Календарь новостей
Полезные ресурсы
Российская федерация
Орловская область
Муниципальное образование «город Орёл»
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
№ 51/0777-ГС от 23 апреля 2024 года
(принято на пятьдесят первом заседании городского Совета)
Об отчёте о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2023 год
Рассмотрев отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2023 год, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Орла,
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:
1. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2023 год принять к сведению (прилагается).
2. Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2023 год подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Контрольно-счётной палаты города Орла в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель городского Совета В.Ф. Новиков
Приложение к решению Орловского городского Совета народных депутатов от 23.04.2024 №51/0777-ГС
ОТЧЁТ
о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла за 2023 год
Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла (далее по тексту – Контрольно-счётная палата, КСП, Палата) за 2023 год подготовлен в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» и статьи 20 Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 2012 №27/0483-ГС.
В отчёте отражена деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
1. Общие положения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» Контрольно-счётная палата является постоянно действующим муниципальным органом внешнего финансового контроля и, исполняя свои полномочия, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности, соблюдения профессиональной этики.
Контрольно-счётная палата города Орла образована и подотчётна Орловскому городскому Совету народных депутатов.
Самостоятельный и независимый статус Контрольно-счётной палаты обеспечивает объективную оценку результатов финансовой, хозяйственной деятельности, управления и распоряжения муниципальными средствами и муниципальным имуществом органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями города.
В настоящем отчёте отражены результаты деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла по реализации задач, возложенных на Палату Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», Уставом города Орла, Положением о Контрольно-счётной палате города Орла и иными муниципальными правовыми актами.
Контрольно-счётная палата города Орла обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
2. Основные итоги деятельности Контрольно-счётной палаты в 2023 году.
Контрольно-счётная палата города Орла в 2023 году осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность в целях контроля за исполнением бюджета города, за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Орла, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Как и в предыдущие годы, приоритетными направлениями деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла в отчётном 2023 году являлись:
- предварительный контроль проектов муниципальных правовых актов города Орла;
- контроль за исполнением бюджета города Орла;
- контрольные мероприятия, проводимые в целях проверки использования средств бюджета города и муниципального имущества бюджетными и казёнными учреждениями;
- аудит в сфере закупок;
- контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла;
- организация внутреннего контроля, профилактика и противодействие коррупции в Контрольно-счётной палате города Орла;
- совершенствование организации, планирования и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- участие в деятельности Союза муниципальных контрольно-счётных органов;
- развитие сотрудничества и повышение согласованности деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла с правоохранительными органами.
Деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла проводилась в соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты на 2023 год.
План работы составлен с учётом поручений Орловского городского Совета народных депутатов, предложений органов прокуратуры и плана работы Совета контрольно-счётных органов Орловской области.
Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществлялось в соответствии с требованиями федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, а также принятых Контрольно-счётной палатой города Орла стандартов внешнего муниципального финансового контроля.
Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счётной палаты города Орла в 2023 году в сравнении с 2022 годом.
млн. рублей
Показатели |
2022 год |
2023 год |
отклонения |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них: |
191 |
168 |
-23 |
-контрольных |
22 |
21 |
- 1 |
-экспертно-аналитических |
169 |
147 |
-22 |
Объём проверенных средств, всего (млн. руб.), в том числе: |
16 373,7 |
17 344,1 |
970,4 |
- бюджетных средств |
14 733,3 |
16 690,3 |
1 957,0 |
Выявлено нарушений (млн. руб.), в том числе: |
4 404,5 |
5 168,7 |
764,2 |
- нарушения при формировании и исполнении бюджета |
2 826,4 |
3 233,6 |
407,2 |
-потери бюджета |
7,5 |
114,7 |
107,2 |
-ущерб бюджету |
|
5,2 |
5,2 |
-неправомерное использование средств |
29,4 |
20,9 |
-8,5 |
-неэффективное использование средств |
61,3 |
93,6 |
32,3 |
-нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом |
551,6 |
1 365,3 |
813,7 |
-нарушения ведения бюджетного и бухгалтерского учёта, порядка составления отчётности |
557,5 |
144,3 |
-413,2 |
-потери организаций |
17,9 |
0,7 |
-17,2 |
- нарушения действующего законодательства в сфере закупок |
122,9 |
94,7 |
-28,2 |
-иные финансовые нарушения |
230,1 |
95,7 |
-134,4 |
Направлено представлений, предписаний |
18 |
19 |
1 |
Устранено нарушений (млн. рублей) |
1 477,8 |
4 158,0 |
2 680,2 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях сотрудниками Контрольно-счётной палаты города Орла |
1 |
7 |
6 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях по обращениям контрольно-счетного органа, направленным в уполномоченные органы |
4 |
5 |
1 |
Привлечено должностных лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях |
5 |
13 |
8 |
Количество возбуждённых уголовных дел |
4 |
3 |
-1 |
В соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2023 год проведено 168 мероприятий, в том числе 21 контрольное мероприятие и 147 экспертно-аналитических мероприятий.
По различным вопросам проверено 19 объектов, в том числе 7 структурных подразделений Администрации города Орла, 3 органа власти, 7 муниципальных учреждений, 1 муниципальное предприятие, 1 акционерное общество. Отдельные объекты проверялись неоднократно.
Общий объём средств, охваченных проверками в 2023 году, составил 17 344,1 млн. рублей, в том числе бюджетных – 16 690,3 млн. рублей (с учётом средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств города Орла за 2022 год).
В ходе проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены множественные нарушения и недостатки, которые связаны с нарушениями бюджетного законодательства, законодательства об управлении и распоряжении муниципальным имуществом, о бухгалтерском учёте и других нормативных правовых актов при расходовании средств бюджета и использовании муниципального имущества города Орла.
Установлено 396 нарушений норм действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов. Объём выявленных финансовых нарушений составил 5 168,7 млн. рублей (или 29,8 % от общего объёма проверенных средств).
По сравнению с 2022 годом объём выявленных финансовых нарушений в 2023 году возрос на 17,4% в связи с ростом нарушений при формировании и исполнении бюджета, что обусловлено существенным недостатком средств городского бюджета.
По материалам контрольных и экспертно – аналитических мероприятий как текущего, так и предыдущих лет в 2023 году возбуждено 3 уголовных дела, органами прокуратуры вынесено 3 представления Мэру города Орла, 13 человек привлечены к дисциплинарной ответственности.
Одним из действенных механизмов достижения результата выполнения возложенных на органы внешнего муниципального финансового контроля задач по обеспечению соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Российской Федерации, является привлечение к административной ответственности юридических и должностных лиц по фактам правонарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий.
В 2023 году Контрольно-счётная палата города Орла продолжила свою работу в части выявления нарушений с применением Кодекса об административных правонарушениях. С начала отчётного года в рамках имеющихся полномочий составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, из которых:
- 2 протокола за невыполнение муниципального задания;
- 3 протокола за нарушение порядка формирования муниципального задания;
- 2 протокола за невыполнение в установленный срок законного предписания, представления.
Кроме того, по итогам контрольных мероприятий Контрольно - счётная палата города Орла направляла в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Орловской области информацию о выявленных признаках нарушения законов о закупках товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами и закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. За 2023 год по информациям Контрольно-счётной палаты Орловским УФАС возбуждено 5 дел об административных правонарушениях.
Подробная информация о деятельности Контрольно-счётной палаты в 2023 году представлена в соответствующих разделах настоящего отчёта.
3. Контрольная деятельность.
За отчётный период проведено 21 контрольное мероприятие.
Основной тематикой проверок в указанном периоде являлись:
- целевое и эффективное использование бюджетных средств, осуществление закупочной деятельности – 8 мероприятий;
- проверка эффективности деятельности и использования муниципального имущества переданного в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям – 1 мероприятие;
- проверка эффективности управления акциями, находящимися в муниципальной собственности – 1 мероприятие;
- внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2022 год – 11 мероприятий.
Контрольно-счётная палата города Орла ежегодно, с завидным постоянством, в своих отчётах отмечает, что к системным недостаткам, установленным в ходе контрольных мероприятий, относятся нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и исполнения бюджета города Орла.
3.1. Краткий обзор осуществлённых контрольных мероприятий.
- «Проверка законности и эффективности использования МКУ «Объединённый муниципальный заказчик» средств бюджета города Орла на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети города Орла в 2021 - 2022 г.г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Отсутствовал должный контроль Заказчика за ходом выполнения работ по отдельным объектам, не проводилось освидетельствование значительной части скрытых работ, объёмы работ, указанные в актах о приёмке выполненных работ, не подтверждаются актами освидетельствования скрытых работ, что привело к неправомерным расходам бюджетных средств в сумме 237,9 тыс. рублей, неэффективным расходам бюджета в сумме 14 819,8 тыс. рублей.
2) Принятие должностными лицами МКУ «ОМЗ г. Орла» услуг по разработке сметной документации на ремонт отдельных объектов улично-дорожной сети города Орла без понижающих коэффициентов и последующее выполнение работ и их оплата привело к ущербу бюджету города Орла в сумме 5 238,3 тыс. рублей.
3) Неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети города Орла, несвоевременное устранение или неустранение Учреждением предписаний надзорных органов привело к систематическому предъявлению и оплате административных штрафов, возмещению материального ущерба, причинённого владельцам транспортных средств из-за дорожно-транспортных происшествий, произошедших в результате неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети города Орла, в связи с чем потери бюджета города Орла составили в 2021 году – 13 437,3 тыс. рублей, в 2022 году – 15 895,1 тыс. рублей
- «Проверка эффективности расходования МБДОУ «Детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению детей» города Орла средств на оплату труда и питание в 2022 году (иные периоды – в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) МБДОУ - Детский сад № 65 выделены субсидии в общей сумме 24 707,0 тыс. рублей, из них расходы на оплату труда с начислениями составили 18 337,4 тыс. рублей или 74,2 % от полученной субсидии.
2) В проверяемом периоде списочная численность воспитанников в отдельных группах превышала предельную наполняемость от 6% до 70 %.
3) Неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в сумме 1 475,9 тыс. рублей, в том числе:
- на оплату труда работника Учреждения за 2022г. по должности «заместителя заведующей по АХР» составило 537,1 тыс. рублей.
- на выплату в 2022 г. завышенной заработной платы «старшему воспитателю» не осуществляющему педагогическую деятельность, а выполняющему административно-методическую работу, составило 712,3 тыс. рублей;
- на выплату в 2022 г. незаконной стимулирующей выплаты вышеуказанным работникам составило 144, тыс. рублей.
- на оплату труда работника в должности «кастелянши» в размере 1 ставка за 2022 г. с учётом тарифного коэффициента в размере 1,07 составили 82 533,12 рублей.
4) Неправомерные расходы на оплату труда работников, занимающих должности сверх норматива, за 2022 г. составили 890,9 тыс. рублей, в том числе:
В 2022 г. штатная численность Учреждения завышена по 5 должностям (рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (РКОЗ), музыкальный руководитель, педагог – психолог, учитель-логопед, дефектолог-логопед, инструктор по физической культуре) на 4,5 ед. с 01.01.2022г. по 01.10.2022г. и на 5 ед. с 01.10.2022г.
5) При организации питания воспитанников сада не соблюдались нормы по минимальным среднесуточным наборам пищевой продукции, установленные СанПин, практически по всему перечню пищевой продукции, в связи с чем дети существенно недополучали большую часть продуктов перечня. Не соблюдались требования к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых продуктов, допускалась замена продуктов продуктами с более низкой пищевой ценностью и в недостаточном количестве.
6) Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла не исполняло в полном объёме полномочия учредителя по контролю за исполнением МБДОУ требований и рекомендаций действующего законодательства по установлению системы оплаты труда работников учреждений образования.
7) Цены на пищевые продукты по тринадцати муниципальным контрактам превышали среднерыночные цены по данным Орёлстата на 101,2% - 164,9%, а по отдельным контрактам с превышением в 1,6-5,6 раз.
8) Неэффективное расходование средств на организацию питания в 2022 г. составляло 3 754,9 тыс. рублей, в том числе за счёт субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 1 554,4 тыс. рублей; за счёт средств родителей – 2 200,5 тыс. рублей.
- «Проверка эффективности и целевого расходования МБУДО «Детская школа искусств №2 им. М. И. Глинки» субсидий на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг, на иные цели, и использования муниципального имущества в 2022 г. и прошедшем периоде 2023 г. (иные периоды – в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) В 2022 году учреждением не выполнено муниципальное задание по четырём программным показателям, в том числе:
-духовые и ударные инструменты на 43,1%;
-народные инструменты на 39,0%;
-струнные инструменты на 18,9%;
-фортепиано на 1,8%.
По трём из указанных показателей невыполнение превысило допустимое 10 % значение (духовые и ударные инструменты, народные инструменты, струнные инструменты).
2) Управлением культуры администрации города Орла не проведено уменьшение субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в связи с его невыполнением и не обеспечен возврат в бюджет города Орла остатка субсидии по недостигнутым показателям муниципального задания в сумме 2 644,9 тыс. рублей. Несмотря на то, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания определён согласно утверждённым нормативам затрат, Учредителем необоснованно заключены дополнительные соглашения, увеличивающие размер субсидии, в связи с чем излишне перечислено Учреждению субсидии в сумме 373,1 тыс. рублей.
3) Неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания составило 1 411,8 тыс. рублей (оплата штрафов, пеней, выплаты стимулирующего характера, назначенные с нарушением действующего законодательства).
- «Проверка эффективности финансово-хозяйственной деятельности Муниципального унитарного предприятия города Орла «Ритуально-обрядовые услуги г. Орла» за период 2021-2022 годы».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Неправомерное расходование бюджетных средств при выполнении муниципальных контрактов - 1 321,0 тыс. рублей. МКУ «Объединённый муниципальный заказчик г. Орла» оплатило МУП работы по уборке городских кладбищ без надлежащего документального подтверждения в размере 941,0 тыс. рублей. Кроме того, МУП РОУ неправомерно включило в акты выполненных работ завышенные объёмы убранных отходов на сумму 380,0 тыс. рублей.
2) В нарушение Федерального закона № 161-ФЗ, Положения «Об УМИЗ», Устава МУП РОУ без предварительного согласования с собственником имущества в проверяемом периоде заключены крупные сделки с 4 поставщиками и исполнителями на общую сумму 6 968,73 тыс. рублей, а именно: на передачу в собственность топлива с ООО «Нефтяной Терминал» (цена договора 1 182,80 тыс. рублей); на оказание услуг по содержанию и благоустройству кладбищ и воинских захоронений г. Орла с ООО «УРАРТУ» (цена договора 2 860,00 тыс. рублей); на поставку газа с ООО «Газпром межрегионгаз Орел» на сумму 425,93 тыс. рублей; на передачу электрической энергии с ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» (цена договора 2 500,00 тыс. рублей).
3) Фактически хозяйственная деятельность МУП РОУ направлена на получение дохода от реализации товаров сторонних предпринимателей для покрытия расходов на содержание административно-управленческого персонала, обеспечивая при этом интересы индивидуальных предпринимателей и обществ, производящих и реализующих ритуальную продукцию.
4) На предприятии в 2022 г. не соблюдался лимит остатка наличных денег в кассе на конец рабочего дня. В нарушение ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в кассовых документах отсутствуют первичные документы, подтверждающие приход и расход денежных средств в кассе предприятия (кассовые отчёты об открытии и закрытии смены с контрольно-кассовой техники и с терминалов эквайринга).
5) Систематически предприятием осуществляется бесконтрольное авансирование физических и юридических лиц за неоказанные услуги, что ведёт к росту дебиторской задолженности.
6) В нарушение п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» бухгалтерская отчётность МУП РОУ за 2022 г. не даёт достоверное и полное представление о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении.
В отчётности МУП РОУ отсутствуют сведения о товарообороте розничной торговли. Исходя из суммы денежного оборота, в 2022 г. выручка составила 68 121,9 тыс. рублей. Однако, в Отчёте о финансовых результатах за январь – декабрь 2022 г. выручка значится в сумме 40 475,0 тыс. рублей, то есть занижена на 27 646,9 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что финансовым результатом работы предприятия за 2022 г. является не убыток 3 701,0 тыс. рублей, как указано в отчётности МУП РОУ, а прибыль в сумме 22 658,9 тыс. рублей.
7) Обязательный ежегодный аудит бухгалтерской отчётности МУП РОУ по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2022 г. не проводился.
- «Проверка эффективности управления и распоряжения МКУ «Жилищное управление города Орла» муниципальными жилыми помещениями в 2022 г. и прошедшем периоде 2023 г. (иные периоды – в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) МКУ ЖУ не обладает достоверной информацией о количестве и общей площади принадлежащих ему на праве оперативного управления и сданных в наём муниципальных жилых помещениях, а также о суммах платы за наём, подлежащей перечислению в бюджет города Орла. Учреждением не организован своевременный, достоверный и полный учёт муниципального жилищного фонда, в том числе специализированного (служебного и маневренного) жилищного фонда.
Своевременно и в полном объёме не заключает договоры найма специализированного жилищного фонда, при наличии законных оснований не осуществляет своевременное взыскание задолженности по плате за наём и расторжение договоров найма специализированного жилищного фонда.
2) Неправомерные действия должностных лиц МКУ ЖУ по применению неутверждённого размера платы за найм, по неприменению порядка расчёта, установленного Положением Орловского городского Совета народных депутатов, усреднению платы за наём без учёта месторасположения, качества и благоустройства жилого помещения привели к занижению плановых поступлений платы за наём и соответственно доходов городского бюджета за период с 01.04.2022г. по 01.06.2023 г. ориентировочно на 12 698,51 тыс. рублей.
3) Постоянный значительный рост задолженности населения по плате за наём свидетельствует о том, проводимая МКУ ЖУ работа по взысканию задолженности недостаточна и безрезультативна.
Дебиторская задолженность нанимателей в проверяемом периоде составляла: по состоянию на 01.01.2022 г. она составляла 2 174,4 тыс. рублей, на 01.01.2023 г. - 8 482,7 тыс. рублей; на 01.05.2023 г. - 10 983,6 тыс. рублей.
В нарушение ч. 1 ст. 153, ст. 155 Жилищного кодекса РФ, отдельные наниматели муниципального жилищного фонда, в том числе специализированного (маневренного) жилого фонда, несвоевременно вносят плату за наём. МКУ ЖУ не принимало мер по расторжению договоров найма с нанимателями муниципального специализированного (служебного и маневренного) жилищного фонда в связи с невнесением платы за наём.
4) Неэффективное расходование бюджетных средств на оплату работ на оплату работ по устройству наружной электропроводки в жилом помещении и по очистке от мусора 17-ти муниципальных жилых помещений по двум муниципальным контрактам ООО «Азимут» в сумме 547,5 тыс. рублей.
5) МКУ ЖУ в период с марта по сентябрь 2022 года приобретено 25 жилых помещения из расчёта цены за 1 кв. м. в размере 80,00 тыс. рублей.
Жилые помещения приобретены из расчёта цены за 1 кв. м. без учёта года ввода в эксплуатацию многоквартирных домов от 1960 года по 2020 год. Например, жилые помещения по адресу: ул. Комсомольская, д. 255, кв. 58, 3 этаж – 1960 год постройки; ул. Маринченко, д. 4, кв. 5, 2 этаж – 1964 год постройки; ул. Паровозная, д. 60, кв. 58 – 1973 год постройки; ул. 60 - летия Октября, д. 17, кв. 17, 5 этаж – 1980 год постройки; ул. Бурова, д. 30, кв. 78, 10 этаж – 1988 год постройки; ул. Кукушкина, д. 5, кв. 47, 1 этаж – 1996 год постройки; ул. Раздольная, 90, кв. 23, 4 этаж – 2008 год постройки; ул. Алроса, д. 2, кв. 28 - 2014 год постройки; ул. Раздольная, д. 11, кв. 84, 7 этаж – 2020 год постройки.
Исходя из статистических данных о средней стоимости за 1 кв. м. общей площади жилого помещения улучшенного качества на вторичном рынке жилья в Орловской области в 2022 году и стоимостью за 1 кв. м. общей площади жилого помещения, установленной в 25 муниципальных контрактах в 2022 году завышение цен составило не менее 11 918,04 тыс. рублей, что привело к потерям бюджета в указанной сумме.
Завышение цен по муниципальным контрактам на приобретение приводит к приобретению меньшего количества жилых помещений, и как следствие к меньшему количеству обеспечения детей-сирот жильём, что особенно важно при том, что на период проверки у 232 детей-сирот возникло право на получение жилого помещения, но не реализовано.
Проверкой установлено, что для предоставления квартир детям-сиротам МКУ ЖУ приобретено в проверяемом периоде 9 жилых помещений в домах со сроком постройки от 30 до 60 лет, которые имеют высокий риск перехода в разряд аварийных и подлежащих сносу или реконструкции, что нарушает ст. 34 Бюджетного кодекса РФ и привело к неэффективному использованию бюджетных средств в общей сумме 23 976,00 тыс. рублей.
По муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для детей-сирот, заключенных с разными физическими лицами, обеспечения исполнения контрактов по 10 муниципальным контрактам оплачены Абросимовым Евгением Вячаславовичем, который вместе с Джинчарадзе Ириной Станиславовной и Добычиной Анжелой Анатольевной является учредителем ООО «СОРАН+», и по 17 муниципальным контрактам оплачены Джинчарадзе Ириной Станиславовной, которая является генеральным директором и учредителем ООО «Цитадель – Плюс».
6) Допущены нарушения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившиеся в искусственном дроблении закупок и оформлении самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничения, нарушениях и недостатках при планировании, обосновании НМЦК, исполнении муниципальных контрактов и контроле за их исполнением.
- «Проверка эффективности управления акциями Акционерного общества «Гостиничный комплекс «Орёл-Отель», находящимися в муниципальной собственности, правильности определения, своевременности и полноты поступления дивидендов в бюджет города Орла в 2022 г. и прошедшем периоде 2023 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Потери бюджета города Орла в связи с нарушением порядка расчёта дивидендов и нарушениями в бухгалтерском учёте составили 12 601,1 тыс. рублей, в том числе за 2021 г. - 7 560,2 тыс. рублей, за 2022 г. - 5 040,9 тыс. рублей.
2) Неправомерные расходы АО «ГК «Орёл-Отель»» составили 1 385,4 тыс. рублей, в том числе: содержание арендованного автомобиля - 885,7 тыс. рублей; завышение стоимости работ по ремонту асфальтобетонного покрытия внутри дворовой территории гостиницы «Орёл» - 499,7 тыс. рублей.
3) Потери АО «ГК «Орел-Отель» составили 11 549,0 тыс. рублей, в том числе: в связи с отсутствием арендных отношений в отношении 2-х объектов недвижимости - 10 446,8 тыс. рублей; от оказания услуг по прачечной обработке текстильных изделий по завышенным ценам - 831,7 тыс. рублей.
4) Неэффективные расходы АО «ГК «Орел-Отель» составили 159,82 тыс. рублей.
5) Нарушения в бухгалтерском учёте привели к искажению отдельных показателей годовой бухгалтерской отчётности Общества за 2021, 2022 г.г.
- «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на благоустройство территории, прилегающей к МАУК «Культурно – досуговый центр «Металлург» города Орла», в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» и муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла на 2018-2024 г.г.».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к МАУК «Культурно-досуговый центр «Металлург» города Орла», предусмотрено на 2022 год муниципальной программой «Формирование современной городской среды на территории города Орла», утверждённой постановлением Администрации города Орла от 16.02.2018 г. № 763 (далее по тексту – Программа). Ответственный исполнитель Программы – Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла. МКУ «ОМЗ г. Орла» являлся соисполнителем Программы.
2) В рамках исполнения мероприятия Программы МКУ «ОМЗ г. Орла» заключён муниципальный контракт на сумму 82 695,8 тыс. рублей. Фактически выполнено и оплачено работ на сумму 73 359,6 тыс. рублей. В связи с отсутствием необходимости и мотивированным отказом Заказчика от приёмки работ не выполнено работ на сумму 9 336,2 тыс. рублей (вырезка сухих ветвей деревьев, устройство газонов, монтаж сценического комплекса, устройство светодиодного фонтана, установка игрового и спортивного оборудования (МАФ)).
3) Установлено неправомерное использование средств в сумме 27 124,9 тыс. рублей в том числе:
- на оплату фактически не уложенной тротуарной плитки «тротуарная плитка вибропрессованная производства Braer Cити Color Mix Туман 600*300*80» и «тротуарная плитка вибропрессованная производства Braer Старый город Ланд Хаус Color Mix Песчаник» в размере 16 187,7 тыс. рублей;
- на оплату работ, качество материалов по которым не подтверждено документально в сумме 1 371,6 тыс. рублей;
- на оплату фактически невыполненных работ по посадке кизильника горизонтального в размере 229,4 тыс. рублей.
Не выполнив в полном объёме работы по разработанному проекту благоустройства территории, прилегающей к МАУК «Культурно-досуговый центр «Металлург» города Орла» на сумму 9 366,2 тыс. рублей, в нарушение условий муниципальной программы МКУ «ОМЗ г. Орла» неправомерно направило неиспользованные средства в указанном размере на приобретение детского и спортивного оборудования. При этом часть оборудования на сумму 5 138,8 тыс. рублей была установлена на объекте только за счёт средств бюджета города Орла через 6 месяцев после его приобретения, а часть оборудования в сумме 4 197,5 тыс. рублей на объекте отсутствует.
4) Неэффективные расходы на оплату работ, качество которых не выдержало гарантийные сроки, составили 6 257,8 тыс. рублей.
- «Проверка эффективности и целевого расходования Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Дом детского творчества № 3 города Орла» субсидий на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг, на иные цели, и использования муниципального имущества в 2022 г. и 1 полугодие 2023 г. (иные периоды – в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлены:
1) Неправомерные расходы МБУ ДО «Дом детского творчества № 3 города Орла» за 2022 год и 6 месяцев 2023 года в сумме 4 799,7 тыс. рублей
В нарушение Соглашений о предоставлении субсидии из средств бюджета города Орла на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 28.12.2021 г. №15/БУ-36-20, от 26.12.2022 г. №15/БУ-36-20 неправомерное расходование Учреждением средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а также средств от приносящей доход деятельности, с учётом начислений составило 3 618,69 тыс. рублей, в том числе:
- 2 025,52 тыс. рублей на выплату заработной платы заместителю директора по АХР и «персональной надбавки» заместителю директора по УВР;
- 232,41 тыс. рублей на выплату 5-ти работникам стимулирующей надбавки «за заведование отделом» при отсутствии отделов в структуре Учреждения;
- 256,23 тыс. рублей на выплату 5-ти работникам стимулирующей надбавки «за обеспечение доставки документации в сторонние организации»;
- 290,35 тыс. рублей на выплату работникам Учреждения стимулирующих выплат «за администрирование официального сайта учреждения», «за выполнение работ по размещению информации об учреждении на официальных сайтах», «за администрирование официальных групп учреждения в социальных сетях» и на выплату стимулирующей выплаты за «монтаж и цифровую обработку имеющегося материала»;
- 796,2 тыс. рублей на содержание выставочного зала по адресу пер. Почтовый д. 8.
Кроме того, при отсутствии нормативных затрат на оказание муниципальных работ Управлением образования, спорта и физической культуры администрации города Орла неправомерно включены в Соглашение с Домом детского творчества № 3 от 28.12.2021 №15/БУ-36-20 субсидии на оказание муниципальной работы в размере 1 181,1 тыс. рублей.
2) Неэффективные расходы на оплату труда в размере 962,6 тыс. рублей.
3) Потери Учреждения в объёме 688,2 тыс. рублей, из них безосновательное предоставление помещения – 275,1 тыс. рублей, уплата штрафных санкций – 413,1 тыс. рублей.
- «Проверка эффективности и целевого расходования МБУК «Орловский муниципальный драматический театр «Русский стиль» им. М. М. Бахтина» субсидий на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг, на иные цели, и использования муниципального имущества в 2022 г. и прошедшем периоде 2023 г. (иные периоды – в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлены:
1) Неправомерные расходы в сумме 1 555,3 тыс. рублей, в том числе:
- оплата мероприятий, проводимых в 2022 году на безвозмездной основе (бесплатные мероприятия, по партнёрским отношениям) не за счёт платных услуг, а за счёт средств субсидии на выполнение муниципального задания в размере 1 423,3 тыс. рублей;
- оплата по заключённым в 2022 и 2023 годах гражданско-правовым договорам на оказание услуг по тендерному сопровождению на общую сумму 132,00 тыс. рублей.
2) Потери Театра в результате уплаты штрафных санкций за нарушение сроков оплаты по договорам в 2022 и в 2023 годах в размере 23,7 тыс. рублей.
- «Проверка эффективности расходования МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» города Орла средств на оплату труда и питание в 2022 г. и прошедшем периоде 2023 г. (иные периоды - в случае необходимости)».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) МБДОУ - Детский сад № 11 выделены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания: в 2022 г. в общей сумме 14 838,1 тыс. рублей, из них расходы на оплату труда с начислениями 14 098,7 тыс. рублей или 95,0% от полученной субсидии; за 9 месяцев 2023 г. в сумме 10 888,5 тыс. рублей, из них расходы на оплату труда работников Учреждения с начислениями за счёт средств субсидии составили 10134,7 тыс. рублей или 93,1% от полученной субсидии.
2) В проверяемом периоде списочная численность воспитанников в двух группах превышала предельную наполняемость на 25% и на 41 %.
3) В 2022 г. штатная численность Учреждения завышена по 5 должностям (рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (РКОЗ), музыкальный руководитель, педагог – психолог, учитель-логопед, дефектолог-логопед, инструктор по физической культуре) на 4,75 ед. с 01.01.2022г. по 01.10.2022г. и на 3,75 ед. с 01.10.2022г. по 01.11.2023г.
Фонд оплаты труда Учреждения в проверяемом периоде завышен на 1 768,0 тыс. рублей, в том числе: в 2022 г. 965,5 тыс. рублей, за 10 месяцев 2023г. на 802,5 тыс. рублей.
Неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оплату труда работников, занимающих указанные должности, сверх норматива за проверяемый период составило 1 768,0 тыс. рублей.
4) В проверяемом периоде при организации питания воспитанников сада не соблюдались нормы по минимальным среднесуточным наборам пищевой продукции, установленные СанПин, практически по всему перечню пищевой продукции. При этом воспитанники существенно недополучали или не получали совсем по 11 наименованиям продуктов перечня, в связи с чем неэффективное расходование средств на организацию питания в 2022 г. составило 1 270,7 тыс. рублей, в том числе за счёт субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания – 521,4 тыс. рублей; за счёт средств родителей – 749,3 тыс. рублей.
5) При организации питания воспитанников сада не соблюдались нормы по минимальным среднесуточным наборам пищевой продукции, установленные СанПин, практически по всему перечню пищевой продукции.
6) Кредиторская задолженность за проверяемый период по расчётам за продукты питания увеличилась более чем в 2 раза, в том числе за счёт: бюджетных средств в 1,2 раза, за счёт средств родительской платы почти в 3 раза.
- «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Детский сад (ясли) по ул. Ливенская в г. Орле».
По результатам контрольного мероприятия установлено:
1) Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Детский сад (ясли) по ул. Ливенской в г. Орле» предусмотрено муниципальными ведомственными программами г. Орла на 2020-2026 г.г., ответственным исполнителем которых являлся МКУ «Управление капитального строительства г. Орла» до 17.08.2022 г., с 18.08.2022 г. – МКУ «Объединённый муниципальный заказчик г. Орла».
2) В результате выполнения мероприятий указанных программ введён в эксплуатацию законченный строительством объект общей стоимостью
217 145,7 тыс. рублей, в том числе:
-здание детского сада площадью 3708,0 кв.м, вместимостью 105 человек (дети возрастом от 1 года до 3-х лет);
-здание котельной площадью 28,3 кв. м;
-здание канализационной насосной станции площадью 1,8 кв.м.
3) Неэффективное использование бюджетных средств составило 5 659,2 тыс. рублей, в том числе:
- произведено расходование бюджетных средств в сумме 1 590,6 тыс. рублей на оплату работ, выполненных ООО «СК «Альянс», результаты которых не могли быть использованы в полной мере при дальнейшей работе по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта;
- осуществлена оплата работ в размере 3 121,3 тыс. рублей за ратоты, качество которых не выдержало гарантийные сроки;
- приобретено оборудование в общей сумме 947,3 тыс. рублей, качество которого не подтверждено документально, а также по ценам выше среднерыночных.
4) Нарушение порядка ведения бухгалтерского учёта установлено в сумме 10 657,8 тыс. рублей (не отражение по счетам бухгалтерского учёта и в годовом отчёте предоставленного обеспечения исполнения гарантийных обязательств, нарушение порядка списания неустойки).
5) Нарушения порядка определения стоимости отдельных инвентарных объектов муниципального имущества составили 196,8 тыс. рублей.
Отчёты о проведённых в отчётном периоде контрольных мероприятиях направлялись Контрольно-счётной палатой в Орловский городской Совет народных депутатов, информация о фактах нарушений, установленных в ходе проверок, – Мэру города Орла.
Контроль за реализацией представлений Контрольно-счётной палаты города Орла, направленных по результатам контрольных мероприятий, осуществляется в текущем режиме, с учётом сроков, установленных законом.
При поступлении от органов местного самоуправления и их структурных подразделений информации о результатах рассмотрения представлений, а также ответов на информационные письма Контрольно-счётной палаты города Орла, осуществляется анализ принятых решений и мер. Данный анализ показал, что, как и в предыдущие годы, проверяемые органы и организации, структурные подразделения Администрации города Орла, исполняющие полномочия учредителей, главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета города Орла, в ряде случаев, вместо принятия действенных мер, способных устранить выявленные нарушения и недостатки, не допустить их в будущем, продолжают практику формального «отписывания» по результатам рассмотрения представлений Контрольно-счётной палаты города Орла.
Непринятие должных мер к лицам, допустившим нарушения, приводят к негативным последствиям и ухудшению экономического состояния муниципальных учреждений и предприятий.
Контрольно-счётная палата города Орла регулярно информирует Орловский городской Совет народных депутатов о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер. Отчёты по результатам контрольных мероприятий рассматривались на профильных комитетах и на заседаниях Орловского городского совета народных депутатов.
4. Экспертно-аналитическая деятельность.
Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла была направлена на предотвращение потенциальных нарушений и недостатков на стадии проведения экспертизы проектов муниципальных правовых актов, их корректировки с точки зрения законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджета города Орла, муниципальной собственности, недопущения коррупционных проявлений.
Контрольно-счётной палатой проведение экспертно-аналитических мероприятий осуществлялось в форме предварительного, текущего и последующего контроля, что обеспечивает непрерывность контроля на всех стадиях бюджетного процесса – формирования и исполнения городского бюджета, а также позволяет исследовать причины и последствия нарушений и недостатков.
В отчётном периоде проведено 147 экспертно-аналитических мероприятий, из них 113 по экспертизе муниципальных правовых актов, и 34 иных экспертно-аналитических мероприятия.
По итогам проведённых в 2023 году экспертиз в адрес Мэра города Орла, городского Совет, структурных подразделений Администрации города – разработчиков проектов было направлено 113 заключений, содержащих не только замечания по рассмотренным документам, но и конкретные предложения по устранению нарушений и потенциальных рисков, относящихся к деятельности объектов контроля.
Кроме того, подготовлено 13 информационных писем и 19 аналитических записок с замечаниями и предложениями.
По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 279 предложений, из которых только 99 были учтены при принятии решений. Многие предложения были направлены на совершенствование бюджетного процесса и усиление контроля за эффективным использованием муниципального имущества.
На предварительном этапе бюджетного процесса в области внешнего финансового контроля Контрольно-счётная палата наделена исключительными бюджетными полномочиями, без реализации которых невозможна легитимность обсуждения и принятия проекта бюджета, его корректировка и утверждение отчёта о его исполнении. В рамках исполнения бюджетных полномочий в 2023 году подготовлено 20 заключений:
- 1 заключение о результатах внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2022 год;
- 3 заключения на проект бюджета города Орла на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
- 3 заключения на отчёты об исполнении бюджета города Орла за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2023 года;
- 13 заключений на проекты решений по поправкам в бюджет.
Кроме того, Контрольно-счётной палатой подготовлены 1 аналитическая записка по проекту бюджета, 3 аналитических записки и 3 информационных письма по исполнению бюджета города Орла, 1 аналитическая записка по поправкам в бюджет, 13 аналитических записок по вносимым изменениям в сводную бюджетную роспись.
При проведении экспертизы проекта решения «О бюджете города Орла на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» были рассмотрены вопросы соответствия проекта решения требованиям бюджетного законодательства, проведён анализ общих параметров проекта бюджета, проведена оценка обоснованности расчётов налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, оценка обоснованности и достаточности объёмов бюджетных ассигнований по планируемым расходам бюджета города.
При анализе неналоговых доходов выявлено, что в расчётах прогнозных показателей доходов: от аренды муниципальных и неразграниченных земельных участков, от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, от платы за наём жилого помещения не учитывалось погашение дебиторской задолженности. В связи с чем было предложено уточнить планируемые показатели по указанным доходам на сумму реально возможных поступлений от уплаты имеющейся задолженности.
Высказаны претензии по планированию доходов в виде платы за наём жилого помещения, не учитывающих погашение дебиторской задолженности по плате за наём, которая ежегодно только растёт. Причём темпы её наращивания в 2,1 раза выше, чем у МКУ «УКХ г. Орла», что свидетельствует о крайне неэффективной работе МКУ «Жилищное управление г. Орла» по взысканию задолженности.
По результатам проведённого Контрольно-счётной палатой контрольного мероприятия по проверке эффективности управления и распоряжения МКУ «ЖУ г. Орла» муниципальными жилыми помещениями в 2022-2023 годах сделан вывод о том, что создание МКУ «ЖУ г. Орла» и передача ему полномочий по учёту и управлению муниципальным жилищным фондом не дало положительного результата по полному, достоверному учёту муниципального жилищного фонда; по учёту и контролю за правильностью и полнотой исчисления платы за наём, полнотой и своевременностью осуществления указанных платежей в бюджет, взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Контрольно-счётной палатой в очередной раз обращено внимание на низкую доходность находящихся в муниципальной собственности городского округа акций акционерных обществ. Отмечено, что доходы в виде дивидендов по акциям запланированы на 2024 год в незначительных размерах. Например, АО «Гостиничный комплекс «Орёл-Отель», стоимость акций которого оценена в один миллиард рублей, поступления дивидендов на 2024 год запланированы в размере 500,0 тыс. рублей, При этом, по результатам контрольного мероприятия установлено, что в нарушение. Порядка управления находящимися в собственности муниципального образования «Город Орёл» акциями акционерных обществ при расчёте дивидендов АО «ГК «Орёл-Отель» за 2021 год, 2022 год и 1 полугодие 2023 года из суммы чистой прибыли неправомерно исключены денежные средства, направленные на благотворительность, что повлекло занижение размера поступлений дивидендов в бюджет города Орла в указанные годы и занижение прогнозного показателя на 2024 год.
Поступления от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, запланированы на 2024 год с уменьшением к 2023 году на 35,9 %.
Из 9-ти муниципальных унитарных предприятий отчисления части чистой прибыли планируются только по 4-м предприятиям, из них традиционно наибольший объём отчислений запланирован МУП «Аптека № 2» – 2,7 млн. рублей или 90,9 % от прогнозируемой суммы поступлений в бюджет.
По остальным предприятиям планируются платежи в незначительных размерах (от 24,0 до 225,0 тыс. рублей), что свидетельствует о неэффективной деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Контрольно-счётная палата неоднократно указывала на убыточную деятельность муниципальных предприятий, которые либо вообще ничего не перечисляют в бюджет, либо перечисляют незначительные суммы, при этом получая доходы от сдачи в аренду неиспользуемых в уставной деятельности помещений, находящихся у них в хозяйственном ведении.
Например, МУП «Орёлбыт», получая ежегодно доходы от аренды порядка 1,0 млн. рублей, перечисляет в бюджет лишь 10,0 - 36,0 тыс. рублей.
В заключении Контрольно-счётной палаты указано на необходимость активизировать работу по инвентаризации заключенных договоров о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование в целях возможности его дальнейшей передачи из казны в аренду на конкурсной основе или продаже.
Отмечено, что на настоящий момент в безвозмездном пользовании у немуниципальных организаций находится 17 336,0 кв.м. (32 %) муниципальных помещений.
С 2019 года решением городского Совета введены ограничения на предоставление в безвозмездное пользование нежилых муниципальных помещений организациям немуниципальной формы собственности в связи с тяжёлым финансово-экономическим положением МО «Город Орёл» и отсутствием дополнительных источников доходов.
За счёт перевода на аренду ряда учреждений Орловской области, ранее размещающихся в нежилых муниципальных помещениях на основании договоров безвозмездного пользования, за период 2019 год – 9 месяцев 2023 года получен доход в бюджет в сумме 32,0 млн. рублей (в среднем 6,4 млн. рублей в год).
В настоящее время финансово-экономическое положение МО «Город Орёл» и состояние бюджета города Орла не улучшилось: местный бюджет продолжает находиться в тяжёлом финансовом положении; продолжается рост кредиторской задолженности бюджета – в период введения моратория (на 01.07.2019 г.) она составляла 716,4 млн. рублей, по состоянию на 01.01.2024 г. – 1 395,1 млн. рублей; отсутствуют дополнительные источники доходов; средств, выделяемых из областного бюджета, недостаточно для обеспечения реальной сбалансированности бюджета города Орла.
Несмотря на это, главный администратор доходов УМИЗ администрации города Орла вместо изыскания дополнительных источников доходов продолжает вносить проекты решений, предусматривающие расширение категорий организаций немуниципальной формы собственности, которым могут предоставляться муниципальные нежилые помещения в безвозмездное пользование, что свидетельствует о невыполнении УМИЗ его основных функций.
В заключении на проект бюджета города Орла на 2024-2026 годы во 2-3 чтении был высказан ряд замечаний и предложений к текстовой части проекта решения о бюджете.
При анализе расходной части бюджета было установлено следующее:
- в проекте бюджета города Орла на 2024 год по оценке Контрольно-счётной палаты не были учтены принятые расходные обязательства муниципального образования «Город Орёл» на общую сумму 3 190,3 млн. рублей, что противоречит статье 32 Бюджетного кодекса РФ;
- в нарушение статьи 37 Бюджетного кодекса РФ недостаточно обоснованы и требуют уточнения размеры ассигнований по расходам бюджета на общую сумму 75,2 млн. рублей, в том числе: на разработку проектной документации и монтаж автоматической противопожарной сигнализации в МБУ образования – 64,0 млн. рублей; на проектные работы по капитальному ремонту зданий общеобразовательных школ №№ 6, 20 и 26 - 8,4 млн. рублей и здания МБУ ДО «ДШИ № 2 им. М. И. Глинки» - 2,2 млн. рублей; на мероприятия по территориальной обороне – 0,6 млн. рублей;
- в нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания (утв. постановлением Администрации города Орла от 16.12.2015 № 5625), Порядка предоставления из бюджета города Орла субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания… (утв. постановлением Администрации города Орла от 25.01.2021 № 224) размер потребности в ассигнованиях на 2024 год на выплату МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» субсидий на выполнение муниципального задания в сумме 62,8 млн. рублей рассчитан и неправомерно включён в проект бюджета города не на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, а на основании утверждённых единичных расценок.
Контрольно-счётная палата города Орла приняла активное участие в работе согласительной комиссии по проекту бюджета города Орла на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов, по результатам которой основные замечания Контрольно-счётной палаты были устранены.
В рамках оперативного (текущего) контроля осуществлялся анализ ежеквартальных отчётов об исполнении бюджета города Орла, по результатам которого подготовлены и направлены заключения Мэру города Орла и Председателю Орловского городского Совета народных депутатов.
В заключениях были проанализированы: полнота и своевременность поступлений доходов бюджета города Орла, кассовое исполнение бюджета в сравнении с утверждёнными показателями решением о бюджете, источники финансирования дефицита бюджета, муниципальный долг, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, выявлялись отклонения и нарушения, проводился их анализ и вносились предложения по их устранению.
Так, Контрольно-счётная палата указывала на:
- сокращение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объёме доходов бюджета города Орла и увеличение доли безвозмездных поступлений;
- недостаточный объём поступлений собственных доходов и наличие рисков неисполнения утверждённых показателей;
- неисполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета в виде продажи акций АО «Гостиничный комплекс «Орел-Отель»;
- низкий уровень исполнения расходов;
- значительный ежегодный рост расходов бюджета города Орла на исполнение судебных актов и приобретение жилья гражданам по решению судов, 75,5 % в которых занимают расходы на выплату выкупной стоимости за жилое помещение физическим лицам-собственникам помещений по решениям судов. При этом, источники для компенсации указанных расходов в бюджете города отсутствуют, что приводит к несбалансированности бюджета города Орла, в связи с чем Контрольно-счётная палата рекомендовала Администрации города Орла для решения этой проблемы обращаться к Правительству Орловской области по вопросу увеличения городу Орлу объёма дотаций.
Ежеквартально проводимый анализ дебиторской задолженности по неналоговым доходам устанавливал тенденцию к её росту, в связи с чем указывалось на недостаточный уровень претензионной работы главных администраторов доходов.
Обращалось внимание на необходимость возврата до конца текущего года на единый счёт бюджета города Орла остатков средств, привлечённых с казначейских счетов бюджетных и автономных учреждений города на исполнение городских полномочий.
Также обращалось внимание на недостаток средств в бюджете на исполнение принятых расходных обязательств, на рост кредиторской задолженности.
В сложившихся условиях Контрольно-счётная палата рекомендовала Администрации города Орла принять исчерпывающие меры по выполнению плановых показателей по доходным источникам, так как их невыполнение приведёт к неисполнению принятых расходных обязательств и росту кредиторской задолженности.
В отчётном периоде в бюджет города Орла на 2023 год изменения и уточнения вносились 13 раз.
Все проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в решение о бюджете города Орла по сложившейся за последние годы негативной практике представлялись Администрацией города с нарушением установленного срока. В результате на проведение экспертизы было крайне ограниченное время, что не позволяло в полном объёме проводить финансово-экономическую экспертизу проекта решения, а в ряде случаев не позволило подготовить заключение по её результатам.
Вместе с тем, Контрольно-счётной палатой проводился оперативный анализ:
- изменений по разделам и статьям бюджетной классификации доходов и расходов бюджета,
- размера дефицита местного бюджета,
- источников финансирования дефицита бюджета,
- порядка соблюдения бюджетной классификации,
- наличия источников возмещения дополнительных расходов бюджета.
Анализировалось текущее исполнение доходов и расходов бюджета, отмечались риски невыполнения плановых показателей по поступлению собственных доходов городского бюджета, по исполнению источников финансирования бюджета, что впоследствии могло привести к невыполнению принятых расходных обязательств МО «Город Орёл».
Вносимые в отчётном году изменения в бюджет города Орла касались в основном корректировки характеристик бюджета, перераспределения бюджетных средств по отдельным статьям расходов между главными распорядителями бюджетных средств, уточнения объёма целевых средств, поступивших из областного бюджета, перераспределения бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств.
По результатам проведённых экспертиз по поправкам в бюджет Контрольно-счётная палата в своих заключениях указывала на следующие нарушения: отсутствие обоснований вносимых поправок в бюджет по доходам на 30,8 млн. рублей, по расходам на 247,2 млн. рублей; неправомерное увеличение расходов при отсутствии источников доходов – на 602,0 млн. рублей; неэффективные расходы – на 36,1 млн. рублей; неправомерные расходы – на 2,6 млн. рублей и другие.
В отчётном периоде Контрольно-счётной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения Управлением культуры администрации города Орла постановления Администрации города Орла от 16.12.2015 г. № 5625 «Об утверждении Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» в отношении подведомственных учреждений в 2021-2022 г.г. (иные периоды – в случае необходимости)» по результатам которого установлено следующее.
Управлением культуры администрации города Орла в 2021 и в 2022 годах необоснованно завышены нормативные затраты на оказание муниципальных услуг подведомственным бюджетным и автономным учреждениям.
В нарушение п. 7 «Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», утверждённого постановлением Администрации города Орла от 16.12.2015 № 5625, расчёт субсидий на выполнение муниципального задания на 2021 и 2022 годы превышал размер субсидий из расчёта нормативных затрат, в связи с чем установлено превышение субсидий на выполнение муниципального задания в 2021 году в размере 25 519,1 тыс. рублей (на 8%) и 28 551,0 тыс. рублей (на 7,1 %) в 2022 году.
В нарушение п. 32 Положения о формировании муниципального задания, согласно которому уменьшение объёма субсидии в течение срока выполнения муниципального задания осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания, Управлением уменьшен размер субсидии на выполнение муниципального задания МБУК «Детский парк» на 2022 год в размере 588,1 тыс. рублей без внесения изменений в муниципальное задание, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В нарушение ст. ст. 34, 162 Бюджетного кодекса РФ Управлением культуры администрации города Орла не ведётся работа по привлечению платных услуг учреждений для снижения нагрузки бюджета города Орла при определении финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Кроме того, проведён аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципальными учреждениями и предприятиями в 2022 г. (по объектам контрольных мероприятий, включённым в План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2022 г.).
Контрольно-счётной палатой ежемесячно проводился анализ законности и обоснованности внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Орла, по результатам которого оформлялись аналитические записки. По итогам анализа внесённых изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Орла нарушений не установлено.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьей 6 Положения о Контрольно-счётной палате города Орла в отчётном периоде проводилась экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части касающейся расходных обязательств города Орла, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов бюджета, предоставлению налоговых и иных льгот и преимуществ за счёт средств местного бюджета, экспертиза по вопросам использования муниципального имущества, а также Муниципальных программ.
В рамках предварительного контроля Контрольно-счётной палатой в течение 2023 года подготовлено 83 заключения на проекты решений Орловского городского Совета народных депутатов, в том числе на проекты нормативных правовых актов - 42 заключения и 10 заключений на проекты постановлений Администрации города Орла по муниципальным программам.
На 12 проектов муниципальных правовых актов был направлен отказ в проведении финансово-экономической экспертизы, в связи с отсутствием полного пакета документов или оснований для её проведения.
Остаётся проблемой, препятствующей проведению качественной экспертизы, несоблюдение разработчиками проектов сроков их представления, отсутствие каких-либо расчётов и финансово-экономических обоснований или низкое качество финансово-экономических обоснований, не содержащих в полном объёме необходимых показателей и расчётов, а также отсутствие необходимых сведений для определения правовых оснований и целесообразности принятия представленных проектов решений.
Замечания и предложения по результатам проведения финансово-экономической экспертизы в основном были связаны с несоответствием отдельных положений проектов муниципальных правовых актов требованиям действующего законодательства, принятым нормативным правовым актам города Орла.
Ряд предложений Контрольно-счётной палаты был направлен на устранение существенных недоработок проектов нормативных правовых актов, на предоставление разработчиками необходимых дополнительных пояснений и информации, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовленных документов.
Часть предложений Контрольно-счётной палаты учитывалась и дорабатывалась разработчиками проектов муниципальных правовых актов на стадии подготовки заключений.
В заключениях, подготовленных Контрольно-счётной палатой, в необходимых случаях, была дана оценка целесообразности принятия представленных проектов, давались рекомендации по их рассмотрению и принятию городским Советом.
В 2023 году Контрольно-счётной палатой осуществлен комплекс экспертно-аналитических мероприятий по анализу и оценке отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2022 год.
В соответствии со ст. 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации:
-для подготовки заключения на отчёт об исполнении бюджета города Орла за 2022 год проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчётности 10-ти ГАБС, по результатам которой в адрес руководителей направлены соответствующие заключения;
-проведена внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2022 год;
-подготовлены и направлены Мэру города Орла и председателю Орловского городского Совета народных депутатов заключения на отчёт об исполнении бюджета города Орла за 2022 год.
В ходе проведения внешней проверки годовой бюджетной отчётности ГАБС и отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2022 год установлено соответствие показателей годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств данным отчёта об исполнении местного бюджета за 2022 год, а также подтверждена достоверность отчёта об исполнении местного бюджета за 2022 год.
Одновременно был отмечен ряд недостатков и нарушений, основными из которых явились:
- невыполнение плана налоговых и неналоговых доходов на 222,2 млн. рублей;
- неисполнение плана поступлений средств от продажи акций, находящихся в собственности городских округов, на 989,3 млн. рублей;
- неисполнение бюджетных обязательств за счёт средств городского бюджета на сумму 902,1 млн. рублей;
- значительный размер кредиторской задолженности перед бюджетными организациями, подлежащий оплате за счёт средств городского бюджета, в объёме 996,2 млн. рублей, свидетельствует о существенном недофинансировании принятых городом расходных обязательств.
В ходе внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств установлено превышение объёмов доведённых лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 51,4 млн. рублей, что нарушило ст.ст. 158, 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ.
Причиной принятия главными администраторами бюджетных средств сверхлимитных бюджетных обязательств явилось: взыскание в бесспорном порядке задолженности по страховым взносам на оплату труда, пеням, штрафам по исполнительным листам и решениям налогового органа; взыскание задолженности по судебным решениям, что обусловлено недостатком ассигнований в бюджете города Орла.
По 6-ти из 10-ти субъектам бюджетной отчётности установлен рост кредиторской задолженности по расходам в связи с недофинансированием из бюджета.
Выявленные недостатки и нарушения не повлияли на достоверность Отчёта об исполнении бюджета города Орла за 2022 год.
5. Результаты информационной и иной деятельности.
Информационная деятельность Контрольно-счётной палаты состоит в информировании органов местного самоуправления и населения муниципального образования о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В соответствии с Положением, в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности Контрольно-счётная палата размещала на своём официальном сайте информацию о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, а также о принятых по ним решениях и мерах. В целях профилактики и недопущения впредь нарушений по использованию бюджетных средств, информация о деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла, отчёты, где проанализированы итоги контрольных мероприятий, размещались в официальном публикаторе муниципальных правовых актов - «Орловская городская газета».
В 2023 году 4 480 пользователей сети «Интернет» посетили официальный сайт Контрольно-счётной палаты.
Количество публикаций в средствах массовой информации, отражающих деятельность Контрольно-счётной палаты, составило в отчётном году 241.
Как и в предыдущие годы, деятельность Контрольно-счётной палаты осуществлялась в тесном взаимодействии со всеми органами местного самоуправления, надзорными, правоохранительными, финансовыми, контролирующими и иными органами и организациями.
Контрольно-счётная палата принимала активное участие в работе комитетов Орловского городского Совета народных депутатов.
С целью взаимодействия в деле предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным и нецелевым использованием средств, муниципального имущества, в 2023 году Контрольно-счётная палата города Орла направляла материалы по результатам проведённых проверок в правоохранительные органы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области для принятия мер реагирования.
В 2023 году продолжалась работа по межрегиональному и межмуниципальному сотрудничеству с другими контрольно-счётными органами. Контрольно-счётная палата города Орла является членом Союза муниципальных контрольно-счётных органов России (СМКСО). Отчёты о результатах своей деятельности ежемесячно направляет Союзу контрольно-счётных органов, которые размещаются на его портале. Кроме того, Контрольно-счётная палата города Орла входит в состав Совета контрольно-счётных органов Орловской области.
Необходимым условием эффективной работы органа внешнего финансового контроля является повышение профессионального уровня специалистов. В течение года сотрудники Контрольно-счётной палаты города Орла принимали участие в вебинарах и круглых столах, проводимых Союзом муниципальных контрольно-счётных органов по различным тематикам в режиме видиоконференцсвязи. В отчётном году 5 сотрудников прошли обучение по отдельным программам профессионального развития (повышения квалификации).
В 2023 году проведено 23 заседания Коллегии Контрольно-счётной палаты, на которых рассмотрены следующие вопросы: обсуждение и утверждение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандартов и методических рекомендаций по проведению внешнего финансового контроля, планов работы Контрольно-счётной палаты и ежегодных отчётов о проделанной работе.
С учётом требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля на территории города Орла Контрольно-счётная палата руководствуется действующим законодательством и стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
Применение Стандартов в деятельности Контрольно-счётной палаты направлено на исполнение требований действующего законодательства и установление единых подходов, правил и процедур в процессе работы как по основным видам деятельности – проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, так и при организации деятельности Палаты.
Всем сотрудникам Контрольно-счётной палаты обеспечен доступ к нормативным, инструктивным, методическим, справочным и другим материалам, в том числе к материалам, размещённым на сайте Счётной палаты Российской Федерации и Ассоциации контрольно-счётных органов России, необходимым для использования в практической деятельности.
Задачи, определённые Планом контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2023 год, выполнены.
На основе результатов деятельности Контрольно-счётной палаты в 2023 году, с учётом предложений депутатов Орловского городского Совета народных депутатов и предложений прокуратуры Советского района Коллегией Контрольно-счётной палаты 29 декабря 2023 года (протокол №23) утверждён План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2024 год, в котором определены приоритетные направления контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности.
6. Основные задачи на 2024 год.
В 2024 году деятельность Контрольно-счётной палаты города Орла традиционно будет направлена на реализацию полномочий, законодательно определённых для органа внешнего муниципального финансового контроля Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 6-ФЗ и Положением о Контрольно-счётной палате.
Одной из основных задач Контрольно-счётной палаты города Орла остаётся контроль за соблюдением принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств и муниципальной собственности на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, запланированный на 2024 год, связан с вопросами в сфере образования, управления и распоряжения муниципальным имуществом города Орла, бюджетными инвестициями, организацией внутреннего финансового аудита, экспертизы муниципальных правовых актов.
В сферу контрольной и экспертно-аналитической работы включены вопросы анализа состояния бюджета города Орла, выработки предложений по оптимизации неэффективных расходов, аудита обоснованности и результативности закупок товаров, работ и услуг.
Отдельное внимание Контрольно-счётная палата города Орла будет уделять мерам, принимаемым объектами контроля по реализации предложений и рекомендаций Контрольно-счётной палаты.
Укрепление сложившегося конструктивного взаимодействия с Орловским городским Советом народных депутатов и Администрацией города Орла, правоохранительными органами является основным фактором, определяющим направления деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла и позволяющим наиболее полно и оперативно реализовать имеющийся потенциал внешнего муниципального финансового контроля, служит основой укрепления финансовой дисциплины.
В 2024 году будет продолжена работа по дальнейшему развитию сотрудничества и взаимодействия по вопросам совершенствования муниципального финансового контроля, взаимного обмена информацией и опытом со Счётной палатой Российской Федерации, Союзом МКСО, Советом контрольно-счётных органов Орловской области, контрольно-счётными органами других муниципальных образований и правоохранительными органами.