официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла! Версия для слабовидящих ВКонтакте Одноклассники

Информация Контрольно-счётной палаты города Орла

 

Контрольно-счётной палатой города Орла в соответствии с Планом работы на 2023 год завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципальными учреждениями и предприятиями в 2022 г. (по объектам контрольных мероприятий, включённым в План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2022 г.)».

 

1. В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее по тексту – законодательство о контрактной системе) 356 закупок, осуществленных МБОУ – гимназия № 19, МКУ «УКХ г. Орла», МБДОУ «Детский сад №39», МБУК «Детский парк», МБДОУ «Детский сад № 37» в 2020 -2022 г.г. (более ранние периоды) на общую сумму 173 147,08 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Сравнительная информация о заключенных муниципальных контрактах в зависимости от способа определения поставщика приведена в таблице.

 

Способы определения поставщика

Заключено контрактов (договоров), шт.

Общая цена контрактов (договоров), тыс. рублей

Доля в общем объёме, %

Конкурентная процедура

161

155 845,11

90

Закупка у единственного поставщика

195

17 301,97

10

Итого:

356

173 147,08

100


 

В 2020 - 2022 г. г. (более ранние периоды) по результатам осуществления закупок конкурентными способами был заключен 161 муниципальный контракт (договор) на общую сумму 155 845,11 тыс. рублей. Экономия по итогам осуществления закупок конкурентными способами составила 825,40 тыс. рублей (или 0,5%).

Объём закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 17 301,97 тыс. рублей или 10 % от общего объёма заключённых контрактов (договоров), заказчиками заключено 195 муниципальных контрактов (договоров).

По результатам контрольных мероприятий выявлено 207 нарушений законодательства о контрактной системе на общую сумму 46 764,28 тыс. рублей, в том числе: нарушение должностными лицами заказчиков сроков оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок на общую сумму 9 535,22 тыс. рублей, в связи с чем потери бюджета г. Орла в результате уплаты муниципальными заказчиками штрафных санкций за нарушение сроков оплаты составили 516,10 тыс. рублей, нарушение сроков оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам в случае обращения контрагентов в судебные инстанции может привести к потерям бюджета города Орла от взыскания пени в общей сумме 215,12 тыс. рублей.

Нарушения законодательства о контрактной системе можно распределить по следующим этапам осуществления закупок:

- нарушения при планировании закупок – 86 нарушений или 41 %;

- нарушения при заключении муниципальных контрактов – 10 нарушений или 5 %

- нарушения при исполнении муниципальных контрактов – 111 нарушений или 54 %.

 

Выявленные в ходе аудита нарушения были, в основном, типичными для муниципальных заказчиков, а именно:

- нарушения при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее по тексту – НМЦК), в том числе приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (ст. 22 Федерального закона № 44‑ФЗ);

- заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур (ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ);

- внесение изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством (ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ);

- нарушения исполнения условий контрактов, в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчётов по контракту (ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ);

- не осуществлен контроль за исполнением условий контрактов (ст. 101 Федерального закона № 44-ФЗ);

- не применяются меры ответственности по контрактам (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ);

- в ЕИС не размещается или несвоевременно размещается информация и документы, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, в том числе: неразмещение информации и документов в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ст. 95, 103 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

В ходе контрольных мероприятий было выявлено, что МКУ «УКХ г. Орла» при подготовке конкурсной документации НМЦК рассчитана без обоснования и определения начальной цены единицы услуги в нарушение ч. 24 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

МБДОУ «Детский сад №39» и МБДОУ «Детский сад № 37» приобретались продукты питания по завышенным ценам.

Кроме того, в нарушение ч. 7.1 ст. 94, ч. 2.2 ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ, договоров МБОУ – гимназия № 19 неправомерно принял выполненные работы, подписав документы о приемке товара раньше предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств на сумму 1 861,6 тыс. рублей.

Также, Заказчиками необоснованно в муниципальных контрактах устанавливается низкий размер обеспечения исполнения гарантийных обязательств - 2 % от НМЦК, которого недостаточно для полного устранения дефектов и недостатков выполненных работ (оказанных услуг).

По итогам проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла направлено 6 представлений объектам контроля (аудита) и 6 обращений в органы прокуратуры.

Кроме того, по итогам контрольных мероприятий Контрольно - счётная палата города Орла направляла в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Орловской области информацию о выявленных признаках нарушения законодательства о контрактной системе. За 2022 год по обращениям Контрольно-счётной палаты города Орла Орловским УФАС возбуждено 1 дело об административном правонарушении, по результатам которого на 1 должностное лицо наложен штраф в размере 20,00 тыс. рублей. По отдельным фактам нарушений информация в указанный орган не направлялась в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (1 год).

Выявленные нарушения и недостатки по результатам аудита в сфере закупок охватывают почти все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов, и говорят о том, что заказчики не принимают всех необходимых мер по обеспечению и защите интересов муниципального образования «Город Орёл».

Основными причинами выявленных нарушений и недостатков являются:

- при обосновании НМЦК не используют Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567;

- недобросовестное отношение должностных лиц заказчиков, ответственных за ведение закупок, к исполнению возложенных на них обязанностей, а также недостаточная организация процесса закупок;

- несоблюдение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе;

- ненадлежащее исполнение заказчиками своих полномочий при принятии выполненных работ (оказанных услуг, поставки товаров);

- недостаточный уровень внутреннего контроля заказчиков за соблюдением законодательства о контрактной системе и ведомственного контроля в сфере закупок.

 

Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- при организации закупок строго руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;

- при установлении НМЦК направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) запросы на предоставление ценовой информации с подробным описанием объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги и другое, направлять запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставки соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, а также использовать ценовую информацию из реестра контрактов, в части исполненных контрактов, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;

- в интересах Муниципального образования «Город Орёл» при осуществлении закупок и заключении муниципальных контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) предусматривать максимально возможные размеры обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств;

- усилить контроль за приемкой и экспертизой результатов контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), за своевременным предъявлением штрафных санкций, предусмотренных условиями контракта и действующим законодательством, в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- повышать уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля за соблюдением сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, за соблюдением условий заключенных контрактов, в том числе сроков оплаты;

- усилить ведомственный контроль в отношении подведомственных заказчиков на всех этапах осуществления закупок.

 

2.В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие законодательства о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц 1990 договоров МУП г. Орла «Орёлбыт», МАУК «КДЦ «Металлург», МУП «ТТП г. Орла», заключённых в 2020-2022 г. г. (более ранние периоды) на общую сумму 355 819,03 тыс. рублей.

Структура закупок, проведенных объектами аудита в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Федеральный закон № 223-ФЗ), по способам их осуществления характеризуется следующим образом:

- 20 закупок с применением конкурентных способов на общую сумму 249 973,52 тыс. рублей или 70 % от общего объёма закупок;

- 1970 закупок осуществлено у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на общую сумму 105 845,51 тыс. рублей или 30 % от общего объёма закупок.

 

Все 20 закупок с применением конкурентных способов осуществлены МУП «ТТП» г. Орла, экономия по итогам осуществления закупок конкурентными способами составила 12 205,05 тыс. рублей.

МУП г. Орла «Орёлбыт» и МАУК «КДЦ «Металлург» закупки осуществлены у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без применения конкурентных способов закупки. В связи с чем экономия денежных средств по результатам осуществления закупок составила 0 %. Данный факт свидетельствует о неэффективности проводимых организациями мероприятий в сфере закупочной деятельности.

По результатам контрольных мероприятий выявлено 376 нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на общую сумму 29 164,65 тыс. рублей, а именно:

- несвоевременное размещение, а также не размещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – 31 нарушение или 8 %;

- заключение договоров поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг без применения конкурентных способов определения поставщика – 308 нарушений или 82 %;

- нарушения сроков оплаты по договорам – 24 нарушения или 6 %;

- прочие нарушения – 13 нарушений или 3 %.

 

Потери МУП «ТТП г. Орла» составили 557,29 тыс. рублей в связи с закупкой дизельного топлива по завышенным ценам, а также 648,0 тыс. рублей в связи с несвоевременной оплатой выполненных работ (поставки товаров, оказанных услуг).

По результатам контрольных мероприятий объектам контроля (аудита) направлено 3 представления, которые в том числе содержат сведения о нарушениях законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, а также 2 обращения - в контрольный орган в сфере закупок товаров, работ, услуг. По 3 нарушениям Орловским УФАС России принято решение о нарушении законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц с наложением административного штрафа на должностное лицо в общей сумме 2,0 тыс. рублей и двум должностным лицам выданы предупреждения.

Основными причинами выявленных нарушений являются формальное отношение заказчиков к планированию закупок, несоблюдение должностными лицами, ответственными за ведение закупок, положений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

Предложения по совершенствованию законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- осуществлять закупки преимущественно конкурентными способами (конкурс, аукцион, запрос котировок и др.);

- усилить работу по исследованию рынка в целях определения начальных (максимальных) цен методом сопоставимых рыночных цен;

- осуществлять в установленные сроки размещение в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению в соответствии с законодательством о закупках и Положениями о закупках;

 

- повышать уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия размещены в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru

Печать