Календарь новостей
Полезные ресурсы
Российская федерация
Орловская область
Муниципальное образование «город Орёл»
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
№ 23/0334 - ГС от 29 апреля 2022 года
(принято на двадцать третьем заседании городского Совета)
Об отчёте о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2021 год
Рассмотрев отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2021 год, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Устава города Орла,
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:
1. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2021 год принять к сведению (прилагается).
2. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2021 год подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель городского Совета В. Ф. Новиков
Приложение к решению Орловского городского Совета народных депутатов от 29.04.2022 № 23/0334 - ГС
ОТЧЁТ
о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2021 год
Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла (далее по тексту – Контрольно-счётная палата, КСП, Палата) за 2021 год подготовлен в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьи 20 Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2012 №27/0483-ГС (далее – Положение).
1. Общие положения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Контрольно-счётная палата является постоянно действующим муниципальным органом внешнего финансового контроля и, исполняя свои полномочия, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, соблюдения профессиональной этики.
Контрольно-счётная палата города Орла образована и подотчетна Орловскому городскому Совету народных депутатов.
Самостоятельный и независимый статус Контрольно-счётной палаты обеспечивает объективную оценку результатов финансовой, хозяйственной деятельности, управления и распоряжения муниципальными средствами и муниципальным имуществом органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями города.
В настоящем отчёте отражены результаты деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла по реализации задач, возложенных на Палату Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Орла, Положением о Контрольно-счётной палате города Орла и иными муниципальными правовыми актами.
2. Основные итоги деятельности Контрольно-счётной палаты в 2021 году.
Контрольно-счётная палата города Орла в 2021 году осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность в целях контроля за исполнением бюджета города, за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Орла, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Приоритетными направлениями деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла в 2021 году являлись:
- предварительный контроль проектов муниципальных правовых актов города Орла;
- контроль за исполнением бюджета города Орла;
- контрольные мероприятия, проводимые в целях проверки использования средств бюджета города и муниципального имущества бюджетными и казенными учреждениями;
- аудит в сфере закупок;
- контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла;
- организация внутреннего контроля, профилактика и противодействие коррупции в Контрольно-счётной палате города Орла;
- совершенствование организации, планирования и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- участие в деятельности Союза муниципальных контрольно-счётных органов;
- развитие сотрудничества и повышение согласованности деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла с правоохранительными органами.
Деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла проводилась в соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты на 2021 год.
План работы составлен с учётом поручений Орловского городского Совета народных депутатов, предложений органов прокуратуры и плана работы Совета контрольно-счётных органов Орловской области.
Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществлялось в соответствии с требованиями федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, в том числе принятых Контрольно-счётной палатой города Орла стандартов внешнего муниципального финансового контроля.
Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счётной палаты города Орла в 2021 году в сравнении с 2020 годом.
млн. рублей
Показатели |
2020 год |
2021 год |
отклонения |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них: |
157 |
145 |
-12 |
-контрольных |
19 |
20 |
1 |
-экспертно-аналитических |
138 |
125 |
-13 |
Объём проверенных средств, всего (млн. руб.), в том числе: |
19 601,6 |
13 741,6 |
-5 860,0 |
- бюджетных средств |
19 382,5 |
11 895,5 |
-7 487,0 |
Выявлено нарушений (млн. руб.), в том числе: |
4 762,8 |
2 764,3 |
- 1 998,5 |
- нарушения при формировании и исполнении бюджета |
3 895,9 |
1 438,5 |
-2 457,4 |
-потери бюджета |
390,9 |
62,0 |
-328,9 |
-ущерб бюджета |
76,7 |
30,1 |
-46,6 |
-неправомерное использование средств |
15,6 |
28,5 |
12,9 |
-неэффективное использование средств |
64,8 |
129,1 |
64,3 |
-нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом |
285,3 |
558,7 |
273,4 |
-нарушения ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности |
4,0 |
27,6 |
23,6 |
-потери организаций |
1,4 |
|
-1,4 |
- нарушения действующего законодательства в сфере закупок |
5,0 |
193,2 |
188,2 |
-иные финансовые нарушения |
23,2 |
296,6 |
273,4 |
Направлено представлений, предписаний |
18 |
25 |
7 |
Устранено нарушений (млн. рублей) |
1 812,1 |
590,9 |
-1 221,2 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях сотрудниками Контрольно-счётной палаты города Орла |
2 |
8 |
6 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях по обращениям контрольно-счетного органа, направленным в уполномоченные органы |
8 |
5 |
-3 |
Привлечено должностных лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях |
6 |
7 |
1 |
Количество возбуждённых уголовных дел |
3 |
2 |
-1 |
В соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2021 год проведено 145 мероприятий, в том числе 20 контрольных мероприятий и 125 экспертно-аналитических мероприятий.
По различным вопросам проверено 18 объектов, в том числе 8 структурных подразделений Администрации города Орла, 3 органа власти, 6 муниципальных учреждений и 1 акционерное общество. Следует отметить, что отдельные объекты проверялись неоднократно.
Общий объём средств, охваченных проверками в 2021 году, составил 13 741,6 млн. рублей, в том числе бюджетных – 11 895,5 млн. рублей (с учётом средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств города Орла за 2020 год). Значительное сокращение объёма проверенных средств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года связан, в основном, с проверкой в 2020 году Реестра муниципального имущества города Орла.
В ходе проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены множественные нарушения и недостатки, которые связаны с нарушениями бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, о бухгалтерском учёте и других нормативных правовых актов при расходовании средств бюджета и использования муниципального имущества города Орла.
Установлено 282 нарушения норм действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов. Объём выявленных финансовых нарушений составил 2 764,3 млн. рублей (или 20,1 % от общего объёма проверенных средств), в том числе:
- нарушения при формировании и исполнении бюджета – 1 438,5 млн. рублей;
- нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом – 558,7 млн. рублей;
- нарушения действующего законодательства в сфере закупок – 193,2 млн. рублей;
- неэффективное использование средств на сумму - 129,1 млн. рублей;
- потери бюджета, организаций – 62,0 млн. рублей;
- ущерб бюджета – 30,1 млн. рублей;
- неправомерное использование средств – 28,5 млн. рублей;
-нарушения ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности – 27,6 млн. рублей;
- прочие нарушения и недостатки – 296,6 млн. рублей.
По сравнению с 2020 годом объём выявленных финансовых нарушений в 2021 году сократился.
Одним из действенных механизмов достижения результата выполнения возложенных на органы внешнего муниципального финансового контроля задач по обеспечению соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Российской Федерации, является привлечение к административной ответственности юридических и должностных лиц по фактам правонарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий.
В 2021 году Контрольно-счётная палата города Орла продолжила свою работу в части выявления нарушений с применением Кодекса об административных правонарушениях. С начала отчетного года в рамках имеющихся полномочий составлено 8 протоколов об административных правонарушениях, из которых:
- 4 протокола за непредставление сведений (информации);
- 2 протокола за невыполнение в установленный срок законного предписания, представления;
- 1 протокол за невыполнение муниципального задания;
- 1 протокол за нарушение порядка представления бюджетной отчетности.
По сравнению с 2020 годом количество составленных протоколов увеличилось в 4 раза.
За 2021 год по информациям Контрольно-счётной палаты о выявленных признаках нарушения законов о закупках товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами и закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Орловским УФАС возбуждено 5 дел об административных правонарушениях.
В целом по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 7 постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 45,0 тыс. рублей.
По материалам контрольных и экспертно – аналитических мероприятий как текущего, так и предыдущих лет в 2021 году возбуждено 2 уголовных дела, 6 человек привлечены к дисциплинарной ответственности.
Подробная информация о деятельности Контрольно-счётной палаты в 2021 году представлена в соответствующих разделах настоящего отчёта.
3. Контрольная деятельность.
За отчётный период проведено 20 контрольных мероприятий.
Основной тематикой проверок в указанном периоде являлись:
- целевое и эффективное использование бюджетных средств, осуществление закупочной деятельности – 7 мероприятий;
- проверка эффективности деятельности и использования переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества муниципальным предприятиям – 2 мероприятия;
- внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год – 11 мероприятий.
Контрольно-счётная палата города Орла в очередной раз отмечает, что к системным недостаткам, установленным в ходе контрольных мероприятий, относятся нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и доходами бюджета города Орла.
3.1. Краткий обзор осуществлённых контрольных мероприятий.
3.1.1. «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Орла» средств бюджета города Орла на капитальный ремонт моста «Дружба» через реку Ока в 2019 г. и прошедшем периоде 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Согласно постановлению Администрации города Орла функции заказчика по объекту «Капитальный ремонт моста «Дружба» через реку Ока в черте города Орла» без обоснования причин переданы от МКУ «УКХ г. Орла» МКУ «УКС г. Орла».
2) Передача полномочий повлекла за собой проведение новой процедуры торгов и, как следствие, удорожание работ за счёт пересчёта сметной стоимости с учётом индексов-дефляторов на 11 292,0 тыс. рублей.
3) По состоянию на 22.12.2020 г. все работы по капитальному ремонту моста «Дружба» выполнены в полном объёме. Мост «Дружба» принят в эксплуатацию. Диагностика сооружения после ремонта проведена подрядчиком за счёт средств МКУ «УКС г. Орла», получен Технический паспорт моста «Дружба», согласно которому общая оценка состояния мостового сооружения оценивается как хорошее (4 балла). Проведение диагностики непосредственно Заказчиком с применением конкурентных процедур определения исполнителя способствовало бы независимой и объективной оценке выполненных работ.
4) Установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 66 569,6 тыс. рублей на оплату работ по замене балок пролётных строений, в связи с использованием не новых, долго и неправильно хранившихся балок с дефектами, отсутствием документов, подтверждающих факт осуществления ремонта указанных балок, а также необходимостью выполнения дополнительных работ по постоянному мониторингу за состоянием балок и, тем самым, МКУ «УКС г. Орла» не достигнут наилучший результат с использованием определённого бюджетом города Орла объема средств.
5) Неправомерные расходы по устройству тротуаров, выполненные не в соответствии с проектно-сметной документацией составили 7 849,4 тыс. рублей. Кроме того, приемка и оплата МКУ «УКС г. Орла» непредусмотренных контрактом работ по устройству тротуаров с меньшим поперечным уклоном, невыявление в процессе приемки и после получения Технического паспорта от 30.11.2020 г. несоответствия фактически выполненных работ и работ, предусмотренных контрактом, и, как следствие, ненаправление МКУ «УКС г. Орла» ООО «Ремспецмост» предписания об устранении дефектов привело к освобождению подрядчика от работ по устранению дефектов и позволило подрядчику получить выгоду в размере стоимости работ по привидению поперечного уклона тротуаров в соответствие с проектной документацией и контрактом, а также суммы штрафа. Кроме того, перечисленные действия (бездействие) должностных лиц МКУ «УКС г. Орла» привели к нарушению прав и законных интересов муниципального образования «Город Орёл» и потерям бюджета города Орла.
6) МКУ «УКС г. Орла» согласовано, фактически проведено и оплачено устройство деформационных швов иного, не предусмотренного проектно-сметной документацией типа. Качество, технические и функциональные (потребительские свойства) фактически уложенных на мосту «Дружба» деформационных швов не являются улучшенными по сравнению с соответствующими характеристиками деформационных швов типа «Торма-Джойнт». Регулярно проступающая мастика и щебеночное заполнение, неровности, образующиеся выбоины, плавление вяжущих материалов при положительных температурах, свойственных для средней полосы России, подтверждают низкое качество деформационных швов, фактически уложенных на мосту. В результате противоправных действий должностных лиц МКУ «УКС г. Орла» муниципальному образованию «Город Орёл» причинён ущерб в сумме 8 515,5 тыс. рублей.
7) Не оприходованы возвратные материалы, полученные при производстве работ по капитальному ремонту моста «Дружба».
Эксплуатация моста «Дружба» подтвердила обоснованность выводов Контрольно-счётной палаты города Орла. Так, например, в результате приемки МКУ «УКС г. Орла» работ по устройству тротуаров, не соответствующих проектной документации, возникли дефекты, связанные с водоотводом. После многочисленных жалоб жителей на заброс воды и грязи на тротуары моста, несмотря на острый дефицит средств, из бюджета города Орла выделены средства в сумме 700 тыс. руб. на установку ограждения тротуаров моста «Дружба».
В конце прошлого года подрядчик отказался устранять выявленные дефекты деформационных швов, в связи с чем МКУ «УКС г. Орла» получил 85% банковского обеспечения исполнения гарантийных обязательств. Вместе с тем, данное обеспечение мизерное, составляет всего 2,7 млн. рублей или 1% цены муниципального контракта из возможных 10%. Данного обеспечения не хватит на устранение дефектов не только всего моста «Дружба», но даже на устранение дефектов деформационных швов, стоимость которых 8,5 млн. рублей.
По результатам проведённой Контрольно-счётной палатой города Орла проверки в отношении руководителя подрядчика – ООО «РЕМСПЕЦМОСТ» возбуждено уголовное дело.
Однако МКУ «УКС г. Орла» вместо того, чтобы принять действенные меры по устранению выявленных в результате проверки нарушений оспаривает в судебном порядке представление Контрольно-счётной палаты, что приводит к систематическому отвлечению сотрудников контрольно-счётного органа от проведения проверок, может привести к дополнительным расходам городского бюджета и другим негативным последствиям. До настоящего времени судебное разбирательство не завершено.
3.1.2. «Проверка эффективности деятельности Муниципального унитарного предприятия ритуально-обрядовых услуг города Орла и использования переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества в 2019 г. и прошедшем периоде 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)»;
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Согласно данным бухгалтерской отчётности по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2019 г. МУП РОУ получен убыток в сумме 3 725,0 тыс. рублей, за 9 мес. 2020 г. – убыток в размере 301,0 тыс. рублей. Отрицательным фактором, влияющим на убыточную финансово-хозяйственную деятельность предприятия является рост прочих расходов.
2) П ри снижении доходов кредиторская задолженность МУП РОУ постоянно увеличивается. На 01.01.2019 г. кредиторская задолженность составляла 5 050,0 тыс. рублей или 120,2 % к уровню 2018 г. На 01.10.2020 г. кредиторская задолженность возросла до 5 560,0 тыс. рублей, рост составил 510,0 тыс. рублей.
3) В отчёте предприятия о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности отсутствуют сведения о количестве проданных комиссионных ритуальных товаров и общего товарооборота. В суммовом выражении количество собственных услуг к уровню 9 месяцев 2019 г. уменьшилось на 3 757,1 тыс. рублей. Выручка от реализации собственных услуг за 9 месяцев 2020 года составила 26 315,0 тыс. рублей против 30 072,0 тыс. рублей за 9 месяцев 2019 года. Общий товарооборот за 9 месяцев 2020 года составил 63 725,8 тыс. рублей, т.е. реализация товаров и услуг собственного производства в общем товарообороте составляет 41,3%.
4) Неосновательное обогащение МУП РОУ в связи с безвозмездным использованием муниципальных земельных участков, а также потери бюджета города Орла в связи с неполучением доходов от арендной платы за землю в год составляют ориентировочно 387,45 тыс. рублей.
5) Потери бюджета города Орла от непередачи в муниципальную казну фактически неиспользуемых МУП РОУ помещений и последующей сдачи УМИЗ в аренду третьим лицам в 2019-2020 г.г. составили ориентировочно 5 575,92 тыс. рублей. В случае реализации УМИЗ указанных помещений доходы бюджета города Орла могли бы составить ориентировочно 30 465,12 тыс. рублей.
6) При осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), исключив возможность провести конкурентные способы закупки с целью экономии денежных средств, неэффективное расходование средств МУП РОУ в проверяемом периоде составляет 4 036,6 тыс. рублей.
7) Бухгалтерская отчётность МУП РОУ по состоянию на 31.12.2019 г. искажена и не даёт достоверное представление о финансовом положении предприятия на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период .
8) Обязательный ежегодный аудит бухгалтерской отчётности МУП РОУ по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2019 г. г. не проводился.
Установлены иные нарушения действующего законодательства.
3.1.3. «Проверка эффективности управления и распоряжения муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» муниципальными жилыми помещениями в 2019 г. и прошедшем периоде 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) МКУ УКХ не обладает достоверной информацией о количестве и общей площади принадлежащих ему на праве оперативного управления и сданных в наём муниципальных жилых помещениях, а также о суммах платы за наём, подлежащей перечислению в бюджет города Орла.
2) При планировании доходов бюджета города Орла по плате за наём Учреждение в 2019-2020 г.г. МКУ УКХ произвольно определяло количество и площадь муниципальных жилых помещений для расчёта платы за наём, что привело к существенному занижению размера прогнозируемых поступлений прочих доходов в бюджет города Орла (платы за наём) в 2019 – 2020 г.г., а именно: вместо 32 613,7 тыс. рублей в 2019 г. планируют 25 917,5 тыс. рублей или меньше на 6 733,06 тыс. рублей , вместо 30 446,64 тыс. рублей в 2020 г. планируют 24 523,3 тыс. рублей или меньше на 5 923,34 тыс. рублей.
3) МКУ УКХ, как администратор доходов бюджета города Орла, не исполняло в полном объёме бюджетные полномочия по контролю за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, не вело в полном объёме работу по взысканию задолженности по платежам в бюджет, начислению и взысканию пеней. В проверяемом периоде наниматели не оплачивали или несвоевременно оплачивали плату за наём 6 и более месяцев.
Потери бюджета города Орла по состоянию на 01.01.2021 г. только по 12 фактам составили 236,0 тыс. рублей.
4) Кредиторская задолженность по плате за наём с 01.07.2016 г. по 01.01.2021 г. увеличилась в 2,7 раза или на 14 518,54 тыс. рублей и составила 22 807,34 тыс. рублей; количество должников увеличилось в 1,8 раза или на 936 нанимателей и составило 2099 чел.
Длительное бездействие ответственных должностных лиц МКУ УКХ по взысканию задолженности по плате за наём муниципальных жилых помещений приводит к списанию указанной задолженности в связи с истечением срока исковой давности, и причинило ущерб бюджету города Орла по состоянию на 01.01.2021 г. в размере не менее чем 22 807,4 тыс. рублей.
5) Дебиторская задолженность по плате за наём ежегодно растёт. Так, за 5 лет (с 2016 г. по 2021 г.) она увеличилась на 17 418,6 тыс. рублей и составила 22 807,4 тыс. рублей .
6) Отсутствие своевременной претензионной работы с должниками МКУ УКХ и работы по выяснению причин её непогашения приводят к тому, что ежегодно составляемые Учреждением данные о дебиторской и кредиторской задолженности по плате за наем являются завышенными и соответственно недостоверны.
7) МКУ УКХ не исполняет возложенные на него полномочия по достоверному учёту муниципального жилищного фонда, не осуществляет его пообъектный бухгалтерский учёт, не осуществляет ежегодную пообъектную инвентаризацию жилого фонда, вследствие чего муниципальное образование «Город Орёл» не обладает достоверной информацией о количестве, характеристиках муниципальных жилых помещений. МКУ УКХ не производится своевременное списание снесённых аварийных жилых домов, а также приватизированных квартир, вследствие чего состав муниципального жилого фонда в учёте Учреждения и в Реестре муниципального имущества города Орла по состоянию на 01.01.2020 г. и на 01.01.2021 г. недостоверен.
8) Значительная часть свободных от проживания муниципальных квартир находится в неудовлетворительном санитарном и техническом состоянии, вследствие чего непригодны для проживания. МКУ УКХ не обеспечено надлежащее санитарное и техническое содержание свободных муниципальных жилых помещений, их сохранность и использование по назначению.
9) В нарушение ч. 1 ст. 153, ст. 155 Жилищного кодекса РФ, договоров найма отдельные наниматели специализированного (маневренного) жилого фонда несвоевременно вносят плату за наём, МКУ УКХ не принимало мер по расторжению договоров найма с нанимателями муниципального специализированного (служебного и маневренного) жилищного фонда в связи с невнесением платы за наём более 6 месяцев.
10) МКУ «УКХ г. Орла» неправомерно продолжало практику нарушения порядка приемки от подрядчиков и оплаты за счёт средств бюджета города Орла фактически невыполненных и некачественно выполненных ремонтных работ, а, следовательно, неэффективного расходования бюджетных средств и причинения ущерба местному бюджету:
- установлено неправомерное принятие и оплата МКУ «УКХ г. Орла» невыполненных работ на общую сумму 11,9 тыс. рублей.
- установлено некачественное выполнение работ по текущему ремонту муниципальных квартир на общую сумму 572,5 тыс. рублей.
Установлены иные нарушения действующего законодательства.
3.1.4. «Аудит в сфере закупок муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» товаров, работ, услуг по ремонту и реконструкции улично-дорожной сети города Орла в 2019 г. и прошедшем периоде 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Неэффективные расходы бюджета города Орла составили 38 019,7 тыс. рублей, в том числе оплата работ по ремонту улично-дорожной сети города Орла, не выдержавших гарантийные сроки, штрафов ГИБДД, причинённого материального ущерба из-за ненадлежащего содержания автодорог и т. д.
2) Неправомерные расходы бюджета города Орла составили 280,5 тыс. рублей, в том числе: оплата за счёт средств бюджета города Орла, а не за счёт подрядчика работ по уборке моста «Дружба» в период проведения капитального ремонта, оплата работ по ремонту колодцев ливневой канализации по ул. Ленина (в период гарантийного срока) при наличии обеспечения исполнения гарантийных обязательств.
3) МКУ «УКХ г. Орла» не исполняло полномочия по своевременному проведению ремонтных работ элементов улично-дорожной сети по ул. Ленина за счёт имеющегося обеспечения исполнения гарантийных обязательств в сумме 950,3 тыс. рублей.
4) Принятие должностными лицами МКУ «УКХ г. Орла» услуг по разработке сметной документации на ремонт отдельных объектов улично-дорожной сети города Орла без понижающих коэффициентов, привело к ущербу бюджету города Орла по состоянию на 01.05.2021 г. в сумме 958,2 тыс. рублей. При выполнении и оплате всех предусмотренных работ ущерб бюджету города Орла возрастёт до 6 355,1 тыс. рублей.
5) Нарушения порядка сдачи-приёмки выполненных работ по ул. Старо-Московская в 2018 году, не направление подрядчику мотивированного отказа от приёмки выполненных работ, отсутствие фиксации недостатков при выполнении работ привели к судебным разбирательствам и к ущербу бюджету города Орла в сумме 1090,4 тыс. рублей.
6) Не зарегистрировано право муниципальной собственности и право оперативного управления на автодороги общего пользования стоимостью 110 805,9 тыс. руб.
Установлены иные нарушения действующего законодательства.
3.1.5. «Проверка эффективности деятельности муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Орёлводоканал» и использования переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества в 2020 г. и прошедшем периоде 2021 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
В результате контрольного мероприятия установлено:
1) Основной вид экономической деятельности предприятия - водоснабжение и водоотведение приносит ему убытки в связи с превышением затрат по экономически обоснованным показателям, принятым в тарифах. Убытки МУПП ВКХ «Орёлводоканал» от реализации воды в 2020 г. составили 13932,0 тыс. рублей, от пропуска сточных вод - 14247,0тыс. рублей.
В 2020 г. расходы на оплату труда и начисления на фонд оплаты труда составили 69,6% от общей суммы административных расходов и 41,9% в общей сумме общепроизводственных расходов.
2) МПП ВКХ «Орёлводоканал» не ведёт раздельного бухгалтерского учёта расходов по капитальным вложениям в разрезе источников, в связи с чем не может подтвердить направление средств каждого источника на реализацию мероприятий инвестиционной программы.
3) Большая часть основных средств - 63% передана от УМИЗ и принята МУПП ВКХ «Орёлводоканал» по стоимости 1 рубль, в результате чего их стоимость в бухгалтерском учёте предприятия не соответствует реальной. Предприятие не воспользовалось правом переоценки принадлежащего ему муниципального недвижимого имущества. Стоимость принадлежащего МУПП ВКХ «Орёлводоканал» на праве хозяйственного ведения муниципального имущества занижена.
4) Ряд заключенных предприятием договоров исполнен подрядчиками с нарушением сроков выполнения работ. МУПП ВКХ «Орёлводоканал» не воспользовался правом требования уплаты неустойки, в связи с чем потери составляют 2780,4 тыс. рублей. Нарушение МУПП ВКХ «Орёлводоканал» сроков оплаты выполненных работ в случае обращения подрядчиков в судебные инстанции приведет к потерям в размере 101,0 тыс. рублей.
3.1.6. «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» средств бюджета города Орла на уборку парков, скверов и набережных в 2020 г. и прошедшем периоде 2021 г. (иные периоды - в случае необходимости)»
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) В настоящее время границы большинства скверов, парков и других зелёных зон не закреплены документально, земельные участки не выделены, не осуществлён их государственный кадастровый учёт, они не отнесены к землям рекреационного назначения, а находятся на землях общего пользования, без их выделения и отграничения от элементов улично-дорожной сети.
В проверяемом периоде санитарная уборка осуществлялась 57 объектов.
2) Недостоверные данные о площадях скверов, парков, зелёных зон, технических паспортов на набережные, достоверных данных о количестве зелёных насаждений, скамеек, урн и прочих элементов благоустройства привели к недостоверности расчётов потребности МКУ УКХ в бюджетных средствах на содержание парков, скверов и набережных.
3) МКУ УКХ неправомерно приняло и оплатило некачественно оказанные исполнителем услуги, при приёмке паспортов объектов не указало их количество, не проверило качество изготовления и содержание паспортов объектов. Неправомерное расходование МКУ УКХ средств бюджета города Орла на оплату некачественно оказанных услуг по муниципальному контракту, а также паспортов, дублирующих уже имеющиеся технические паспорта парков и скверов, составило 299,0 тыс. рублей.
МКУ «УКХ г. Орла» не осуществляет достоверный учёт и контроль за имуществом, переданным ему в оперативное управление; не владеет полной, актуальной, взаимоувязанной информацией о наименовании муниципального имущества и его характеристиках (данные об общей площади скверов, парков, зелёных зон и набережных, площади газонов, твёрдого покрытия и др.).
Непроведение УМИЗ и МКУ УКХ кадастровых работ по выделу скверов, парков, набережных и иных зеленых зон из земель общего пользования позволяет Учреждению произвольно устанавливать, в отдельных случаях завышать площади уборки данных объектов.
4) Общая сумма неправомерных расходов бюджета города Орла на содержание и уборку набережных рек Ока и Орлик составила 657,56 тыс. рублей, в том числе: за 2020 г. - 609,96 тыс. рублей, за 1-ое полугодие 2021 г. - 47,6 тыс. рублей.
5) МКУ УКХ неправомерно приняло и оплатило завышенные объёмы работ по санитарному содержанию парков и скверов на общую сумму 440,63 тыс. рублей.
6) В сметах, составленных МКУ УКХ к муниципальным контрактам, заключенным в 2020-2021 гг., операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами, неправомерно облагаются НДС (или коэффициентом 0,2, если контракт заключен с субъектом на упрощенной системе налогообложения), что привело к необоснованным расходам бюджета города Орла за период с 01.01.2020 г. по 01.07.2021 г. в сумме 70,6 тыс. рублей.
7) Допущены нарушения Федеральных законов: № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» выразившееся в искусственном дроблении закупок и оформлении самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничения, нарушениях и недостатках при планировании, обосновании НМЦК, исполнении муниципальных контрактов и контроле за их исполнением.
Установлены иные нарушения действующего законодательства.
3.1.7. «Проверка эффективности деятельности муниципального казённого учреждения «Служба технического обеспечения администрации города Орла» и использования переданного в оперативное управление муниципального имущества в 2020 г. и прошедшем периоде 2021 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
В результате контрольного мероприятия установлено:
1) МКУ «СТО» неэффективно исполняет бюджетные полномочия администратора доходов по начислению, учёту и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в связи с чем на 01.01.2021 г. задолженность по арендным платежам составила 902,6 тыс. рублей и возросла к уровню 2019 года в 2,5 раза. Претензионная работа МКУ «СТО» по взысканию арендных платежей проводилась неэффективно.
2) При формировании Учётной политики МКУ «СТО» не учтена специфика условий финансовой деятельности, структура, отраслевая принадлежность и другие особенности учреждения, не разработан рабочий план счетов бухгалтерского учёта применительно к своей деятельности.
3) Неэффективные расходы бюджета города Орла за 2020-2021 годы при исполнении муниципальных контрактов составили 287,1 тыс. руб., на приобретение бензоборудования и инвентаря сверх сметы учреждения 279,9 тыс. рублей.
4) Искажение данных бухгалтерского учёта в связи с отсутствием на балансе трёх объектов основных средств муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении составило 16 805,5 тыс. рублей.
5) Не проводилась переоценка основных средств в результате чего балансовая стоимость имущества ниже кадастровой стоимости в 9,4 раза.
Установлены иные нарушения и недостатки, в том числе действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг.
3.1.8. «Проверка целевого и эффективного использования муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла на 2018-2024 г.г.» в 2020 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) В 2020 году на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий и общественных пространств в рамках исполнения муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла на 2018-2024 г. г.» направлено 118 285,9 тыс. рублей, в том числе в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» - 37 373,7 тыс. рублей.
2) Установлено неправомерное использование бюджетных средств в сумме 3 445,4 тыс. рублей, в том числе:
- 2 994,0 тыс. рублей направлено на оплату работ, выполненных сверх утверждённого дизайн-проекта;
- 451,4 тыс. рублей направлено на оплату оборудования, наименование (модель, тип) которого не соответствует фактически установленному.
3) МКУ «УКХ г. Орла» допущено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 17 712,6 тыс. рублей, в том числе:
- 12 752,5 тыс. рублей направлено на оплату материалов, оборудования, малых архитектурных форм, установленных в сквере напротив завода «Стекломаш» и в сквере Комсомольцев. При этом, стоимость указанного оборудования в муниципальных контрактах не обоснована, определена произвольно, в том числе по части оборудования завышена. Качество отдельных установленных малых архитектурных форм не подтверждено сертификатами соответствия.
- 2 828,8 тыс. рублей направлено на оплату работ по установке систем видеонаблюдения (на общественной территории по ул. Рощинская между автомобильной дорогой и урочищем «Медведевский лес», в сквере Комсомольцев, в сквере напротив завода «Стекломаш»). При этом возможность их подключения к системе «Безопасный город» и передаче данных отсутствует.
- 2 131,3 тыс. рублей направлено на оплату работ, выполненных по муниципальным контрактам, заключённым без проведения конкурентных процедур.
4) В нарушение условий заключенных муниципальных контрактов МКУ «УКХ г. Орла» приняло работы на общую сумму 7 936,0 тыс. рублей без предоставления подрядчиком предусмотренного муниципальными контрактами обеспечения исполнения гарантийных обязательств.
5) МКУ «УКХ г. Орла» не использовало все предусмотренные законодательством права в интересах муниципального образования «Город Орёл»:
- работы, выполненные на сумму 3 236,8 тыс. рублей по 7 заключённым муниципальным контрактам с единственным поставщиком не предусматривают обеспечения исполнения гарантийных обязательств;
- ни в одном из 11-ти заключённых муниципальных контрактов не предусмотрен максимальный размер предоставления обеспечения исполнения гарантийных обязательств.
Установлены иные нарушения действующего законодательства.
3.1.9. « Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества № 2 города Орла» в 2020 г. и 9 месяцев 2021 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
1) Неправомерные расходы Центра за 2020 год и 9 месяцев 2021 года составили 8 181,8 тыс. рублей, из них в связи с завышением объёма показателей на выполнение муниципального задания на 2020 год – 5 325,3 тыс. рублей.
2) Неэффективные расходы Учреждения, связанные с завышением стоимости выполненных ремонтных работ составили 210,0 тыс. рублей.
3) Установлены потери Учреждения в общей сумме 1 308,7 тыс. рублей, в том числе от использования земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании Центра – 1 075,8 тыс. рублей.
Установлены иные нарушения и недостатки, в том числе действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг .
Отчёты о проведённых в отчётном периоде контрольных мероприятиях направлялись Контрольно-счётной палатой в Орловский городской Совет народных депутатов, информация о фактах нарушений, установленных в ходе проверок, – Мэру города Орла.
Контрольно-счётной палатой в 2021 году в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков направлено 25 представлений руководителям проверенных органов и организаций.
Контрольно-счётная палата города Орла осуществляет постоянный контроль за исполнением представлений и требует принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений. По результатам контрольных мероприятий помимо привлечения к административной ответственности, 6 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Меры, принятые по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счётной палаты в 2021 году:
1) Обеспечено устранение выявленных нарушений на сумму 590,9 млн. рублей.
2) Обеспечен возврат средств в сумме 14,8 млн. рублей.
Контроль за реализацией представлений Контрольно-счётной палаты города Орла, направленных по результатам контрольных мероприятий, осуществляется в текущем режиме, с учётом сроков, определённых в представлениях.
Контрольно-счётная палата города Орла регулярно информирует Орловский городской Совет народных депутатов о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер. Отчёты по результатам контрольных мероприятий рассматривались на профильных комитетах и на заседаниях Орловского городского совета народных депутатов.
В случае если при проведении контрольных мероприятий выявляются факты незаконного использования средств бюджета города Орла, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счётная палата города Орла в установленном порядке передаёт материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
В 2021 году в правоохранительные органы были направлены материалы по 9 контрольным и 1 экспертно - аналитическому мероприятию, а именно: в прокуратуры районов города Орла - 3, в УМВД России по городу Орлу - 10.
4. Экспертно-аналитическая деятельность.
Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла была направлена на предотвращение потенциальных нарушений и недостатков на стадии экспертизы проектов муниципальных правовых актов, их корректировки с точки зрения законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджета города Орла, муниципальной собственности, недопущения коррупционных проявлений.
В целях информирования органов местного самоуправления о выявленных нарушениях и недостатках, а также принятия своевременных мер по их устранению и предотвращению в дальнейшем результаты проведённых Контрольно-счётной палатой мероприятий внешнего финансового контроля направляются в городской Совет народных депутатов.
В отчётном периоде проведено 123 экспертно-аналитических мероприятий, из них 101 по экспертизе муниципальных правовых актов, и 22 иных экспертно-аналитических мероприятия.
По итогам всех проведённых в 2021 году экспертиз в адрес Мэра муниципального образования «Город Орёл», в городской Совет, другим субъектам правотворческой инициативы было направлено 89 заключений, содержащих не только замечания по рассмотренным документам, но и конкретные предложения, направленные на совершенствование муниципальных правовых актов, формируемой бюджетной отчётности, бюджетного процесса. Кроме того подготовлено 9 информационных писем и 25 аналитических записок с замечаниями и предложениями.
По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 279 предложений, из которых 193 были учтены при принятии решений.
В рамках контроля за формированием и исполнением бюджета города Орла реализовано 37 экспертно-аналитических мероприятий.
Так, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ Контрольно-счётная палата города подготовила и представила в Орловский городской Совет:
- 1 заключение о результатах внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2020 год;
- 2 заключения на проект бюджета города Орла на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
- 3 заключения на отчёты об исполнении бюджета города Орла за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2021 года;
- 7 заключений на проекты решений по поправкам в бюджет.
Кроме того, Контрольно-счётной палатой подготовлены 1 экспертно-аналитическое мероприятие по национальным проектам, 1 аналитическая записка по поправкам в бюджет, 2 аналитические записки по проекту бюджета, 8 аналитических записок по исполнению бюджета города Орла, 13 аналитических записок по вносимым изменениям в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и муниципального образования «Город Орёл» проведена экспертиза проекта решения «О бюджете города Орла на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», по результатам которой подготовлены заключения Контрольно-счётной палаты на проекты решения о бюджете в 1 чтении и 2-3 чтении.
В заключениях дана оценка и сделаны выводы о результатах формирования бюджета по доходам, расходам и дефициту, а также о состоянии муниципального долга города Орла, проанализированы итоги исполнения бюджета города за 9 месяцев 2021 года и ожидаемое исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в 2021 году.
Особое внимание уделено обоснованности расчётов прогнозируемых доходов и расходов, представленных к проекту бюджета.
При проведении экспертизы подтверждена обоснованность и достоверность планируемых налоговых поступлений.
Однако, обращено внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесёнными в Закон Орловской области «О налоге на имущество организаций», возникла необходимость рассчитать и учесть в бюджете города Орла на плановый период 2023 – 2024 годов доходы от налога на коммерческую недвижимость.
При анализе неналоговых доходов выявлено, что в расчётах прогнозных показателей доходов: от аренды муниципальных и неразграниченных земельных участков, от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, от платы за наём жилого помещения, от установки и эксплуатации рекламных конструкций не планировалось погашение дебиторской задолженности. В связи с чем было предложено уточнить планируемые показатели по указанным доходам на сумму реально возможных поступлений от уплаты имеющейся задолженности.
Указано на отсутствие обоснования планируемого показателя по доходам в виде дивидендов. Контрольно-счётной палатой отмечено, что проводимая УМИЗ дивидендная политика самая неэффективная форма использования муниципального имущества, в связи с чем необходимо либо принять меры по повышению доходности своих акций, либо приватизировать пакеты акций обществ, которые не являются имуществом, предназначенным для решения вопросов местного значения городского округа и (или) имеют низкую доходность.
В заключении на проект бюджета города Орла на 2022-2024 годы в 1-м чтении отмечено, что плановые показатели доходов от реализации муниципального имущества в рамках Федерального закона № 178-ФЗ, а также доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, основную часть которых даёт приватизация земельных участков одновременно с приватизацией расположенных на них зданий, строений и сооружений, были спрогнозированы на 2022 год в соответствии с проектом Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2022 год, который был отправлен на доработку в связи с отсутствием обоснования достоверной рыночной стоимости объектов и земельного участка, планируемых к приватизации в 2022 году, и обоснования не включения в План приватизации на 2022 год ряда объектов, нереализованных в 2021 году.
В заключении на проект бюджета города Орла на 2022-2024 годы во 2-3 чтении было указано, что в повторно внесённом Прогнозном плане приватизации на 2022 год доходы от приватизации дополнительно включённых в План приватизации здания администрации Советского района города Орла с земельным участком и пакета акций АО «ГК «Орёл-Отель» общей стоимостью 1 158,3 млн. рублей без каких либо обоснований и пояснений в прогнозируемые доходы от приватизации муниципального имущества города Орла на 2022 год Администрацией не включены.
Высказаны претензии по планированию доходов городского бюджета в виде платы за наём жилого помещения, так как по результатам контрольного мероприятия по проверке эффективности управления и распоряжения МКУ «УКХ г. Орла» муниципальными жилыми помещениями в 2019-2020 годах, установлены многочисленные нарушения, выразившиеся в отсутствии достоверного учёта муниципального жилищного фонда, а при планировании доходов бюджета по плате за наём количество и площадь муниципальных жилых помещений для расчёта платы за наём определялись МКУ «УКХ г. Орла» произвольно, что привело к существенному занижению размера прогнозируемых поступлений указанных доходов в бюджет города Орла. В связи с чем, было рекомендовано специально созданному для осуществления полномочий по управлению муниципальным жилищным фондом города Орла МКУ «Жилищное управление г. Орла» уточнить размер платы за наём жилых помещений.
В заключении на проект бюджета города Орла на 2022-2024 годы во 2-3 чтении был высказан ряд замечаний и предложений к текстовой части проекта решения о бюджете, а также в очередной раз обращено внимание на имеющиеся резервы по привлечению дополнительных доходов в бюджет города Орла и эффективному использованию муниципального имущества.
При анализе расходной части бюджета было установлено следующее:
- в проекте бюджета города Орла на 2022 год по оценке Контрольно-счётной палаты не учтены принятые расходные обязательства муниципального образования «Город Орёл» на общую сумму 1 269,2 млн. рублей, что противоречит статье 32 Бюджетного кодекса РФ;
- в нарушение статьи 37 Бюджетного кодекса не подтверждена обоснованность расходов на общую сумму 0,4 млн. рублей.
Контрольно-счётная палата города Орла приняла активное участие в работе согласительной комиссии по проекту бюджета города Орла на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов, по результатам которой основные замечания Контрольно-счётной палаты были устранены.
Качество исполнения бюджета напрямую зависит от правильного определения его плановых показателей. В отчётном периоде в бюджет города Орла на 2021 год изменения и уточнения вносились 9 раз.
Следует отметить, что в отчётном году проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в бюджет города Орла в большинстве случаев представлялись Администрацией города с нарушением установленного срока - за 14 рабочих дней до заседания Городского Совета. В результате, на проведение экспертизы зачастую представлялось крайне ограниченное время, что не всегда позволяло в полном объёме проводить финансово-экономическую экспертизу проекта решения и подготавливать заключение по её результатам.
Вместе с тем, Контрольно-счётной палатой проводился оперативный анализ изменений по разделам и статьям бюджетной классификации доходов и расходов бюджета, размера дефицита местного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, анализировалось текущее исполнение доходов и расходов бюджета, отмечались риски невыполнения плановых показателей по поступлению собственных доходов городского бюджета, что впоследствии могло привести к невыполнению принятых расходных обязательств МО «Город Орёл».
Вносимые в отчётном году изменения в бюджет города Орла касались в основном корректировки основных характеристик бюджета города Орла, перераспределения бюджетных средств по отдельным статьям расходов между главными распорядителями бюджетных средств по дополнительным основаниям, установленным в решении о бюджете, уточнением объёма целевых средств, поступивших из областного бюджета, перераспределением бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств.
В 2021 году дважды вносились поправки в бюджет по изменению налоговых и неналоговых доходов, в результате которых объём плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам увеличился незначительно, на 0,8 млн. рублей.
Кроме того в мае и июле отчётного года были внесены изменения в объёмы источника финансирования дефицита бюджета в виде средств от продажи акций, сократившие первоначальные плановые показатели на 0,33 млн. рублей (с 1,09 млн. рублей, до 0,76 млн. рублей).
По результатам проведённых экспертиз Контрольно-счётная палата в своих заключениях на предлагаемые изменения в бюджет указывала на следующие нарушения: отсутствие обоснований вносимых поправок в бюджет на общую сумму 130,4 млн. рублей; неправомерное увеличение расходов при отсутствии источников доходов – на 172,3 млн. рублей; отсутствие нормативных правовых актов на установление расходных обязательств – на 10,5 млн. рублей; неправомерное направление средств городского бюджета на исполнение государственных полномочий субъекта – на 0,61 млн. рублей и другие.
В рамках оперативного (текущего) контроля осуществлялся анализ ежеквартальных отчётов об исполнении бюджета города Орла. Ежеквартально Мэру города Орла и Председателю Орловского городского Совета народных депутатов представлялись заключения, в которых были проанализированы: полнота и своевременность поступлений доходов бюджета города Орла, кассовое исполнение бюджета в сравнении с утверждёнными показателями решением о бюджете, источники финансирования дефицита бюджета, муниципальный долг, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, выявлялись отклонения и нарушения, проводился их анализ и вносились предложения по их устранению.
Так, Контрольно-счётная палата указывала на:
- сокращение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объёме доходов бюджета города Орла и увеличение доли безвозмездных поступлений;
- негативную динамику поступления в бюджет в 2021 году неналоговых доходов, недостаточный объём поступлений налоговых доходов и неисполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета в виде продажи акций АО «Гостиничный комплекс «Орел-Отель».
Ежеквартально проводимый анализ дебиторской задолженности по неналоговым доходам устанавливал тенденцию к её росту, в связи с чем указывалось на недостаточный уровень претензионной работы главных администраторов доходов.
Неоднократно обращалось внимание на сложившуюся негативную практику по использованию остатков средств вышестоящих бюджетов на едином счёте бюджета в текущем году на исполнение городских полномочий, возврат которых производится администрацией города самостоятельно за счёт средств бюджета следующего года, в котором средства на возврат указанных средств не предусмотрены, что приводит к увеличению несбалансированности бюджета города Орла на очередной финансовый год.
Также обращалось внимание на недостаток средств в бюджете на исполнение принятых расходных обязательств, на рост кредиторской задолженности.
В сложившихся условиях Контрольно-счётная палата рекомендовала Администрации города Орла принять исчерпывающие меры по выполнению плановых показателей по доходным источникам, так как их невыполнение приведёт к неисполнению принятых расходных обязательств и росту кредиторской задолженности.
В отчётном периоде Контрольно-счётной палатой проведён ряд экспертно-аналитических мероприятий:
Так в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности расходов бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов на территории города Орла в 2020 году» были проанализированы причины сложившейся ситуации по исполнению мероприятий в рамках национальных проектов на основании представленной отчётности и информации. По результатам указанного экспертно-аналитического мероприятия:
- сделан вывод о том, что выделенные в 2020 году средства на реализацию муниципальных программ в рамках федеральных проектов в ряде случаев не использованы в связи с невыполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов либо с длительностью проведения конкурсной процедуры по определению подрядной организации. Данные факторы стали основными причинами недостижения плановых значений ряда показателей реализации федеральных проектов;
- в целях осуществления координации и контроля реализации национальных проектов в городе Орле, Администрации города Орла предложено принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок составления ежеквартального сводного отчёта о ходе реализации национальных проектов в городе Орле, предусматривающего вопросы финансовой обеспеченности, кассового исполнения, достижения показателей результативности, подробного анализа неисполнения с указанием причин.
По результатам экспертно - аналитического мероприятия «Анализ законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Орла на содержание муниципального казённого учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» в 2019 г., 2020 г. и прошедшем периоде 2021 г.» установлено:
1. В нарушение ст.ст. 158, 221 БК РФ Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, как ГРБС, на 2019 год, на 2020 год не утвержден единый Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет для подведомственных казённых учреждений, разработанный в соответствии с общими требованиями, установленными Приказом МФ РФ № 26н.
2. За 2019 год бюджетная смета Учреждения при плане 39 046,9 тыс. рублей исполнена в размере 37 886,9 тыс. рублей или 97,0 % от утвержденных назначений. При этом в бюджетную смету Учреждения 46 раз вносились изменения.
За 2020 год бюджетная смета Учреждения при плане 95 330,2 тыс. рублей исполнена в размере 56 121,7 тыс. рублей или 58,9 % от утвержденных назначений. При этом в бюджетную смету Учреждения 72 раза вносились изменения.
Уточненная смета на 2021 год на содержание МКУ УКХ утверждена в размере 98 513,5 тыс. рублей. За январь – март 2021 года расходы составили 14 529,0 тыс. рублей или 14,7 % к утвержденным в смете назначениям.
3. Численность Учреждения по состоянию на 01.01.2021 года по сравнению численностью на 01.01.2019 года сократилась с 71,5 до 67,5 единиц или на 4 единицы. При этом ежемесячный фонд оплаты труда сократился только на 16,5 тыс. рублей, что сопоставимо с ежемесячной заработной платой ведущего специалиста отдела МКУ УКХ.
4. Согласно ч. 13 ст. 14 Устава города Орла Орловский городской Совет народных депутатов определяет размеры и условия оплаты труда депутатов, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. В нарушение указанной нормы Устава, при отсутствии соответствующих полномочий «Положение о денежном содержании и материальном стимулировании работников МКУ «УКХ г. Орла» утверждено постановлением Администрации города Орла №4268 от 12.12.2012 г. Более того, в нарушение ст. 83 БК РФ при отсутствии источников финансирования Администрация города Орла систематически неправомерно вносит изменения в указанное Положение, увеличивая фонд оплаты труда работников МКУ «УКХ г. Орла».
5. В течение финансового года (2019 г.) по приказу руководителя работникам Учреждения устанавливались надбавки за сложность и напряженность труда. При этом, в нарушение постановления главы муниципального образования «Город Орёл» - Мэра города Орла от 20.02.2009 № 481 штатные расписания с учетом изменений надбавок за сложность и напряженность не утверждались и не согласовались.
6. Неправомерное использование МКУ «УКХ г. Орла» средств бюджета города Орла составило 1 466,4 тыс. рублей (на выплату надбавки за сложность и напряженность труда, материальной помощи, оплату труда незаконно принятым работникам, расходы на ГСМ).
7. Неэффективное использование МКУ «УКХ г. Орла» средств бюджета города Орла составило 2 214,6 тыс. рублей (на оплату труда в выходные и праздничные дни при отсутствии на эти цели ЛБО, обоснования и подтверждения выполнения работы, расходов по судебным искам, за совмещение).
Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены: руководителю МКУ «УКХ г. Орла», Мэру города Орла, председателю Орловского городского Совета народных депутатов, начальнику Управления городского хозяйства администрации города Орла, начальнику Финансово – экономического управления, начальнику УМВД России по городу Орлу.
Кроме того проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципальными учреждениями, предприятиями и акционерными обществами в 2020 г. (по объектам контрольных мероприятий, включённым в План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2020 г.)».
Контрольно-счётной палатой ежемесячно проводился анализ обоснованности внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Орла, по результатам которого оформлялась аналитическая записка. По результатам проведённых проверок внесённых изменений в сводную бюджетную роспись города Орла на 2021 год нарушений не установлено.
В рамках предварительного контроля Контрольно-счётной палатой в течение 2021 года подготовлено 68 заключение на проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов, в том числе на проекты нормативных правовых актов 27 заключений, и 7 заключений на проекты постановлений Администрации города Орла по муниципальным программам.
Экспертными исследованиями были охвачены вопросы, касающиеся расходных обязательств муниципального образования, предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счёт средств местного бюджета, приватизации муниципального имущества, предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование и других вопросов по использованию муниципального имущества.
Остаётся проблемой, препятствующей проведению качественной экспертизы, несоблюдение разработчиками проектов сроков их представления, отсутствие каких-либо расчётов и финансово-экономических обоснований или низкое качество финансово-экономических обоснований, не содержащих в полном объёме необходимых показателей и расчётов, а также отсутствие необходимых сведений для определения правовых оснований принятия представленных проектов решений.
Замечания и предложения по результатам проведения финансово-экономической экспертизы в основном были связаны с несоответствием отдельных положений проектов требованиям действующего законодательства, принятым нормативным правовым актам города Орла.
Ряд предложений Контрольно-счётной палаты был направлен на устранение существенных недоработок в рамках обоснований к проектам нормативных правовых актов, на предоставление разработчиками необходимых дополнительных пояснений и информации, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовленных документов.
Часть предложений Контрольно-счётной палаты учитывалась и дорабатывалась разработчиками проектов муниципальных правовых актов на стадии подготовки заключений.
В заключениях, подготовленных Контрольно-счётной палатой, в необходимых случаях, была дана оценка целесообразности принятия представленных проектов, давались рекомендации по их рассмотрению и принятию городским Советом.
С учётом замечаний Контрольно-счётной палаты приняты:
- решение городского Совета от 28 января 2021 № 7/0073-ГС «Об установлении коэффициентов категории арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, на территории муниципального образования «Город Орёл»»;
- решение городского Совета от 28 января 2021 № 7/0074-ГС «О внесении изменений в Положение «О заключении концессионных соглашений в отношении имущества муниципального образования «Город Орёл»;
- решение городского Совета от 25 февраля 2021 № 8/0083-ГС «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2012 № 22/0373-ГС «О введении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Орла»;
- решение городского Совета от 25 февраля 2021 № 8/0092-ГС «О согласовании возможности заключения концессионного соглашения по реконструкции недвижимого и движимого имущества и осуществлению деятельности по теплоснабжению и горячему водоснабжению с использованием объекта соглашения (котельная по ул. Часовая, 41а и тепловые сети)»;
- решение городского Совета от 24 июня 2021 № 12/0142-ГС «О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Орла»;
- решение городского Совета от 24 июня 2021 № 12/0141-ГС «Об оплате труда работников муниципальных казённых учреждений, наделённых полномочиями по осуществлению отдельных муниципальных функций»;
- решение городского Совета от 26 ноября 2021 № 16/0245-ГС «О принятии Положения «О муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Орёл»»;
- решение городского Совета от 29 октября 2021 № 15/0230-ГС «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2014 года № 56/1026-ГС «О Положении «О бюджетном процессе в городе Орле»;
- решение городского Совета от 21 декабря 2021 № 17/0263-ГС «Об утверждении Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников муниципального казённого учреждения «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений города Орла»;
- решение городского Совета «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2022 год» (декабрь 2021 г.);
По результатам экспертизы Контрольно-счётной палаты не приняты:
- решение городского Совета «О внесении изменений в Положение «О порядке предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества города Орла», принятое решением Орловского городского Совета народных депутатов от 16.12.2010 г. №72/1164-ГС» (по отмене моратория на передачу муниципальных нежилых помещений в безвозмездное пользование органам судебной власти);
- решение городского Совета «О принятии Положения о порядке выявления, учёта и оформления бесхозяйного недвижимого, движимого и выморочного имущества в собственность муниципального образования «Город Орёл»»;
- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 26 ноября 2020 года № 4/0048-ГС «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2021 год» (июнь 2021 г.);
- решение городского Совета «О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 26 ноября 2020 года № 4/0048-ГС «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2021 год» (сентябрь 2021 г.);
- решение городского Совета «О внесении изменений в Положение «О порядке предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества города Орла», принятое решением Орловского городского Совета народных депутатов от 16.12.2010 г. №72/1164-ГС» (по отмене моратория на передачу муниципальных нежилых помещений в безвозмездное пользование органам государственной власти);
- решение городского Совета «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2022 год» (октябрь 2021 г.);
- решение городского Совета «О согласовании размера платы за содержание жилого помещения»;
- решение городского Совета «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на 2022 год».
В отчётном периоде проведены экспертизы 7-ми проектов постановлений администрации города Орла, в том числе: 1-го проекта об утверждении муниципальной программы, 6-ти проектов о внесении изменений в муниципальные программы. Как и прежде, основным замечанием по проекту постановления администрации города Орла об утверждении муниципальной программы является отсутствие финансово-экономического обоснования объёмов финансирования по каждому мероприятию программ, что препятствует проведению финансово-экономической экспертизы муниципальной программы, а именно, оценить правильность расчётов и достаточность бюджетных средств, необходимых на реализацию программы.
По проектам постановлений администрации города Орла о внесении изменений в муниципальные программы устанавливались нарушения действующего законодательства в части: не представления заключения финансово-экономического управления администрации города Орла по вносимым изменениям в Программу, несоответствия объёма финансирования Программы объёмам финансирования, утверждённым решением о бюджете города Орла.
В 2021 году Контрольно-счётной палатой осуществлен комплекс экспертно-аналитических мероприятий по анализу и оценке отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2020 год.
В соответствии со ст. 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации:
-для подготовки заключения на отчёт об исполнении бюджета города Орла за 2020 год проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчётности 11 ГАБС и 2-х подведомственных учреждений, по результатам которой в адрес руководителей направлены соответствующие заключения;
-проведена внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2020 год;
-подготовлены и направлены мэру города Орла и председателю Орловского городского Совета народных депутатов заключения на отчёт об исполнении бюджета города Орла за 2020 год.
В ходе проведения внешней проверки годовой бюджетной отчётности ГАБС и отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2020 год установлено соответствие показателей годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств данным отчёта об исполнении местного бюджета за 2020 год, а также была подтверждена достоверность отчёта об исполнении местного бюджета за 2020 год.
Одновременно был отмечен ряд недостатков и нарушений, основными из которых явились:
- невыполнение плана налоговых и неналоговых доходов на 153,4 млн. рублей;
- не исполнен план поступлений средств от продажи акций, находящихся в собственности городских округов, на 1 093,3 млн. рублей;
- неисполнение бюджетных обязательств за счёт средств городского бюджета на сумму 936,1 млн. рублей;
- рост кредиторской задолженности перед бюджетными организациями, подлежащая оплате за счёт средств городского бюджета, на 2,5 % (с 952,3 млн. рублей до 975,7 тыс. рублей);
- превышение установленных ограничений предельного объёма муниципального долга на 173,8 млн. рублей.
В ходе внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств установлено превышение объёмов доведённых лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 118,8 млн. рублей, что нарушило ст.ст. 158, 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ.
Причиной принятия главными администраторами бюджетных средств сверхлимитных бюджетных обязательств явилось: взыскание в бесспорном порядке задолженности по страховым взносам на оплату труда, пеням, штрафам по исполнительным листам и решениям налогового органа, что обусловлено недостатком ассигнований в бюджете города Орла; принятие обязательств по энергосервисному контракту на основании актов о достигнутой доли экономии.
Практически по всем субъектам бюджетной отчётности установлен рост кредиторской задолженности по расходам, в связи с недофинансированием из бюджета.
Выявленные недостатки и нарушения не повлияли на достоверность Отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2020 год.
Необходимо также отметить, что по результатам внешней проверки бюджетной отчётности Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла за 2017 год Контрольно-счётной палатой было установлено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 1 377,4 тыс. рублей в виде авансов, выплаченных по субсидиям МУ ПАТП-1 - предприятию-банкроту, в результате чего у предприятия перед бюджетом города Орла образовалась задолженность на эту сумму. Только по нашей инициативе данная задолженность была включена в реестр требований кредиторов и в 2021 году указанные денежные средства были возвращены в бюджет города Орла в полном объёме.
5. Результаты информационной и иной деятельности.
Информационная деятельность Контрольно-счётной палаты состоит в информировании органов местного самоуправления и населения муниципального образования о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В соответствии с Положением, в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности, Контрольно-счётная палата размещала на своём официальном сайте информацию о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, а также о принятых по ним решениях и мерах. В целях профилактики и недопущения впредь нарушений по использованию бюджетных средств, информация о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла, отчёты, где проанализированы итоги контрольных мероприятий, размещались в официальном публикаторе муниципальных правовых актов - «Орловская городская газета».
В 2021 году 3 805 пользователь сети Интернет посетил официальный сайт Контрольно-счётной палаты.
Количество публикаций в средствах массовой информации, отражающих деятельность Контрольно-счётной палаты составило в отчётном году 132.
Как и в предыдущие годы, деятельность Контрольно-счётной палаты осуществлялась в тесном взаимодействии со всеми органами местного самоуправления, надзорными, правоохранительными, финансовыми, контролирующими и иными органами и организациями.
Контрольно-счётная палата принимала активное участие в работе комитетов Орловского городского Совета народных депутатов.
С целью взаимодействия в деле предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным и нецелевым использованием средств, муниципального имущества, в 2021 году Контрольно-счётная палата города Орла направляла материалы по результатам проведённых проверок в правоохранительные органы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области для принятия мер реагирования.
В 2021 году продолжалась работа по межрегиональному и межмуниципальному сотрудничеству с другими контрольно-счётными органами. Контрольно-счётная палата города Орла является членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов России (СМКСО) и о результатах своей деятельности ежемесячно направляет свои отчеты Союзу контрольно-счётных органов, которые размещаются на его портале. Кроме того, Контрольно-счётная палата города Орла входит в состав Совета контрольно-счётных органов Орловской области.
В течение года совершенствовалась методологическая база проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вносились изменения и дополнения в методические материалы в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации, рекомендациями Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации, Союза МКСО и Совета контрольно-счётных органов Орловской области.
Необходимым условием эффективной работы органа внешнего финансового контроля является повышение профессионального уровня специалистов. В отчётном году 3 сотрудника Контрольно-счётной палаты города Орла прошли обучение по различным программам профессионального развития (повышения квалификации).
В 2021 году проведено 20 заседаний Коллегии Контрольно-счётной палаты, на которых рассмотрены следующие вопросы: обсуждение и утверждение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандартов и методических рекомендаций по проведению внешнего финансового контроля, планов работы Контрольно-счётной палаты и ежегодных отчётов о проделанной работе.
С учётом требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля на территории города Орла Контрольно-счётная палата руководствуется действующим законодательством и стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
Применение Стандартов в деятельности Контрольно-счётной палаты направлено на исполнение требований действующего законодательства и установление единых подходов, правил и процедур в процессе работы как по основным видам деятельности – проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, так и при организации деятельности Палаты.
Всем сотрудникам Контрольно-счётной палаты обеспечен доступ к нормативным, инструктивным, методическим, справочным и другим материалам, в том числе к материалам, размещённым на сайте Счётной палаты Российской Федерации и Ассоциации контрольно-счётных органов России, необходимым для использования в практической деятельности.
Задачи, определённые Планом контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2021 год выполнены.
На основе результатов деятельности Контрольно-счётной палаты в 2021 году, с учётом предложений депутатов Орловского городского Совета народных депутатов и правоохранительных органов Коллегией Контрольно-счётной палаты 30 декабря 2021 года утвержден План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2022 год, в котором определены приоритетные направления контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности.
6. Основные задачи на 2022 год.
Основными задачами Контрольно-счётной палаты города Орла являются:
- формирование Плана работы исходя из возможности влияния результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на социально-экономическою ситуацию города Орла, управление муниципального имущества, целевое и эффективное использование бюджетных средств;
- предоставление в открытых источниках информации о своей деятельности;
- совершенствование нормативно-правового регулирования порядка осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Реализация данных задач способствует обеспечению устойчивого повышения роли Контрольно-счётной палаты в социально-экономическом развитии города Орла, предупреждению, пресечению и недопущению нецелевого и неэффективного расходования как средств городского бюджета, так и субсидий предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, а также муниципальным предприятиям.
К лючевыми направлениями деятельности Контрольно-счётной палаты будут являться анализ и контроль исполнения бюджета, контроль за ходом реализации муниципальных программ города Орла, за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и муниципального имущества, аудит в сфере закупок.
В 2022 году в своей работе Контрольно-счётная палата продолжит начатый курс на усиление контроля за полнотой и своевременностью принятия мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В 2022 году будет продолжено взаимодействие с правоохранительными органами, а также работа по дальнейшему развитию сотрудничества и взаимодействия по вопросам совершенствования муниципального финансового контроля, взаимного обмена информацией и опытом со Счётной палатой Российской Федерации, Союзом МКСО, Советом контрольно-счётных органов Орловской области и контрольно-счётными органами других муниципальных образований.