О безвозмездной передаче муниципального земельного участка с кадастровым номером 57:25:0031127:276 в государственную собственность Орловской области»;

- решение городского Совета «О согласовании предоставления на праве ограниченного пользования (сервитут) части земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020314:56»;

- решение городского Совета «О безвозмездной передаче муниципального имущества в государственную собственность Орловской области» (бассейн школы № 51 с земельным участком).

 

В отчётном периоде проведены экспертизы 8-ми проектов постановлений администрации города Орла, в том числе: 2-х проектов об утверждении муниципальных программ, 6-ти проектов о внесении изменений в муниципальные программы. Как и прежде, основным замечанием является отсутствие финансово- экономического обоснования объёмов финансирования по каждому мероприятию программ, что препятствует проведению финансово-экономической экспертизы муниципальной программы, а именно, оценить правильность расчётов и достаточность бюджетных средств, необходимых на реализацию программы.

В 2020 году Контрольно-счётной палатой осуществлен комплекс экспертно- аналитических мероприятий по анализу и оценке отчёта администрации города Орла об исполнении бюджета города Орла за 2019 год.

В соответствии со ст. 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации:

-для подготовки заключения на отчёт об исполнении бюджета города Орла за 2019 год проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчётности 11 ГАБС и 3-х получателей бюджетных средств, по результатам которой в адрес руководителей направлены соответствующие заключения;

-проведена внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2019 год;

-подготовлены и направлены мэру города Орла и Главе администрации города Орла заключения на отчёт об исполнении бюджета города Орла за 2019 год.

 

В ходе проведения внешней проверки годовой бюджетной отчётности ГАБС и отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2019 год установлено соответствие показателей годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств данным отчёта об исполнении местного бюджета за 2019 год, а также была подтверждена достоверность отчёта об исполнении местного бюджета за 2019 год.

Одновременно был отмечен ряд недостатков и нарушений, основными из которых явились:

- невыполнение плана налоговых и неналоговых доходов на 422,0 млн. рублей;

- не исполнен план поступлений средств от продажи акций, находящихся в собственности городских округов, на 336,7 млн. рублей;

- неисполнение бюджетных обязательств за счёт средств городского бюджета на сумму593,5 млн. рублей;

- рост кредиторской задолженности перед бюджетными организациями, подлежащая оплате за счёт средств городского бюджета, в 1,5раза (с 651,1 млн. рублей до 952,3 тыс. рублей);

- превышение установленных ограничений предельного объёма муниципального долга на 68,9 млн. рублей.

 

В ходе внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств установлено превышение объёмов доведённых лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 163,5 млн. рублей, что нарушило ст.ст. 158, 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ.

Причиной принятия главными администраторами бюджетных средств сверхлимитных бюджетных обязательств явилось взыскание задолженности по страховым взносам на оплату труда по исполнительным листам и решениям налогового органа, что обусловлено недостатком ассигнований в бюджете города Орла.

Выявлен факт неправомерного расходования средств городского бюджета в сумме 1,1 млн. рублей на оплату работ, выполненных по содержанию автомобильных дорог, подлежащих оплате за счёт средств областного Дорожного фонда.

Практически по всем субъектам бюджетной отчётности установлен рост кредиторской задолженности по расходам, в связи с недофинансированием из бюджета.

Выявленные недостатки и нарушения не повлияли на достоверность Отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2019 год.

 

5. Результаты информационной и иной деятельности.

 

Информационная деятельность Контрольно-счётной палаты состоит в информировании органов местного самоуправления и населения муниципального образования о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В соответствии с Положением, в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности, Контрольно-счётная палата размещала на своём официальном сайте информацию о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, а также о принятых по ним решениях и мерах. В целях профилактики и недопущения впредь нарушений по использованию бюджетных средств, информация о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла, отчёты, где проанализированы итоги контрольных мероприятий, размещались в официальном публикаторе муниципальных правовых актов - «Орловская городская газета» и на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет»www.ksporel.ru, который действует с 2011 года.

В 2020 году 3 621 пользователь сети Интернет посетил официальный сайт Контрольно-счётной палаты.

Количество публикаций в средствах массовой информации, отражающих деятельность Контрольно-счётной палаты составило в отчётном году 112.

Как и в предыдущие годы, деятельность Контрольно-счётной палаты осуществлялась в тесном взаимодействии со всеми органами местного самоуправления, надзорными, правоохранительными, финансовыми, контролирующими и иными органами и организациями.

Контрольно-счётная палата принимала активное участие в работе комитетов Орловского городского Совета народных депутатов.

С целью взаимодействия в деле предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным и нецелевым использованием средств, муниципального имущества, в 2019 году Контрольно-счётная палата города Орла направляла материалы по результатам проведённых проверок в Управление ФСБ России по Орловской области, Прокуратуру Орловской области, Советского, Железнодорожного и Заводского районов города Орла, УМВД по г. Орлу, Следственное управление по Орловской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области для принятия мер реагирования.

В 2020 году продолжалась работа по межрегиональному и межмуниципальному сотрудничеству с другими контрольно-счётными органами. Контрольно-счётная палата города Орла является членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов России (СМКСО) и о результатах своей деятельности ежемесячно направляет свои отчеты Союзу контрольно-счётных органов, которые размещаются на его портале. Кроме того, Контрольно-счётная палата города Орла входит в состав Совета контрольно-счётных органов Орловской области. В 2019 году сотрудниками Контрольно-счётной палаты проведено 5 мероприятий, предусмотренных в плане Совета контрольно-счётных органов Орловской области.

В течение года совершенствовалась методологическая база проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вносились изменения и дополнения в методические материалы в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации, рекомендациями Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации, Союза МКСО и Совета контрольно-счётных органов Орловской области.

Необходимым условием эффективной работы органа внешнего финансового контроля является повышение профессионального уровня специалистов. В отчётном году 3 сотрудника Контрольно-счётной палаты города Орла приняли участие в обучающих семинарах, в том числе и в семинарах-конференциях по вопросам, связанным с реализацией федерального законодательства о закупочной деятельности.

 

В 2020 году проведено 25 заседаний Коллегии Контрольно-счётной палаты, на которых рассмотрены следующие вопросы: обсуждение и утверждение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандартов и методических рекомендаций по проведению внешнего финансового контроля, планов работы Контрольно-счётной палаты и ежегодных отчётов о проделанной работе.

 

С учётом требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля на территории города Орла Контрольно-счётная палата руководствуется действующим законодательством и стандартами внешнего муниципального финансового контроля.

Применение Стандартов в деятельности Контрольно-счётной палаты направлено на исполнение требований действующего законодательства и установление единых подходов, правил и процедур в процессе работы как по основным видам деятельности – проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, так и при организации деятельности Палаты.

Всем сотрудникам Контрольно-счётной палаты обеспечен доступ к нормативным, инструктивным, методическим, справочным и другим материалам, в том числе к материалам, размещённым на сайте Счётной палаты Российской Федерации и Ассоциации контрольно-счётных органов России, необходимым для использования в практической деятельности.

Задачи, определённые Планом контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2020 год выполнены.

На основе результатов деятельности Контрольно-счётной палаты в 2020 году и с учетом итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Коллегией Контрольно-счётной палаты 30 декабря 2020 года утвержден План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2021 год, в котором определены приоритетные направления контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности.

 

6. Основные задачи на 2021 год.

 

В 2021 году Контрольно-счётная палата продолжит совершенствование правового и методологического обеспечения контрольной и экспертно- аналитической деятельности при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля.

Как и в предыдущие годы, ключевыми направлениями деятельности Контрольно-счётной палаты будут являться анализ и контроль исполнения бюджета, контроль за ходом реализации муниципальных программ города Орла, за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и муниципального имущества, аудит в сфере закупок.

В 2021 году будет продолжено взаимодействие с правоохранительными органами. Тесное взаимодействие Контрольно-счётной палаты города Орла с органами УФСБ, прокуратуры и УВД при проведении контрольных мероприятий, взаимный обмен информацией о нарушениях законодательства способствует своевременному более эффективному их пресечению и предупреждению.

Контрольно-счётная палата города Орла продолжит работу по дальнейшему развитию сотрудничества и взаимодействия по вопросам совершенствования муниципального финансового контроля, взаимного обмена информацией и опытом со Счётной палатой Российской Федерации, Союзом МКСО, Советом контрольно- счётных органов Орловской области и контрольно-счётными органами других муниципальных образований.

В 2021 году в своей работе Контрольно-счётная палата продолжит начатый курс на использование более эффективных мер контроля преимущественно упреждающего, профилактического характера, направленных на снижение объёмов нарушений в финансово-бюджетной сфере.

 

 

Председатель Контрольно-счётной палаты города Орла Т.И. Успенская

 

Печать