официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла! Версия для слабовидящих ВКонтакте Одноклассники

Информация Контрольно-счётной палаты города Орла

Контрольно-счётной палатой города Орла в соответствии с Планом работы на 2021 год завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципальными учреждениями, предприятиями и акционерными обществами в 2020 г. (по объектам контрольных мероприятий, включённым в План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2020 г.)».

1. В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее по тексту – законодательство о контрактной системе) 173 закупки, осуществленные Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Орловский городской центр культуры» (далее по тексту – МБУК «ОГЦК»), Муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (далее по тексту – МКУ «УКХ города Орла»), Муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Орла» (далее по тексту – МКУ «УКС г. Орла»), Муниципальным казённым учреждением «Централизованная хозяйственная служба учреждений культуры города Орла», Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, Муниципальной избирательной комиссией города Орла в 2019 - 2020 г. г. (более ранние периоды) на общую сумму 435 860,58 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация о структуре применяемых способов закупок приведена в таблице.

 

Способы определения поставщика

Количество процедур, шт.

Сумма, тыс. руб.

Доля в общем объёме, %

Экономия по результатам закупок, тыс. руб.

Электронный аукцион 56 182 651,44 41,90 21 371,7
Конкурс 3 245 717,34 56,38 8 968,7
Закупка у единственного поставщика, без проведения конкурентных способов 114 7 491,80 1,72 0
Итого: 173 435 860,58 100,00 30 340,40

Основная доля количества осуществленных закупок конкурентными способами (32 % от общего объема закупок) приходится на закупки, осуществленные в форме электронных аукционов.

Доля закупок, проверенных в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, победитель по которым определялся в результате проведения электронных аукционов, конкурсов, на участие в которых подано более 2-х заявок составляет 95 % от общего объёма конкурентных процедур (56 закупок).

В 2019-2020 г. г. по результатам осуществления закупок конкурентными способами было заключено 58 муниципальных контрактов (договоров) на общую сумму 394 798,74 тыс. рублей. Экономия по итогам осуществления закупок конкурентными способами составила 30 340,40 тыс. рублей. В разрезе заказчиков динамика экономии по итогам проверенных закупок составила: в МКУ «УКС г. Орла» – 21 371,7 тыс. рублей или 12 %; МКУ «УКХ г. Орла» - 8 968,7 тыс. рублей или 3,7 %; в МБУК «ОГЦК» экономии не было.

Сравнительная информация о заключенных муниципальных контрактах в зависимости от способа определения поставщика приведена в таблице.

 

Способы определения поставщика

Заключено контрактов (договоров), шт.

Общая цена контрактов (договоров), тыс. рублей

Доля в общем объёме, %

Конкурентная процедура 55 153 735,24 38
Закупка у единственного поставщика, в том числе по конкурентным процедурам признанным несостоявшимися 117 248 555,3 62
Итого: 172 402 290,54 100

По итогам 2019-2020 г. г. объём закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 248 555,3 тыс. рублей или 62 % от общего объёма заключённых контрактов (договоров), заказчиками заключено 117 муниципальных контрактов (договоров), в том числе 3 муниципальных контракта по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.

По результатам контрольных мероприятий выявлено 58 нарушений законодательства о контрактной системе на общую сумму 8 538,4 тыс. рублей, в том числе: заказчиком не применялись меры ответственности по контракту за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно: не направлены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) на общую сумму 7 175,2 тыс. рублей.

Нарушения законодательства о контрактной системе можно распределить по следующим этапам осуществления закупок:

- нарушения при организации закупок - 7 нарушений или 12 %;

- нарушения при планировании закупок – 22 нарушения или 38 %;

- нарушения при заключении и исполнении муниципальных контрактов – 29 нарушений или 50 %.

Выявленные в ходе аудита нарушения были, в основном, типичными для муниципальных заказчиков, а именно:

- работники контрактной службы (контактные управляющие) не имеют высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ);

- заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур (ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ);

- при исполнении контрактов нарушаются условия муниципальных контрактов, в том числе сроки исполнения контрактов (ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ);

- не осуществлен контроль за исполнением условий контрактов (ст. 101 Федерального закона № 44-ФЗ);

- не применяются меры ответственности по контрактам (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ);

- в Единой информационной системе в сфере закупок (далее по тексту – ЕИС) не размещается или несвоевременно размещается информация и документы, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе: неразмещение информации и документов в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ст. 30, 95, 103 Федерального закона № 44-ФЗ).

Из всех выявленных нарушений доля нарушений имеющих технический характер - при размещении необходимой информации и документов в ЕИС составляет 19%.

Также в рамках мероприятий установлены отдельные факты заключения Управлением городского хозяйства и транспорта  администрации города Орла муниципальных контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам транспортными средствами «напрямую», без проведения конкурентных процедур, при этом срочность заключения указанных контрактов не подтверждена.

Кроме того, МКУ «УКХ г. Орла» в нарушение п. п. 1, 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, условий энергосервисного контракта акт о сдаче-приёмке каждого энергосервисного мероприятия не составлялся.

По итогам проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла направлено 5 представлений объектам контроля (аудита) и 5 обращений в органы прокуратуры.

Кроме того, по итогам контрольных мероприятий Контрольно - счётная палата города Орла направляла в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Орловской области информацию о выявленных признаках нарушения законодательства о контрактной системе. За 2020 год по обращениям Контрольно-счётной палаты города Орла Орловским УФАС возбуждено 5 дел об административных правонарушениях и 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства. По состоянию на момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия по 1 нарушению выдано устное замечание. По отдельным фактам нарушений информация в указанный орган не направлялась в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (1 год).

Выявленные нарушения и недостатки по результатам аудита в сфере закупок охватывают почти все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов, и говорят о том, что заказчики не принимают всех необходимых мер по обеспечению и защите интересов муниципального образования «Город Орёл».

Основными причинами выявленных нарушений и недостатков являются:

- недобросовестное отношение должностных лиц заказчиков, ответственных за ведение закупок, к исполнению возложенных на них обязанностей, а также недостаточная организация процесса закупок;

- несоблюдение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- ненадлежащее исполнение заказчиками своих полномочий при принятии выполненных работ (оказанных услуг, поставки товаров);

- недостаточный уровень внутреннего контроля заказчиков за соблюдением законодательства о контрактной системе и ведомственного контроля в сфере закупок.

Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- при организации закупок строго руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;

- осуществлять закупки преимущественно конкурентными способами;

- усилить контроль за приемкой и экспертизой результатов контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), за своевременным предъявлением штрафных санкций, предусмотренных условиями контракта и действующим законодательством, в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

- повышать уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля за соблюдением сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе, за соблюдением условий заключенных контрактов, в том числе сроков оплаты;

- усилить ведомственный контроль в отношении подведомственных заказчиков на всех этапах осуществления закупок.

 

2. В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие на соответствие законодательства о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц 153 договора МБУК «ОГЦК», Акционерным обществом «Орёлтеплосервис» (далее по тексту – АО «Орёлтеплосервис»), заключённые в 2019-2020 г. г. (более ранние периоды) на общую сумму 13 317,60 тыс. рублей.

Все закупки, проведенные объектами аудита в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Федеральный закон № 223-ФЗ), осуществлены у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без применения конкурентных способов закупки. В связи с чем, экономия денежных средств по результатам осуществления закупок составила 0 %. Данный факт свидетельствует о неэффективности проводимых организациями мероприятий в сфере закупочной деятельности.

По результатам контрольных мероприятий выявлено 41 нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в основном нарушения технического характера: при планировании закупок, размещении необходимой информации и документов в ЕИС) на общую сумму 5 982,90 тыс. рублей, а именно:

- несвоевременное размещение, а также не размещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – 27 нарушений или 66 %;

- заключение договоров поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг без применения конкурентных способов определения поставщика – 14 нарушений или 34 %.

По результатам контрольных мероприятий объектам контроля (аудита) направлено 2 представления, которые в том числе содержат сведения о нарушениях законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, а также 2 обращения - в контрольный орган в сфере закупок товаров, работ, услуг. По 3 нарушениям Орловским УФАС России принято решение о нарушении законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц с наложением административного штрафа на должностных лиц в общей сумме 6,0 тыс. рублей, на 1 юридическое лицо в размере 10 тыс. рублей.

Основными причинами выявленных нарушений являются формальное отношение заказчиков к планированию закупок, несоблюдение должностными лицами, ответственными за ведение закупок, положений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

Предложения по совершенствованию законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- осуществлять закупки преимущественно конкурентными (конкурс, аукцион, запрос котировок и др.);

- осуществлять в установленные сроки размещение в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению в соответствии с законодательством о закупках и Положениями о закупках;

- повышать уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия размещены в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru

Печать