официальный сайт
Добро пожаловать на сайт Контрольно-счетной палаты города Орла! Версия для слабовидящих ВКонтакте Одноклассники

Заключение № 111
Контрольно-счётной палаты города Орла

на проект решения Орловского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Орла на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (первое чтение)

17 ноября 2020 г.

1. Общие положения.

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Положения «О бюджетном процессе в городе Орле», утверждённого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2014 г. № 56/1026-ГС, и Положения «О Контрольно-счётной палате города Орла».

Экспертиза проекта бюджета города Орла на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов проведена в целях определения достоверности и обоснованности показателей формирования Проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Проект решения о бюджете представлен в Контрольно-счётную палату города Орла в установленный срок.

Пакет документов и материалов, представленных одновременно с Решением о бюджете, не соответствуют Положению «О бюджетном процессе в городе Орле». Так, в нарушение п. 2 ст. 6 Положения «О бюджетном процессе в городе Орле» к проекту решения о бюджете не представлен утверждённый План (программа) приватизации муниципального имущества города Орла на 2021 год.

Заключение подготовлено с учётом результатов проведённых Контрольно-счётной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2. Основные характеристики и структурные особенности бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии со ст.169 Бюджетного кодекса РФ и ст.5 Положения о бюджетном процессе в городе Орле проект бюджета города Орла составлен на три года: очередной финансовый год (2021 год) и на плановый период (2022 и 2023 годы).

Основные характеристики и показатели бюджета города Орла на 2019-2020 годы и проекта бюджета города на 2021-2023 годы представлены в следующей таблице:

(тыс. руб.)

Показатели

2019 год

(отчёт)

2020 год

(оценка)

2021 год

(прогноз)

2022 год

(прогноз)

2023 год

(прогноз)

Доходы всего, в т.ч.:

6 717 085,5

7 961 742,0

2 749 030,0

2 840 437,0

2 894 952,0

Налоговые и неналоговые доходы

 

1 815 922,2

 

2 263 024,0

 

2 395 530,0

 

2 486 937,0

 

2 541 452,0

Безвозмездные поступления

4 901 163,3

5 698 718,0

353 500,0

353 500,0

353 500,0

Расходы

6 803 802,2

8 307 704,7

2 749 030,0

2 840 437,0

2 894 952,0

Дефицит (-), профицит (+)

86 716,7

345 962,7

0,0

0,0

0,0

Согласно представленному проекту бюджета в 2021 году предусматривается снижение доходов бюджета города Орла относительно ожидаемого исполнения в 2020 году в 2,9 раза, в 2022 году относительно прогноза 2021 года – рост на 3,3 %, в 2023 году относительно прогноза 2022 года – рост на 1,9 %. Существенное снижение доходов связано с тем, что все целевые средства из вышестоящих бюджетов, за исключением дотаций, в настоящий момент не распределены, т.е. объём безвозмездных поступлений впоследствии изменится.

Общий объём расходов бюджета города Орла планируется в 2021 году со снижением по отношению к ожидаемому исполнению бюджета 2020 года в 3 раза, в 2022 году относительно проекта 2021 года – с ростом на 3,3 %, в 2023 году относительно проекта 2022 года – с ростом на 1,9 %.

В проекте решения о бюджете города Орла на 2021-2023 годы бюджет запланирован без дефицита.

Проведённый анализ ожидаемого исполнения бюджета города Орла за 2020 год показал существенное неисполнение доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам - на 199 473,0 тыс. рублей или на 8,1 % (утверждённый план на 2020 год – 2 462 496,6 тыс. рублей, ожидаемое исполнение – 2 263 024,0 тыс. рублей), в том числе:

  • по налоговым доходам:

- земельному налогу на 18 062,0 тыс. рублей (- 6,3 %);

- государственной пошлине на 1 879,0 тыс. рублей (- 3,2 %);

- налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения на 4 089,0 тыс. рублей (- 21,1 %);

- акцизам на 1 235,0 тыс. рублей (- 9,5 %);

- налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения на 1 145,0 тыс. рублей (-7,5 %);

  • по неналоговым доходам:

- доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 104 395,0 тыс. рублей (- 54,0 %);

- доходам от сдачи в аренду имущества на 24 000,0 тыс. рублей (- 24,7 %);

- доходов от реализации имущества на 22 421,0 тыс. рублей (- 34,9 %);

- прочим доходам от использования имущества на 18 504,0 тыс. рублей (- 30,6 %);

- доходам, получаемым в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю на 9 791,0 тыс. рублей (- 35,6 %);

- доходам от продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа, на 6 644,0 тыс. рублей (- 91,2 %).

- платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2 198,0 тыс. рублей (- 86,2 %).

Не ожидается исполнение в 2020 году запланированной в источниках финансирования дефицита бюджета продажи акций акционерных обществ АО «Гостиничный комплекс «Орёл-Отель» 100 % уставного капитала и АО «Управление капитального строительства г. Орла» 100 % уставного капитала, в общей сумме 1 156 631,0 тыс. рублей.

Соответственно по итогам 2020 года ожидается неисполнение расходов за счёт средств города Орла в сумме 1 217 886,7 тыс. рублей.

За истекший период 2020 года Контрольно-счётная палата неоднократно обращала внимание на негативную динамику поступления налоговых и неналоговых доходов и на наличие рисков неисполнения утверждённого годового плана как по налоговым и неналоговым доходам, так и по источнику финансирования дефицита бюджета в виде средств от продажи акций, а, соответственно, и неисполнения принятых расходных обязательств.

3. Доходы бюджета.

Сравнительный анализ прогнозируемых доходов бюджета города Орла на 2021 год в разрезе источников по отношению к ожидаемым поступлениям за 2020 год приведён в таблице:

 

 

Показатели

Ожидаемое исполнение

2020 года, тыс.руб.

Удельный вес

%

Проект бюджета на 2021 год, тыс.руб.

Удельный вес

%

Отклонение проекта 2021 г. от ожидаемого исполнения 2020 г.

тыс. руб.

%

Доходы всего, в т. ч.

7 961 742,0

100

2 749 030,0

100

- 5 212 712,0

- в 2,9 р.

Безвозмездные поступления, всего, из них:

5 698 718,0

71,6

353 500,0

12,9

-5 345 218,0

- в 16,1 р.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, всего, из них:

 

5 765 463,5

 

 

353 500,0

 

 

-2 685 308,7

 

- в 16,3 р.

Дотации

588 549,5

 

353 500,0

 

- 235 049,5

- 39,9

Субсидии

1 794 864,9

 

-

 

- 1 794 864,9

-

Субвенции

2 363 297,6

 

-

 

- 2 363 297,6

-

Иные межбюджетные трансферты

 

1 018 751,6

 

 

-

 

 

- 1 18 751,6

 

-

Доходы бюджета от возврата остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет

 

361,0

 

 

-

 

 

-

 

-

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов

 

- 67 159,0

 

 

-

 

 

-

 

-

Налоговые и неналоговые доходы, всего, из них:

2 263 024,0

28,4 100,0

 

2 395 530,0

87,1 100,0

 

+ 132 506,0

+ 5,9

Налоговые доходы, в т.ч.

1 906 683,0

100 84,3

2 055 405,0

100 85,8

+ 148 722,0

+ 7,8

Налог на доходы физ. лиц

1 267 545,0

66,5

1 317 615,0

64,1

+ 50 070,0

+ 4,0

Акцизы по подакцизным товарам (продукции)

11 833,0

0,6

12 699,0

0,6

+ 866,0

+ 7,3

Налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения

 

-

 

-

 

148 342,0

 

7,2

 

+ 148 342,0

 

х

Единый налог

на вменённый доход

186 760,0

9,8

61 100,0

3,0

- 125 660,0

- в 3,1 р.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

 

14 115,0

 

0,7

 

70 207,0

 

3,4

 

+ 56 092,0

 

+ в 5,0 р.

Единый сельхоз. налог

9 560,0

0,5

9 560,0

0,5

-

-

Налог на имущество физических лиц

90 600,0

4,8

99 650,0

4,8

+ 9 050,0

+ 10,0

Земельный налог

269 200,0

14,1

279 200,0

13,6

+ 10 000,0

+ 3,7

Государственная пошлина

57 027,0

3,0

57 032,0

2,8

+ 5,0

+ 1,7

Задолженность по отменённым налогам

43,0

-

-

-

- 7,0

-

Неналоговые доходы, в т.ч.

356 341,0

100 15,7

340 125,0

100 14,2

- 16 216,0

- 4,6

Доходы от использования

имущества

234 592,0

65,8

252 288,0

74,2

+ 17 696,0

+ 7,5

- дивиденды по акциям

1 035,0

 

700,0

 

- 335,0

- 32,4

- перечисления части прибыли МУП

6 220,0

 

3 560,0

 

- 2 660,0

- 42,8

- доходы от аренды имущества

73 101,0

 

75 228,0

 

+ 2 127,0

+ 2,9

- арендная плата за неразграниченные земли

88 878,0

 

99 907,0

 

+ 11 029,0

+ 12,4

- арендная плата за муниципальные земли

17 703,0

 

17 703,0

 

-

-

- плата по соглашениям об установлении сервитута по земельным участкам

 

5 722,0

 

 

5 722,0

 

 

-

 

-

- прочие доходы от использования имущества

41 933,0

 

49 468,0

 

+ 7 535,0

+ 18,0

Плата за негативное воздействие на окруж. среду

352,0

0,0

3 046,0

0,9

+ 2 694,0

+ в 8,6 р.

Доходы от оказания платных услуг

4 656,0

1,3

619,0

0,2

- 4 037,0

- в 7,5 р.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

 

62 241,0

 

17,5

 

51 334,0

 

15,1

 

- 10 907,0

 

- 17,5

Доходы от реализации имущества

41 746,0

 

31 482,0

 

- 10 264,0

- 24,6

Продажа земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

 

13 700,0

 

 

13 700,0

 

 

-

 

-

Продажа земельных участков, находящихся в собственности городского округа

 

643,0

 

 

0,0

 

 

- 643,0

 

-

Плата за увеличение площади земельных участков

6 152,0

 

6 152,0

 

-

-

Штрафы, санкции

35 000,0

9,8

12 089,0

3,5

- 22 911,0

- в 2,9 р.

Прочие неналоговые доходы

19 500,0

5,5

20 749,0

6,1

+ 1 249,0

+ 6,4

 

Налоговые и неналоговые доходы увеличатся на 132 506,0 тыс. рублей или на 5,9 % и составят 2 395 530,0 тыс. рублей, а безвозмездные поступления в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в настоящее время не распределены на областном уровне, в связи с чем в бюджете города будет произведено планирование указанных поступлений после их распределения между муниципальными образованиями Орловской области в областном бюджете. В проекте бюджета города Орла на 2021 год предусмотрены лишь дотации в размере 353 500,0 тыс. рублей, что ниже оценки 2020 года на 235 049,5 тыс. рублей, или на 39,9 %.

В структуре налоговых и неналоговых доходов городского бюджета налоговые доходы имеют определяющее значение, в 2021 году относительно 2020 года их доля увеличится с 84,3 % до 85,8 %.

Доля неналоговых доходов снизится с 15,7 % в 2020 году до 14,2 % в 2021 году.

Основным бюджетообразующим показателем доходов городского бюджета (55,0 % собственных доходов города) остаётся налог на доходы физических лиц.

Исходной базой для разработки прогноза доходной части Проекта бюджета являются: оценка исполнения бюджета 2020 года, сведения главных администраторов доходов бюджета, прогноз социально-экономического развития города Орла.

Кроме того, учтены изменения, внесённые в налоговое и бюджетное законодательство, федеральные и местные нормативные правовые акты о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2021 года.

3.1. Налоговые доходы.

Налоговые доходы бюджета города на 2021 год предусмотрены в сумме 2 055 405,0 тыс. рублей, что выше ожидаемой оценки 2020 года (1 906 683,0 тыс. рублей) на 148 722,0 тыс. рублей, или на 7,8 %.

Практически по всем источникам налоговых доходов планируется рост поступлений, за исключением единого сельскохозяйственного налога, поступления по которому прогнозируются на уровне 2020 года, и отменённого с 01.01.2021 г. единого налога на вменённый доход.

Наибольший рост поступлений налоговых доходов в 2021 году предусмотрен за счёт налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (+ 56 092,0 тыс. рублей) и налога на доходы физических лиц (+ 50 070,0 тыс. рублей). Кроме того, для замещения выпадающих доходов в результате отмены ЕНВД в бюджете города Орла прогнозируется поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения в размере 148 342,0 тыс. рублей,

3.1.1. Налог на доходы физических лиц.

Поступления налога на доходы физических лиц на 2021 год прогнозируются в сумме 1 317 615,0 тыс. рублей с ростом к оценке 2020 года (1 267 545,0 тыс. рублей) на 50 070,0 тыс. рублей или на 7,8 %.

Удельный вес данного налога в структуре налоговых доходов снизится с 66,5 % в 2020 году до 64,1 % в 2021 году.

Несмотря на неоднократные обращения городского Совета в областной Совет с законодательной инициативой по установлению городу Орлу норматива отчислений от зачисляемого в областной бюджет налога на доходы физических лиц в размере 15 % вместо 5 %, норматив зачисления налога на доходы физических лиц в доход городского бюджета, остаётся неизменным - 20 %, в том числе: 15 % - в соответствии со ст. 61.2. Налогового кодекса РФ, 5 % - в соответствии со ст. 8.1 Закона Орловской области от 26.12.2005 № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области».

Сумма поступлений налога на доходы физических лиц (1 317 070,0 тыс. рублей) рассчитана финансово-экономическим управлением исходя из ожидаемого поступления налога в 2020 году (1 267 545,0 тыс. рублей) и прогнозируемого роста ФОТ (104,0 %).

Расчёт финансового управления соответствует прогнозу налога главного администратора доходов – Инспекции ФНС России по г. Орлу.

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом администрации города.

3.1.2. Акцизы по подакцизным товарам (продукции).

Доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции) в 2021 году планируются в сумме 12 699,0 тыс. рублей, что на 866,0 тыс. рублей или на 7,3 % выше оценки 2020 года (11 833,0 тыс. рублей).

Указанный показатель запланирован в бюджете города Орла на 2021 год на основании прогноза поступлений доходов от уплаты акцизов за нефтепродукты, представленного главным администратором – Управлением Федерального казначейства по Орловской области с учётом данных, полученных от Межрегионального операционного Управления Федерального казначейства и установленного проектом Закона Орловской области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» норматива отчислений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты для МО «Город Орёл» на 2020 год в размере 3,7875 %, т. е. реалистичен.

3.1.3. Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) в соответствии с изменениями, внесёнными в Налоговый кодекс РФ, отменён с 1 января 2021 года.

Поступления данного налога запланированы в бюджете на 2021 год в объёме 61 100,0 тыс. рублей в соответствии с прогнозом главного администратора доходов – Инспекции ФНС России по г. Орлу.

При прогнозировании поступлений ЕНВД на 2021 году учитывались ожидаемые начисления по итогам 4 квартала 2020 года и ожидаемая оплата задолженности.

В сравнении с ожидаемой оценкой 2020 года поступления ЕНВД сократятся на 125 660,0 тыс. рублей или в 3,1 раза.

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом администрации города.

3.1.4. Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения подлежит зачислению в городской бюджет по нормативу 100 %.

Поступления данного налога запланированы администрацией города Орла в бюджете на 2021 год в размере 70 207,0 тыс. рублей, с ростом к оценке 2020 года (14 115,0 тыс. рублей) на 56 092,0 тыс. рублей или в 5,0 раз. В расчёте ФЭУ плановый показатель определён исходя из факта за 2019 год (17 121,0 тыс. рублей) и собственной оценки поступлений от частичного перехода индивидуальных предпринимателей в связи с отменой с 1 января 2020 года ЕНВД на патентную систему налогообложения (53 086,0 тыс. рублей). В расчёте ФЭУ использовались данные о численности ИП – налогоплательщиков ЕНВД по видам деятельности из отчёта Инспекции ФНС России по г. Орлу за 2019 год (5 183) и из общей численности этих ИП определены потенциальные ИП, виды и условия деятельности которых позволяют перейти на патент (4 341).

В соответствии с прогнозом главного администратора доходов – Инспекции ФНС России по г. Орлу поступления данного налога прогнозируются на 2021 год в сумме 17 965,0 тыс. рублей, в том числе в связи с частичным переходом ИП на патентную систему налогообложения – 3 900,0 тыс. рублей, при этом расчёты не представлены.

Ввиду того, что при расчёте данного показателя ФЭУ исходило из всех потенциальных ИП, виды и условия деятельности которых позволяют перейти на патент, при этом в настоящий момент неизвестно какое количество ИП перейдёт в 2021 году на патентную систему налогообложения, считаем целесообразным согласиться с прогнозируемым главным администратором дохода - Инспекцией ФНС России по г. Орлу размером планового показателя по данному налогу – 17 965,0 тыс. рублей, так как необоснованное увеличение доходов может привести к неисполнению дополнительно запланированных расходов.

3.1.5. Налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

В связи с отменой с 1 января 2021 года ЕНВД по предварительным данным Департамента финансов Орловской области бюджету города Орла установлен дифференцируемый норматив отчислений в бюджет города от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (УСН) в размере 12,9 %. Согласно прогноза Департамента финансов Орловской области поступления УСН в бюджет города Орла в 2021 году составят 148 342,0 тыс. рублей.

3.1.6. Единый сельскохозяйственный налог.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) подлежит зачислению в доход городского бюджета по нормативу 100 %.

Поступления ЕСХН в 2021 году прогнозируются на уровне ожидаемой оценки 2020 года в сумме 9 560,0 тыс. рублей.

Поступления данного налога запланированы в бюджете на 2021 год в соответствии с прогнозом главного администратора доходов – Инспекции ФНС России по г. Орлу.

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом администрации города.

3.1.7. Земельный налог.

В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ земельный налог является местным налогом и подлежит зачислению в городской бюджет по нормативу 100 %.

Поступления земельного налога в соответствии с прогнозом главного администратора дохода - ИФНС России по г. Орлу запланированы на 2021 год в сумме 279 200,0 тыс. рублей с ростом к ожидаемому исполнению в 2020 году (269 200.0 тыс. рублей) на 10 000,0 тыс. рублей, или на 3,7 %.

При прогнозировании поступлений на 2021 год учтены начисления по налогу за 2019 год, уровень собираемости (с организаций – 86,5 %, с физических лиц – 96,2 %), и дополнительные поступления за счёт отмены льгот на основании внесения изменений в постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 № 77/811-ГС «Об установлении земельного налога».

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом ИФНС России по г. Орлу.

3.1.8. Налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и подлежит зачислению в доход городского бюджета по нормативу 100 %.

Поступления налога на имущество физических лиц в 2021 году в соответствии с прогнозным расчётом ИФНС России по г. Орлу предусмотрены в проекте решения в сумме 99 650,0 тыс. рублей, что больше ожидаемого поступления в 2020 году (90 600,0 тыс. рублей) на 9 050,0 тыс. рублей или на 10,0 %, в связи с ожидаемым ростом начислений (105 300,0 тыс. рублей) и запланированной собираемостью 96,2 %.

3.1.9. Государственная пошлина.

Поступление государственной пошлины в 2021 году прогнозируется в сумме 57 032,0 тыс. рублей, на уровне ожидаемой оценки 2020 года (57 027,0 тыс. рублей).

Сумма поступлений госпошлины рассчитана на основании данных главных администраторов доходов.

3.2. Неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджета на 2021 год предусмотрены в сумме 340 125,0 тыс. рублей со снижением к ожидаемому исполнению 2020 года (356 341,0 тыс. рублей) на 16 216,0 тыс. рублей или на 4,6 %.

В структуре неналоговых доходов бюджета города наибольшую долю составляют: доходы от использования имущества – 74,2 %, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 15,1 %.

Доля неналоговых доходов в общем объёме собственных доходов сокращается с 15,7 % в 2020 году до 14,2 % в 2021 году.

3.2.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности планируются на 2021 год в сумме 252 288,0 тыс. рублей с ростом к оценке 2020 года на 17 696,0 тыс. рублей или на 7,5 %.

В составе указанных доходов в 2021 году наибольший удельный вес займут доходы от арендной платы за землю – 46,6 %, от сдачи в аренду имущества – 29,8 %, прочие доходы от использования имущества – 19,6 %. Кроме того, учтены: платежи по соглашениям об установлении сервитута по земельным участкам – 2,3 %; платежи от муниципальных унитарных предприятий – 1,4 %; доходы в виде дивидендов по акциям – 0,3 %.

а) Доходы, получаемые в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю запланированы на 2021 год в сумме 17 703,0 тыс. рублей, на уровне оценки 2020 года (17 703,0 тыс. рублей).

Главным администратором дохода (УМИЗ) в 2021 году прогнозируются поступления указанных доходов в сумме 15 669,6,0 тыс. рублей только по действующим договорам аренды земли, без учёта начисления платежей по договорам, срок действия которых истёк.

Контрольно-счётная палата согласна с позицией ФЭУ о прогнозировании данного показателя на 2021 год на уровне ожидаемых поступлений текущего года, так как истекшие договоры необходимо перезаключать или взимать плату за фактическое пользование.

Следует отметить, что в прогнозном показателе не учтено реально возможное погашение дебиторской задолженности, которая по состоянию на 01.10.2020 г. составила 35 238,7 тыс. рублей, и выросла за 9 месяцев 2020 года на 3 137,6 тыс. рублей, или на 9,8 %.

Планируемый показатель по указанным доходам на 2020 год требует уточнения на сумму реально возможных поступлений от уплаты задолженности.

б) Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрены в проекте бюджета на 2021 год в сумме 99 907,0 тыс. рублей, с ростом к ожидаемому исполнению 2020 года (88 878,0 тыс. рублей) на 11 029,0 тыс. рублей, или на 12,4 %.

Прогнозируемый в бюджете города на 2021 год показатель в размере 99 907,0 тыс. рублей соответствует прогнозу главного администратора дохода - УМИЗ, и сформирован на основании действующих договоров аренды земельных участков (1382 шт.) и с учётом начисления платежей по договорам, срок действия которых истёк (фактическое пользование).

Следует отметить, что по состоянию на 01.10.2020 г. дебиторская задолженность по указанным доходам составила 174 163,0 тыс. рублей и увеличилась за 9 месяцев текущего года на 18 131,9 тыс. рублей, в том числе по арендной плате на 11 584,9 тыс. рублей, по пени на 6 547,0 тыс. рублей.

Данный факт свидетельствует о наращивании дебиторской задолженности в связи с неуплатой начисленных в текущем году платежей.

При этом на 2021 год вообще не планируется погашение дебиторской задолженности.

Планируемый показатель по указанным доходам на 2021 год требует уточнения на сумму реально возможных поступлений от уплаты задолженности.

Следует отметить, что по результатам контрольного мероприятия, проведённого Контрольно-счётной палатой по вопросу эффективности управления и распоряжения муниципальными земельными участками и земельными участками на территории города Орла, государственная собственность на которые не разграничена, установлены многочисленные нарушения, повлекшие значительные потери доходов бюджета города Орла от аренды и продажи земельных участков.

Так,

- Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее УМИЗ) не осуществляется своевременный, достоверный и полный учёт муниципальных земельных участков. Существующая система учёта муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества города Орла не даёт полных и достоверных данных о качественном и количественном составе муниципальных земельных участков.

УМИЗ не ведёт учёт земельных участков, расположенных в границах городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, что свидетельствует о неисполнении Управлением полномочий по достоверному планированию доходов бюджета города Орла от арендной платы за землю; начислению, учёту и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; контролю за использованием земельных участков на территории города Орла.

-  Управление не исполняет возложенные на него бюджетные полномочия главного администратора доходов городского бюджета, не принимает своевременных, действенных мер для поступления доходов от аренды земли, а так же пени за нарушение сроков внесения арендной платы в бюджет города Орла, затягивает сроки направления претензий и обращения в суд с целью принудительного взыскания задолженности с отдельных арендаторов, а также досрочного расторжения договоров аренды.

- Собственниками помещений в торговом центре не заключены договоры аренды земельного участка, что привело к потерям бюджета в сумме 5 538,5 тыс. рублей.

-  Потери бюджета города Орла в результате неуплаты арендной платы за пользование земельными участками, выделенными под строительство, составили 21 036,9 тыс. рублей.

- При  отсутствии источников возмещения выпадающих доходов УМИЗ проданы земельные участки под строительство гаражей ниже кадастровой стоимости, что привело к потерям бюджета города Орла в 2019 г. в сумме 23 438,5 тыс. рублей, а в 2020г. по 9 участка под строительство гаражей  в сумме 426,7 тыс. рублей; под строительство аквапарка - 3 434,2 тыс. рублей;  под строительство торгового комплекса – 8 503,5 тыс. рублей.

Установлены иные нарушения действующего законодательства.

С целью принятия мер по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, Управлению муниципального имущества и землепользования города Орла направлено представление.

в) Доходы от платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены в проекте бюджета на 2021 год в сумме 5 722,0,0 тыс. рублей на уровне ожидаемых поступлений 2020 года (5 722,0 тыс. рублей).

Прогнозный показатель рассчитан ФЭУ с учётом фактических поступлений за 10 месяцев 2020 года и ожидаемых поступлений до конца текущего года.

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом ФЭУ администрации города Орла.

г) Доходы от аренды муниципального имущества запланированы в проекте бюджета на 2021 год в сумме 75 228,0 тыс. рублей с ростом к ожидаемому исполнению 2020 года (73 101,0 тыс. рублей) на 2 127,0 тыс. рублей, или на 2,9 %.

Администраторами поступлений доходов от аренды имущества являются: УМИЗ администрации города Орла, МКУ «УКХ г. Орла» и МКУ «СТО».

Ожидаемые поступления от аренды имущества в 2020 году рассчитаны ФЭУ в сумме 73 101,0,0 тыс. рублей исходя из фактических поступлений за 10 месяцев 2020 года (60 918,0 тыс. рублей) и ожидаемых поступлений до конца года (60918 т. р. : 10 мес. х 2 мес.= 12 183,0 тыс. рублей).

Поступления от аренды имущества в 2021 году запланированы ФЭУ в размере 75 228,0 тыс. рублей, в том числе: по УМИЗ и МКУ «УКХ г. Орла» на уровне оценки 2020 года – 65 720,0 тыс. рублей и 808,0 тыс. рублей соответственно, по МКУ «СТО» в соответствии с его прогнозом в сумме 8 700,0 тыс. рублей, с ростом к оценке 2020 года на 2 127,0 тыс. рублей или на 31,3 %.

Следует отметить, что прогнозируемый в проекте бюджета на 2021 год показатель по доходам от аренды имущества, администрируемый УМИЗ (65 720,0 тыс. рублей), выше прогноза главного администратора (58 883,5 тыс. рублей) на 6 836,5 тыс. рублей.

Поскольку определённая УМИЗ сумма выпадающих доходов от аренды имущества в связи с выкупом объектов недвижимости субъектами малого и среднего предпринимательства (4 807,3 тыс. рублей) имеет оценочный (предположительный) характер, а поступления по долгам прошлых лет учтены УМИЗ лишь в сумме 550,0 тыс. рублей при имеющейся по состоянию на 01.10.2020 г. дебиторской задолженности в сумме 35 929,3 тыс. рублей, Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом ФЭУ.

д) Поступления от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, прогнозируются на 2021 год в сумме 3 560,0 тыс. рублей со снижением к ожидаемому поступлению в 2020 году (6 220,0 тыс. рублей) на 2 660,0 тыс. рублей, или на 42,8 %.

Следует отметить, что по состоянию на 01.11.2020 г. в бюджет перечислена часть прибыли в сумме 6 219,5 тыс. рублей с превышением уточнённого годового показателя (4 340,0 тыс. рублей) на 1 879,5 тыс. рублей, или на 43,3 %. При этом первоначально в бюджете города Орла на 2020 год указанный показатель был запланирован в сумме 2 000,0 тыс. рублей, т.е. был существенно занижен.

Прогноз главного администратора дохода на 2021 год не учитывает погашение дебиторской задолженности по указанным доходам, которая по состоянию на 01.10.2020 г. составила 6 717,8 тыс. рублей, в том числе по платежам – 5 962,3 тыс. рублей, по пене – 755,5 тыс. рублей

Таким образом, прогнозируемый на 2021 год показатель доходов в виде отчислений части прибыли требует уточнения на сумму реально возможных поступлений от уплаты задолженности.

Проведённый анализ показал, что из 14-ти муниципальных унитарных предприятий отчисления части чистой прибыли планируются только по семи предприятиям, из них: МУП «Аптека № 2» – 2 400,0 тыс. рублей (67,4 % от прогнозируемой суммы поступлений в бюджет), МУП «РОУ» - 831,0 тыс. рублей (23,3 %), МУП «Аптека № 1» - 160,0 тыс. рублей (4,5 %), МУП «ЖРЭП»(З) – 80,0 тыс. рублей (2,2 %), МУП «БПХ» - 47,0 тыс. рублей (1,3 %), МУП «ЗЕЛЕНСТРОЙ» - 22,0 тыс. рублей (0,6 %), МУП «Орёлбыт» - 20,0 тыс. рублей (0,6 %), что свидетельствует о неэффективной деятельности муниципальных унитарных предприятий.

При формировании бюджета города Орла на 2020 год, учитывая убыточную деятельность МП Кафе «Встреча» и МУП «Столовая № 83», в связи с изменениями в системе организации питания школьников с 01.01.2019 г., согласно которым питание в школах осталось бесплатным только для учащихся 1-4 классов и льготных категорий школьников, Контрольно-счётная палата рекомендовала рассмотреть вопрос об объединении трёх муниципальных унитарных предприятий общепита: МУП «Столовая № 30», МП Кафе «Встреча» и МУП «Столовая № 83», что позволило бы сократить расходы на административно-управленческий персонал. Однако до настоящего времени наше предложение осталось без внимания, при этом по итогам 9 месяцев 2020 год всеми муниципальными предприятиями общепита получены убытки.

Контрольно-счётная палата по результатам проведённых контрольных мероприятий в муниципальных унитарных предприятиях неоднократно указывала на недостаточность принимаемых мер по осуществлению полномочий собственника по анализу эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий. Отсутствие должного контроля Администрации города Орла за деятельностью муниципальных предприятий, не принятие своевременных превентивных мер, обеспечивающих их устойчивое финансово-экономическое развитие, привели к тому, что муниципальным унитарным предприятиям, целью создания которых являлось снижение финансовой нагрузки на муниципалитет при выполнении ими полномочий муниципального образования, требуется систематическая финансовая помощь из городского бюджета.

Так, в 2019 году муниципальными предприятиями в бюджет города перечислена часть прибыли в сумме 8 167,2 тыс. рублей, а финансовая помощь из бюджета города муниципальным предприятиям для погашения их денежных обязательств составила 105 028,0 тыс. рублей. За 9 месяцев текущего года отчисления части прибыли в бюджет составили 4 340,0 тыс. рублей, а финансовая помощь муниципальным предприятиям в бюджете предусмотрена в сумме 56 708,0 тыс. рублей.

д) Дивиденды по акциям, принадлежащим городскому округу «Город Орёл» запланированы на 2021 год в сумме 700,0 тыс. рублей со снижением к ожидаемому поступлению в 2020 году (1 035,0 тыс. рублей) на 335,0 тыс. рублей, или на 32,4 %.

Однако главным администратором дохода – УМИЗ не представлены необходимые обоснования и расчёты, а именно: не представлена информация от каких акционерных обществ и в каком размере планируются поступления дивидендов в бюджет города Орла в 2021 году и от каких акционерных обществ не планируются поступления дивидендов и по каким причинам, в связи с чем, оценить реалистичность данного показателя не представляется возможным, что противоречит ст. 37 Бюджетного кодекса РФ.

Кроме того, Контрольно-счётная палата в очередной раз отмечает низкую доходность находящихся в муниципальной собственности городского округа акций акционерных обществ и предлагает либо принять меры по эффективному управлению акциями, либо рассмотреть вопрос об их продаже.

е) Прочие доходы от использования имущества запланированы в сумме 49 468,0 тыс. рублей с ростом к ожидаемому исполнению 2020 года (41 933,0 тыс. рублей) на 7 535,0 тыс. рублей, или на 18,0 %, в том числе: поступления от установки и эксплуатации рекламных конструкций в сумме 36 000,0 тыс. рублей, плата за наём муниципальных жилых помещений в сумме 34 437,0 тыс. рублей.

- Поступления от установки и эксплуатации рекламных конструкций запланированы главным администратором доходов (УМИЗ) на 2021 год в сумме 26 000,0 тыс. рублей с ростом к ожидаемым поступлениям 2020 года (18 400,0 тыс. рублей) на 7 600,0 тыс. рублей.

Расчёт УМИЗ произведён исходя из фактических поступлений за 9 месяцев текущего года (11 322,0 тыс. рублей), с учётом начислений на 4-й квартал в сумме 6 500,0 тыс. рублей, планируемых задатков в сумме 200,0 тыс. рублей и выпадающих доходов за 2 квартал 2020 г. в сумме 7 621,0 тыс. рублей.

Следует отметить, что по доходам от установки и эксплуатации рекламных конструкций по состоянию на 01.10.2020 г. дебиторская задолженность составила 8 869,0 тыс. рублей, которая уменьшилась за 9 месяцев 2020 года на 1 979,0 тыс. рублей за счёт списания безнадёжной к взысканию задолженности.

В прогнозируемом показателе погашение дебиторской задолженности не учтено ни в какой сумме, при этом в пояснительной записке УМИЗ к проекту бюджета отсутствуют какие-либо пояснения и сведения о структуре задолженности и вероятности её погашения, в связи с чем УМИЗ следует представить указанные сведения для оценки возможного погашения части дебиторской задолженности в 2021 году.

- Доходы от платы за наём жилых помещений запланированы на 2021 год главным администратором доходов Управлением городского хозяйства и транспорта в сумме 23 468,0 тыс. рублей, со снижением ожидаемых поступлений в 2020 году на 64,7 тыс. рублей, или на 0,3 %.

Плановый показатель рассчитан исходя из прогнозируемого поступления платы за наём в текущем году (23 532,7 тыс. рублей), ожидаемого годового количества жилых помещений, переданных в собственность граждан (360 шт.), ожидаемого годового количества жилых объектов, принятых в муниципальную собственность (144 шт.), с учётом средней площади одного муниципального жилого помещения (43,63 кв. м), размера платы 6,88 рублей за 1 кв. м.

Прогноз доходов от платы за наём жилых помещений на 2021 год не учитывает погашение дебиторской задолженности по плате за наём, которая ежегодно растёт (за последние 6 лет выросла в 19 раз) и по состоянию на 01.10.2020 г. составила 22 366,6 тыс. рублей.

Вместе с тем, несмотря на то, что в плановых показателях по доходам от платы за наём на 2019 год и на 2020 год были учтены поступления от взыскания части дебиторской задолженности, объём дебиторской задолженности только увеличивался: за 2019 год на 1 311,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2020 года на 1 778,8,0 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективности реализуемых администратором дохода мероприятий по погашению задолженности плательщиков.

Планируемый показатель по указанным доходам на 2021 год требует уточнения на сумму реальных возможных поступлений от уплаты задолженности.

3.2.2. Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Доходы от реализации муниципального имущества на 2021 год запланированы со снижением.

Поступления от реализации имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ запланированы в сумме 31 482,0 тыс. рублей, со снижением к ожидаемому исполнению в 2020 году (35 708,0 тыс. рублей) на 4 226,0 тыс. рублей, или на 11,8 %. Расчёт показателя составлен на основе действующих договоров купли-продажи помещений по состоянию на 01.10.2020 г.

В плановом показателе доходов от реализации муниципального имущества на 2021 год не учтены доходы от реализации имущества в рамках Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в связи с тем, что на момент формирования проекта решения города Орла на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов городским Советом не утверждён Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества города Орла на 2021 год (ожидаемые поступления в 2020 году – 6 038,0 тыс. рублей).

Вместе с тем, в повторно представленном проекте Прогнозного плана приватизации на 2021 год УМИЗ предлагается утвердить размер прогнозируемых доходов от реализации муниципального имущества города Орла, включенного в Прогнозный план приватизации на 2021 год, с учётом всех имеющихся рисков в сумме 5 279,0 тыс. рублей.

При этом, в повторно представленном проекте Прогнозного плана приватизации на 2021 год не учтен ряд замечаний Контрольно-счётной палаты города Орла в части:

- включения в План приватизации на 2021 год 2-х объектов культурного наследия с условием в кратчайшие сроки провести работу по разработке и принятию соответствующего нормативного правового акта, что позволило бы увеличить прогнозируемые доходы от реализации муниципального имущества не менее, чем на 2 000,0 тыс. рублей (50 %);

- проведения анализа (обследования) имущественного комплекса города Орла с целью установления потребности в том или ином имуществе, а также определения имущества, не обеспечивающего функции органа местного самоуправления и выбором наиболее эффективного способа его использования или отчуждения;

- включения в целях пополнения доходной части бюджета города и более эффективного использования муниципального имущества в План приватизации на 2021 год пакетов акций акционерных обществ: АО «Гостиничный комплекс «Орёл-Отель» 100 % уставного капитала и АО «Управление капитального строительства г. Орла» 100 % уставного капитала, общая стоимость которых составляет 1 163 320,0 тыс. рублей, продажа которых в текущем году не ожидается.

Таким образом, в плановом показателе доходов от реализации муниципального имущества на 2021 год следует предусмотреть доходы от реализации имущества в рамках Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, а в источниках финансирования дефицита бюджета – продажу указанных пакетов акций.

3.2.3. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 2021 год прогнозируются только за счёт доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в сумме 13 700,0 тыс. рублей со снижением к ожидаемым поступлениям 2020 года (14 343,0 тыс. рублей) на 643,0 тыс. рублей, или на 4,5 %,

Прогноз ожидаемого поступления доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, рассчитан ФЭУ исходя из фактических поступлений за 10 месяцев текущего года и ожидаемых поступлений до конца года, в том числе: доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности – 13 700,0 тыс. рублей, доходов от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности – 643,0 тыс. рублей.

По данным УМИЗ доходы от продажи неразграниченных земель – это, в основном, доходы от продажи земельных участков собственникам объектов недвижимости, расположенных на данных участках. Продажа указанных земельных участков осуществляется в заявительном порядке. В связи с чем, поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, прогнозируются ФЭУ на уровне оценки 2020 года в сумме 13 700,0 тыс. рублей.

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на 2021 год не планируются.

- плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности запланированы на 2021 год в сумме 6 152,0 тыс. рублей, на уровне ожидаемых поступлений 2020 года (6 152,0 тыс. рублей).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в заявительном порядке.

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом администрации города.

3.2.4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется на 2021 год в сумме 3 046,0 тыс. рублей, с ростом к оценке 2020 года (352,0 тыс. рублей) на 2 694,0 тыс. рублей или в 8,6 раза, в связи с планируемой передачей с 01.01.2021 года 40 % областной доли платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных образований Орловской области.

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом администрации города.

3.2.5. Штрафы, санкции, возмещение ущерба.

Поступления от штрафов, санкций, возмещения ущерба запланированы на 2021 год в сумме 12 089,0 тыс. рублей, со снижением к ожидаемым поступлениям 2020 года (35 000,0 тыс. рублей) на 22 911,0 тыс. рублей, или в 2,9 раза.

Доходы бюджета от штрафов, санкций, возмещения ущерба, рассчитан ФЭУ с учётом изменений, вступивших в силу с 01.01.2020 г., согласно которым, суммы штрафов, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счёт которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов.

Плановый показатель на 2021 год рассчитан исходя из прогнозируемого поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба в текущем году без учёта поступлений за счёт погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года (11 512,0 тыс. рублей), и роста на 5 %: 11 512,0 тыс. рублей х 5 % = 12 089,0 тыс. рублей.

Контрольно-счётная палата считает возможным согласиться с прогнозом администрации города.

3.2.6. Доходы от оказания платных услуг.

Поступление доходов от оказания платных услуг прогнозируется на 2021 год в сумме 619,0 тыс. рублей со снижением к ожидаемому исполнению в 2020 году (4 656,0 тыс. рублей) на 4 037,0 тыс. рублей, или в 7,5 раз.

Запланированные в проекте решения показатели доходов от оказания платных услуг соответствуют прогнозам главных администраторов доходов.

3.2.7. Прочие неналоговые доходы.

Прочие неналоговые доходы запланированы на 2021 год в сумме 20 749,0 тыс. рублей, что соответствует прогнозам главных администраторов доходов, в том числе:

- плата за размещение объектов мелкорозничной сети (Финансово-экономическое управление) в сумме 3 366,6 тыс. рублей;

- плата за размещение объектов нестационарных объектов (УМИЗ) в сумме 17 382,4 тыс. рублей.

Доходы прогнозируются с ростом к уровню ожидаемого поступления в 2020 году (19 500,0 тыс. рублей) на 1 249,0 тыс. рублей или на 6,4 %.

3.3. Безвозмездные поступления.

Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в проекте бюджета не запланированы. Планирование будет произведено после распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями Орловской области Законом Орловской области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

В бюджете города Орла на 2021 год запланированы безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов только в виде дотаций в сумме 353 500,0 тыс. рублей, в том числе: на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 120 518,0 тыс. рублей, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в сумме 233 000,0 тыс. рублей.

Следует отметить, что в условиях хронической нехватки собственных финансовых ресурсов, подтверждаемой существенным ростом кредиторской задолженности, объём выделяемых городу на 2021 год дотаций крайне недостаточен. В сравнении с 2020 годом он меньше на 40 %.

4. Дефицит городского бюджета, муниципальный долг.

В проекте решения о бюджете на 2021-2023 годы бюджет сформирован без дефицита.

Состав источников финансирования дефицита бюджета на 2021-2023 годы соответствует ст. 96 Бюджетного кодекса РФ.

Программой внутренних заимствований города Орла на 2021 год предусмотрено:

- получение кредитов от кредитных организаций в сумме 2 301 500,6 тыс. рублей, из которых будет направлено; на перекредитование ранее полученных кредитов 2 285 000,6 тыс. рублей, на возврат бюджетного кредита Орловской области – 16 500,0 тыс. рублей.

- привлечение и погашение бюджетных кредитов УФК по Орловской области на пополнение остатков средств на счёте городского бюджета в сумме 458 172,0 тыс. рублей.

Объём муниципального долга на 01.01.2022 год прогнозируется в сумме 2 351 500,6 тыс. рублей, в том числе: кредиты от кредитных организаций – 2 301 500,6 тыс. рублей, кредиты из областного бюджета – 50 000,0 тыс. рублей.

Объём муниципального долга на 01.01.2023 год прогнозируется в сумме 2 351 500,6 тыс. рублей, в том числе: кредиты от кредитных организаций – 2 301 500,6 тыс. рублей, кредиты из областного бюджета – 50 000,0 тыс. рублей.

В 2023 году планируется возврат бюджетного кредита Орловской области в сумме 50 000,0 тыс. рублей за счёт получения коммерческого кредита.

Объём муниципального долга на 01.01.2024 год прогнозируется в сумме 2 351 500,6 тыс. рублей, в том числе: кредиты от кредитных организаций – 2 351 500,6 тыс. рублей.

В проекте бюджета на 2021-2023 годы соблюдены ограничения предельного объёма муниципальных заимствований и муниципального долга, установленные ст. 106 и ст. 107 Бюджетного кодекса РФ.

Выводы.

Проект решения о бюджете города Орла на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов требует доработки.

Предложения.

Контрольно-счётная палата предлагает при рассмотрении проекта бюджета города Орла на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов учесть замечания и предложения, изложенные в настоящем заключении.

 

Начальник экспертно-аналитического отдела Контрольно-счётной палаты города Орла Н. М. Половинкина

Печать