официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла!

Информация Контрольно-счётной палаты города Орла

 

Контрольно-счётной палатой города Орла в соответствии с Планом работы на 2022 год завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципальными учреждениями, предприятиями и акционерными обществами в 2021 г. (по объектам контрольных мероприятий, включённым в План работы Контрольно-счётной палаты города Орла на 2021 г.)».

 

1. В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее по тексту – законодательство о контрактной системе) 507 закупок, осуществленных Муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (далее по тексту – МКУ «УКХ города Орла»), Муниципальным казённым учреждением «Служба технического обеспечения администрации города Орла» (далее по тексту – МКУ «СТО»), Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центральный дом творчества №2 города Орла» в 2020-2021г.г. (более ранние периоды) на общую сумму 1 823 304,3 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация о структуре применяемых способов закупок приведена в таблице.

 

Способы определения поставщика

Количество процедур, шт.

Доля в общем кол-ве, %

Сумма, тыс. руб.

Доля в общем объёме, %

Экономия по результатам закупок, тыс. руб.

Электронный аукцион

115

22,7

1 751 455,0

96,1

59 252,8

Конкурс

5

0,99

19 178,0

1,0

620,4

Закупка у единственного поставщика, без проведения конкурентных способов

387

76,3

52 671,3

2,9

0

Итого:

507

100

1 823 304,3

100,00

30 340,40


 

Основную долю в общем количестве закупочных процедур составили закупки у единственного поставщика – 76,3%, хотя в абсолютном выражении с единственным поставщиком заключено контрактов на общую сумму 52 671,3 тыс. рублей.

Доля конкурентных способов составила 23,7% от общего количества закупок, однако в абсолютном выражении величина закупок, проведенных с помощью электронных аукционов и конкурсов, составила 1 770 633,0 тыс. рублей.

Общая экономия по результатам проведенных конкурентных процедур составила 59 873,2 тыс. рублей. Но не все конкурентные процедуры привели к экономии средств.

Ряд аукционов и конкурсов не состоялся из-за того, что была представлена одна заявка на участие или только одна заявка соответствовала условиям извещения или конкурсной документации.

Из 120 проведенных конкурентных закупок 52 процедуры не состоялись. По их итогам заключены контракты с единственным поставщиком на сумму 740 987,8 тыс. рублей.

В 2020-2021г.г. по результатам осуществления закупок конкурентными способами было заключено 67 муниципальных контрактов (договоров) на общую сумму 968 537,45 тыс. рублей.

439 контрактов (86,8%) на сумму 793 658,68 тыс. рублей заключено с единственным поставщиком, в том числе 52 муниципальных контракта на сумму 740 987,4 тыс. рублей заключено по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.

Сравнительная информация о заключенных муниципальных контрактах в зависимости от способа определения поставщика приведена в таблице.


 

Способы определения поставщика

Заключено контрактов (договоров), шт.

Общая цена контрактов (договоров), тыс. рублей

Доля в общем объёме, %

Конкурентная процедура

67

968 537,45

54,96

Закупка у единственного поставщика, в том числе по конкурентным процедурам признанным несостоявшимися

439

793 658,68

45,04

Итого:

506

1 762 196,13

100

 

По результатам контрольных мероприятий выявлено 253 нарушения законодательства о контрактной системе на общую сумму 494 616,1 тыс. рублей, в том числе: заказчиком не применялись меры ответственности по контракту за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно: не направлены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) на общую сумму 2 294,6 тыс. рублей.

Нарушения законодательства о контрактной системе можно распределить по следующим этапам осуществления закупок:

- нарушения при организации закупок - 20 случаев или 8 %;

- нарушения при планировании закупок – 24 случая или 9 %;

- нарушения при заключении и исполнении муниципальных контрактов – 209 случаев или 83 %.

Выявленные в ходе аудита нарушения были, в основном, типичными для муниципальных заказчиков, а именно:

- искусственное дробление закупок с целью избежать проведения конкурентных процедур (ст. 6, 24 Федерального Закона № 44-ФЗ);

- применение необоснованной начальной максимальной цены контракта (ст.22 Федерального Закона №44-ФЗ);

- при исполнении контрактов нарушаются условия муниципальных контрактов, в том числе сроки исполнения контрактов (ст. 94 Федерального Закона № 44-ФЗ), сроки оплаты за выполненные работы (поставленные товары) (ст.34 Федерального Закона №44-ФЗ);

- не осуществлен контроль за исполнением условий контрактов (ст. 101 Федерального Закона № 44-ФЗ);

- не применяются меры ответственности по контрактам (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) к недобросовестным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) (ст. 34 Федерального Закона № 44-ФЗ);

- в Единой информационной системе не размещаются или несвоевременно размещаются информация и документы, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ст. 64,103 Федерального Закона № 44-ФЗ).

Так, в ходе проверки эффективности использования средств бюджета г. Орла в ходе реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла на 2018-2024 г.г.» выявлено, что в результате искусственного дробления закупки в целях избежать прохождения конкурентных процедур заказчиком (МКУ «УКХ города Орла») было закуплено спортивное оборудование по ценам выше среднерыночных на 502,2 тыс. рублей.

Невыполнение заказчиком обязанностей по осуществлению контроля за исполнением условий контракта привело к тому, что МКУ «УКХ города Орла», не проверив качество и работоспособность, приняло и оплатило работы по установке систем видеонаблюдения. В результате, система видеонаблюдения не работает, возможность подключения к системе АПК «Безопасный город» отсутствует, указанная система не выполняет свои функции по передаче данных. Неэффективное расходование бюджетных средств составило 2 828,8 тыс. рублей.

Заказчик принимал и оплачивал завышенные объемы работ по уборке парков и скверов, что привело к неправомерным расходам в сумме 441,2 тыс. рублей.

Заказчиками не были выставлены требования по уплате штрафных санкций за нарушение существенных условий контрактов на сумму 2 294,6 тыс. рублей.

Из всех выявленных нарушений доля нарушений имеющих технический характер - при размещении необходимой информации и документов в ЕИС составляет 13%.

По итогам проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой города Орла направлено 16 представлений объектам контроля (аудита), 1 обращение в органы прокуратуры, 5 обращений в УМВД города Орла.

Выявленные нарушения и недостатки по результатам аудита в сфере закупок охватывают почти все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов, и говорят о том, что заказчики не принимают всех необходимых мер по обеспечению и защите интересов муниципального образования «Город Орёл».

Основными причинами выявленных нарушений и недостатков являются:

- недобросовестное отношение должностных лиц заказчиков, ответственных за ведение закупок, к исполнению возложенных на них обязанностей, а также недостаточная организация процесса закупок;

- несоблюдение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- ненадлежащее исполнение заказчиками своих полномочий при принятии выполненных работ (оказанных услуг, поставки товаров);

- недостаточный уровень внутреннего контроля заказчиков за соблюдением законодательства о контрактной системе и ведомственного контроля в сфере закупок.

Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- при организации закупок руководствоваться строго положениями Федерального закона № 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;

- осуществлять закупки преимущественно конкурентными способами;

- усилить контроль за приемкой и экспертизой результатов контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), за своевременным предъявлением штрафных санкций, предусмотренных условиями контракта и действующим законодательством, в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

- повышать уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля за соблюдением сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе, за соблюдением условий заключенных контрактов, в том числе сроков оплаты;

- усилить ведомственный контроль в отношении подведомственных заказчиков на всех этапах осуществления закупок.

 

2. В ходе аудита Контрольно-счётной палатой города Орла проверены на соответствие законодательства о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц 1 658 договора МПП ВКХ «Орелводоканал», заключённые в 2020-2021г.г. на общую сумму 446 064,8 тыс. рублей.

Закупки, проведенные в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Федеральный закон № 223-ФЗ), осуществлялись как конкурентными способами, так и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без применения конкурентных способов закупки.

 

Наименование процедуры закупки

Количество процедур, шт.

Удельный вес, %

Начальная цена контрактов, тыс. руб.

Стоимость заключенных контрактов, тыс. руб.

Экономия, тыс. руб.

Конкурентные процедуры, всего

83

5,01

219 232,6

193 985,9

25 246,7

в т.ч.:

 

 

 

 

 

-аукцион

69

4,2

128 100,9

106 592,8

21 508,1

-запрос котировок

7

0,4

10 194,7

7 370,2

2 824,5

-запрос предложений

7

0,4

80 937,0

80 022,9

914,1

Закупка у единственного поставщика без применения конкурентных процедур

1 575

94,99

 

252 078,9

0

ИТОГО

1 658

100

 

446 064,8

25 246,7

 

Основным способом закупок - 94,99%, были закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур. В результате этого было заключено 1 575 договоров на общую сумму 252 078,9 тыс. рублей.

В результате проведения конкурентных процедур заключено 83 договора на сумму 193 985,9 тыс. рублей.

Экономия составила 25 246,7 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий выявлено 39 нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на общую сумму 20 728,6 тыс. рублей, а именно:

-нарушения при проведении конкурентных процедур, в том числе при составлении документации - 20 случай или 51%;

- размещение в ЕИС недостоверной информации в ежемесячных отчетах о заключенных договорах или не размещение информации – 12 нарушений или 31%;

- нарушения в ходе исполнения договоров (ненаправленные требований об уплате штрафных санкций поставщикам (подрядчикам), принятие услуг, не соответствующих условиям договора) – 7 случаев или 18%.

По результатам контрольных мероприятий объектам контроля (аудита) направлено 2 представления, а также обращение в УМВД города Орла.

Основными причинами выявленных нарушений являются формальное отношение заказчиков к планированию закупок, несоблюдение должностными лицами, ответственными за ведение закупок, положений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

Предложения по совершенствованию законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки:

- осуществлять закупки преимущественно конкурентными способами (конкурс, аукцион, запрос котировок и др.);

- осуществлять в установленные сроки и в строгом соответствии с законодательством РФ размещение в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению в соответствии с законодательством о закупках и Положениями о закупках;

- повышать эффективность закупочной деятельности, уровень исполнительской дисциплины, уровень внутреннего контроля.


 

Материалы экспертно-аналитического мероприятия размещены в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru

Печать