официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла! Версия для слабовидящих ВКонтакте Одноклассники

Информация Контрольно-счётной палаты города Орла

 

Контрольно-счётной палатой города Орла в соответствии с Планом работы на 2020 год завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципальными учреждениями, предприятиями и акционерными обществами в 2019 г. (по объектам контрольных мероприятий, включённым в План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2019 г.)».

1. В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее по тексту – законодательство о контрактной системе) 176 закупок, размещенные МКУ «УКХ г. Орла», МБУК «Детский парк», МУП ТТП города Орла в 2018-2019 г. г. на общую сумму 1 391 328,3 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация о структуре применяемых способов закупок приведена в таблице.

 

Способы определения поставщика

Количество процедур, шт.

Сумма, тыс. руб.

Доля в общем объёме, %

Экономия по результатам

закупок, тыс. руб.

Электронный аукцион

88 1 259 874,3 90,55 22 934,7

Открытый конкурс

8 43 043,1 3,09 1 763,6

Запрос котировок

18 1 121,4 0,08 56,9

Закупка у единственного поставщика, без проведения конкурентных способов

62 87 289,5 6,28 0
Итого: 176 1 391 328,3 100,00 24 755,2

 

Основная доля объявленных закупок (65 % от общего объема закупок) приходится на закупки конкурентными способами – 114 закупок на сумму 1 304 038,8 тыс. рублей, из них 88 электронных аукционов (77%), 8 открытых конкурсов (7%) и 18 запросов котировок (16 %).

Из общего числа объявленных конкурентных процедур 61 закупка признана несостоявшейся или 53,5 % от общего числа закупок.

Основными причинами признания конкурентных процедур несостоявшимися являются: по окончании срока подачи заявок на участие в процедурах подана только одна заявка, принято решение комиссией о допуске к торгам только одного участника, а также на участие в процедурах не подано ни одной заявки.

Доля закупок, проверенных в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, победитель по которым определялся в результате проведения электронных аукционов, открытых конкурсов и запросов котировок, на участие в которых подано более 2-х заявок, на низком уровне – 53 закупки или 33 % от общего объёма проверенных закупок.

В 2018-2019 г. г. по результатам осуществления закупок было заключено 99 муниципальных контрактов (договоров) на общую сумму 1 173 787,2 тыс. рублей. Экономия по итогам осуществления закупок конкурентными способами составила 24 755,2 тыс. рублей. В разрезе заказчиков динамика экономии по итогам проверенных закупок составила: в МКУ «УКХ г. Орла» - 23 426,0 тыс. рублей или 2,9 %; в МУП ТТП города Орла – 1 329,2 тыс. рублей или 27 %; в МБУК «Детский парк» экономии не было. 

Сравнительная информация о заключенных муниципальных контрактах в зависимости от способа определения поставщика приведена в таблице.

 

Способы определения поставщика

Заключено контрактов (договоров), шт.

Общая цена контрактов (договоров), тыс. рублей

Доля в общем объёме, %

Конкурентная процедура

53 326 695,0 26

Закупка у единственного поставщика, в том числе по конкурентным процедурам признанным несостоявшимися

108 934 381,9 74
Итого: 161 1 261 076,9 100

По итогам 2018-2019 г. г. объём закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 934 381,9 тыс. рублей или 74 % от общего объёма заключённых контрактов (договоров), заказчиками заключено 108 муниципальных контрактов (договоров), в том числе 46 муниципальных контрактов по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.

По результатам контрольных мероприятий выявлено 201 нарушение законодательства о контрактной системе на общую сумму 532 917,6 тыс. рублей.

Нарушения законодательства о контрактной системе можно распределить по следующим этапам осуществления закупок:

- нарушения при организации закупок - 11 нарушений или 5 %;

- нарушения при планировании закупок – 106 нарушений или 53 %;

- нарушения при заключении и исполнении муниципальных контрактов – 84 нарушения или 42 %.

К наиболее типичным нарушениям законодательства о контрактной системе, выявленным в 2019 г., можно отнести следующие:

- в состав контрактной службы включены сотрудники, не имеющие соответствующего образования в сфере закупок (ст. 38 Федерального закона      № 44-ФЗ);

- нарушения при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее по тексту – НМЦК) (ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ);

- заключение муниципальных контрактов при отсутствии надлежащего обеспечения исполнения контракта (ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ);

- нарушения исполнения условий контрактов, в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчётов по контракту (ст. 101 Федерального закона № 44-ФЗ);

- неприменение заказчиком мер ответственности по контракту, а именно ненаправленные требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

Кроме того, объектами контрольных мероприятий в отдельных случаях:

- допускались нарушения при установлении размера штрафов в проектах муниципальных контрактов, а также в самих муниципальных контрактах (ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ);

- вносились изменения в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством (ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ);

- размещалась в ЕИС недостоверная информация и документы, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 30, 94, 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Также выявлены факты дробления закупок на более мелкие закупки (не выше 100,0 тыс. рублей) с целью уклонения от проведения конкурентных процедур.

В ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с обоснованием НМЦК.

Так, МКУ «УКХ г. Орла» при осуществлении закупок по содержанию скверов, парков, набережных рек, а также мест захоронения при обосновании НМЦК не учитывает положения Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567, так как используют коммерческие предложения не имеющие расчёт цен услуг и их объёмов необходимых для исполнения муниципальных контрактов, а также коммерческие предложения исполнителей, не обладающих опытом оказания данных услуг.

Кроме того, МКУ «УКХ г. Орла» заключались контракты без надлежащего обеспечения исполнения, а также без представления обеспечения контрактов, а именно: муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию улично – дорожной сети в городе Орле на сумму 100 000,0 тыс. рублей неправомерно заключён с единственным участником электронного аукциона при отсутствии обеспечения исполнения контракта, которое составляло 10 000,0 тыс. рублей.

Также Контрольно-счётной палатой города Орла выявлены нарушения, связанные с изменением существенных условий контракта.

Например, МКУ «УКХ г. Орла» в нарушение ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заключило дополнительное соглашение к муниципальному контракту на оказание услуг по содержанию и благоустройству городских кладбищ города Орла на 2018 г., на основании которого цена контракта уменьшена на 1 289,1 тыс. рублей и приведена в соответствие с доведёнными лимитами бюджетных обязательств, вместе с тем уменьшение цены контракта было обосновано уменьшением лимитов бюджетных обязательств, которого фактически не было.

По итогам проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла направлено 6 представлений объектам контроля (аудита). По фактам выявленных нарушений, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства о противодействии коррупции в части возможной согласованности действий и наличии взаимной заинтересованности сторон муниципальных контрактов материалы по 6 контрольным мероприятиям направлены в органы прокуратуры.

Материалы контрольных мероприятий направлены в Орловское УФАС России по признакам нарушения законодательства о контрактной системе, из них по состоянию на момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия по 6 нарушениям принято решение о нарушении законодательства о контрактной системе с наложением административных штрафов на 8 должностных лиц в общей сумме 180,0 тыс. рублей.

Выявленные нарушения и недостатки по результатам аудита в сфере закупок охватывают почти все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов, и говорят о том, что заказчики не принимают всех необходимых мер по обеспечению и защите интересов муниципального образования «Город Орёл».

Основными причинами выявленных нарушений и недостатков являются:

- недобросовестное отношение должностных лиц заказчиков, ответственных за ведение закупок, к исполнению возложенных на них обязанностей, а также недостаточная организация процесса закупок;

- недостаточное исследование рынка в целях определения НМЦК;

- при обосновании НМЦК не используют Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567;

- несоблюдение требований законодательства о контрактной системе;

- ненадлежащее исполнение заказчиками своих полномочий при принятии выполненных работ (оказанных услуг, поставки товаров);

- недостаточный уровень внутреннего контроля заказчиков за соблюдением законодательства о контрактной системе и ведомственного контроля в сфере закупок.

Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- осуществлять закупки преимущественно конкурентными способами, исключая дробление закупок;

         - при установлении НМЦК направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) запросы на предоставление ценовой информации с подробным описанием объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги и другое, направлять запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставки соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, а также использовать ценовую информацию из реестра контрактов, в части исполненных контрактов, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;

         - рассмотреть возможность применения предусмотренной п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ возможности снижения по соглашению с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, работы или услуги;

          - включать в муниципальные контракты обеспечение гарантийных обязательств;

- усилить контроль за осуществлением закупок, в том числе за приёмкой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

- повышать качество претензионной работы по контрактам, усилить контроль за своевременным предъявлением штрафных санкций, предусмотренных условиями контракта и действующим законодательством, в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- повышать уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля за соблюдением сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе, за соблюдением условий заключенных контрактов, в том числе сроков оплаты;

- усилить ведомственный контроль в отношении подведомственных заказчиков на всех этапах осуществления закупок;

- обеспечить соблюдение принципа профессионализма заказчика, установленного ст. 9 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно: принять меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.

 

2. В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц 117 закупок, размещенных МУП «Спецавтобаза», МПП ВКХ «Орёлводоканал», МУП ТТП г. Орла и МУП «Орёлбыт» в 2018-2019 г. г. на общую сумму 63 666,1 тыс. рублей.

Структура закупок, проведенных объектами аудита в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Федеральный закон № 223-ФЗ), по способам их осуществления характеризуется преобладанием закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно:

- 110 закупок на общую сумму 57 288,6 тыс. рублей или 90 % от общего объёма закупок.

- 7 закупок с применением конкурентных способов на общую сумму 6 377,5 тыс. рублей или 10 % от общего объёма закупок. По результатам для закупок заключено 6 договоров, экономия составила 652,4 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий выявлено 19 нарушений законодательства о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на общую сумму 23 579,2 тыс. рублей, а именно:

- несвоевременное размещение, а также не размещение в ЕИС информации и документов, размещение которой предусмотрено законодательством о закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – 12 нарушений или 63 %;

- заключение договоров поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг без применения конкурентных способов определения поставщика – 5 нарушений или 26 %;

- в договоры не включено обязательное условие об ответственности, предусмотренное положением о закупке товаров, работ, услуг - 2 нарушения или 11 %.

По результатам контрольных мероприятий объектам контроля (аудита) направлено 3 представления, которые в том числе содержат сведения о нарушениях законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, а также 3 обращения - в контрольный орган в сфере закупок товаров, работ, услуг. По 2 нарушениям Орловским УФАС России принято решение о нарушении законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц с наложением административного штрафа на должностных лиц в общей сумме 4,0 тыс. рублей.

Основными причинами выявленных нарушений служат недостатки в организации процесса закупок, формальное отношение заказчиков к планированию закупок, несоблюдение должностными лицами, ответственными за ведение закупок, положений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

Предложения по совершенствованию законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- осуществлять закупки преимущественно конкурентными способами путем проведения торгов (конкурс, аукцион, запрос котировок и др.);

- осуществлять в установленные сроки размещение в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению в соответствии с законодательством о закупках и Положениями о закупках;

- повышать уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля.

 

Материалы экспертно-аналитического мероприятия размещены в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru.

 

Печать